Россия без предпринимателей не конкурентоспособна
Последние 300 лет в тяжелые времена российская власть всегда хватается "за соломинку"
− призывает приблизиться к трону энергичных, сметливых, деловых и патриотичных
россиян: Император Александр I согласился поручить возглавить армию не любимому
полководцу М. И. Кутузову; Император Николай I вверил судьбу Петербурга молодому
предпринимателю Н. И. Путилову, взявшемуся построить флотилию канонерок; Генсек
КПСС И. В. Сталин вернул армии и флоту погоны и память об Александре Невском,
Суворове, Кутузове, Ушакове и Нахимове.
Кто сможет устранить системный кризис в российской промышленности, утяжеленный
поддержкой Центробанком высокой ставки рефинансирования и грабительскими НДС и
налогом на основные фонды?
Кто является проводником здравого смысла в российском обществе? Похоже, российские
власти вспомнили, кто на самом деле создает продуктивную и конкурентоспособную
экономику – отечественные патриотичные предприниматели!
Учреждая 26 мая – День российского предпринимательства – мудрая верховная власть
признает, что перекосы и разбалансировку экономики без предпринимателей не устранить.
Повсеместно (в России и на мировых рынках) российской промышленности национальные
предприниматели постепенно приблизят заветную цель многих поколений россиян –
создание суверенной и великой России!
Свободу, как и рынки не получают, а завоевывают и это следует помнить предпринимателям
всегда.
Прибавится ли у России техногенных катастроф из-за увлечения чиновников созданием
корпоративного финансового потока?
СЗФО России притягивает бизнес. Когда иностранные и российские предприниматели-инвесторы
начинают "прощупывать почву" для своих проектов в Санкт-Петербурге, то от городских
специалистов, хорошо знакомых с энергетикой и теплоснабжением северного российского
мегаполиса, они получают какие-то странные сигналы. Почему проблема подключения
объектов к сетям не остается в русле инженерных решений, а непременно переходит
в сферу экономическую и тем самым демонстрирует пренебрежение чиновниками ст.
15 (части 1 и 3) закона "О защите конкуренции"?
Антимонопольное регулирование в сфере экологии и природопользования
Услуги в сфере экологии и природопользования являются одной из немаловажных составляющих
экономики Российской Федерации, которая в последнее время претерпела изменения
и получила значительное развитие. В связи с чем, возникла необходимость в усилении
контроля за соблюдением законодательства в данной сфере, в том числе, в усилении
антимонопольного регулирования.
Протекционизм наоборот
Усиление предпринимательства в России неминуемо должно было обострить конфликт
между чиновниками и деловым сообществом. Ответ на вопрос: "Почему экономика нашей
страны с таким скрипом воспринимает инновации?" приоткрывает завесу со многих
традиционных махинаций русских чиновников. Именно о них рассказывали в XVIII
в. – Иван Посошков, в XIX в. Илья Ильф и Евгений Петров и многочисленные выпуски
"Фитиля" и "Крокодила". Так от чего следует избавить российскую экономику? Насколько
страшен современной экономике разросшийся в годы советской власти "административный
ресурс" чиновников?
Евгений Ясин: "Инновация – главное конкурентное преимущество"
На состоявшейся 5-6 октября в Санкт-Петербурге VII Международной конференции
"Экономическая теория и история" Леонтьевской медалью "За вклад в реформирование
экономики" был награжден научный руководитель Государственного университета -
Высшая школа экономики Евгений Ясин. Корреспондент журнала "Конкуренция и рынок"
попросил известного экономиста ответить на несколько вопросов.
Сможет ли Россия закрепиться на морском шельфе?
Борьба за ресурсы уходит в морские глубины. По тому, сколько рыбы и морепродуктов
на столе у россиян, видно, что наша рыбная отрасль явно не конкурентоспособна.
Не постигнет ли ее участь и нефтегазовую промышленность? У России есть нефть и
газ на шельфе, но разве их можно добыть без водолазов? Насколько глубоко готова
Россия проникнуть на шельф?
Дайв-индустрия и развитие подводного плавания в России
Индустрия активных видов отдыха становится все более и более востребованной и
прибыльной повсюду в мире. Экономическое благосостояние и достаток основной массы
активно работающего населения развитых стран приводит к тому, что всё больше и
больше людей, в поисках новых ощущений, задумываются и реализуют планы проведения
регулярных каникул с участием активных видов отдыха. Выбор здесь огромен, но в
связи с геолого-географической спецификой нашей планеты, на семьдесят процентов
состоящей из океанов, именно водные виды отдыха и, особенно, подводное плавание
развиваются необычайно бурно.
Общественно консультационный совет - это "площадка" для взаимопонимания
25 октября 2007 г. в Санкт-Петербурге на Невском д.1 в помещении ОАО "Стройкорпорация
СПб" произошло очередное заседание Общественно- консультационного совета при Санкт-Петербургском
УФАС России, на котором были рассмотрены причины повышения цен на продукты питания.
Форпост российских предпринимателей проявляет инициативу
Многочисленные чиновники из разного рода "роснадзоров", от таможенников до торговых
инспекций, так бессистемно зарегулировали российское законодательство ведомственными
инструкциями, что Россия превратилась в "банановую" республику, где можно без
всяких ограничений сбывать китайский ширпотреб, от продуктов питания до автомобилей.
Если раньше задавали вопрос: "Сколько стоит один метр границы?", то теперь правомерно
спросить: "Во сколько обходится России недальновидность чиновников, строящих свой
бизнес на продаже интересов России?"
Партия гречневой крупы из Китая в объеме 130 тонн с указанием производителя…
из Алтайского края заставила Президента Дальневосточной торгово-промышленной палаты
Михаила Кругликова поднять тревогу. Россия – громадный рынок. Это хорошо знают
в приграничных районах Китая, власти и бизнес которых развивают массовое производство
дешевых и низкокачественных товаров. Китайцы явно используют двойные стандарты
в экспорте своих товаров. В Европу с США качество товаров одно, а в Россию и Африку
– другое. Какова же реакция федеральной власти РФ?
Нефть и газ обостряют системный кризис
Наличие природных ресурсов (лес, нефть, газ, уголь, золото, алмазы) на территории
субъекта РФ часто вызывает в последнее время беспокойство местных чиновников.
Торговля региональным сырьем по-крупному ведется либо компаниями из Москвы, либо
транснациональными корпорациями с разрешения столичных чиновников. В бюджет субъекта
РФ, не наладившего переработку сырья на месте, в этом случае попадают лишь "хвосты"
финансовых потоков. Территория имеет целый букет экологических проблем, низкую
покупательскую способность местного населения и неразвитую инженерную инфраструктуру.
Как следствие, недовольное действиями местных властей население покидает территорию.
Вахтовый метод приносит лишь сиюминутную выгоду, она сродни философии бича, а
отнюдь не мудрая государственная политика по удержанию целостности России. Почему
население богатых сырьевыми ресурсами территорий России живет бедно? Почему немало
говорят, к примеру, о сахалинских нефти и газе, и ничего - о местном бензине и
дизельном топливе?
"Кредитование малого и среднего бизнеса Северо-Западного региона"
30 октября 2007 г. в отеле "Парк Инн Прибалтийская" Международный центр конференций
"OnConference" при поддержке Ассоциации региональных банков России и Санкт-Петербургского
союза предпринимателей провели бизнес-завтрак "Кредитование малого и среднего
бизнеса Северо-Западного региона", в котором приняли участие представили банков,
правительства Санкт-Петербурга, малого и среднего бизнеса.
Конкуренция на страховом рынке Северо-Запада
Структура страхового рынка Северо-Запада - состав группы лидеров и второй эшелон,
- стабильна уже на протяжении нескольких лет. Изменение конкурентной структуры
страхового рынка в последние годы определяется слияниями и поглощениями, создающими
новых крупных "игроков". Значительную роль в этом играют зарубежные страховые
компании (СК), проявляющие вполне понятный интерес к российскому страховому рынку,
показывающему темпы роста почти 30% в год, и к нашему региону в частности, дающему
более 7% сборов национального рынка.
"Война на дорогах" пожирает жизни россиян
Статистика погибших на российских дорогах грустная – около 40 000 человек в год.
Страшная расточительность! Разбазариваем население страны. А ведь есть еще покалеченные
и семьи погибших. Кто даст им ответ на вопрос: когда власти прекратят "войну на
дорогах" России? Журнал "Конкуренция и рынок" опубликовал авторитетные мнения
специалистов петербургских автопредприятий, "Третьего парка" и "Петербургской
транспортной компании", о том, как следует организовывать пассажирские автоперевозки
в мегаполисе. Предлагаем Вашему вниманию взгляд на дорожные проблемы в другом
конце России – в Хабаровском крае.
ОАО "ТрансКонтейнер": свой путь к клиенту
Стремительное развитие экономики России и, в частности, её Северо-Западного региона,
ставит всё новые задачи перед железнодорожным транспортом. Растут объемы перевозок
и скорость доставки грузов, оптимизируется логистика, повышается конкуренция –
этот бизнес по всем показателям на подъёме. Вместе с тем рынок диктует необходимость
дальнейшего развития, внедрения новых форм работы. Об этом наш корреспондент беседует
с директором филиала ОАО "ТрансКонтейнер" на Октябрьской железной дороге Дмитрием
Морозовым.
В чем главная проблема российского машиностроения?
Работа на преуспевающем промышленном предприятии рождает прилив энергии и желание
гордиться результатами своего труда. Почему же одни российские предприятия, чьи
работники еще помнят славные времена переходящих знамен и вымпелов "Ударник коммунистического
труда", лежат "на боку", их банкротят или терзают рейдеры, а другие, не забывая
многолетние традиции, уверенно приближают будущее? Контраст между предприятиями
становится заметен сразу, стоит только подойти к проходной завода: обшарпанные
стены, сонный вахтер и запах плесени либо громадная заводская автостоянка, а на
фоне реконструируемых заводских цехов - развевающийся на флагштоке флаг компании
в обществе российского стяга и флага с гербом города. И как разнятся лица людей
– как будто две России, а не одно российское машиностроение. Какую стратегию следует
избрать российскому машиностроению, чтобы не оказаться вытесненным с российского
и мировых рынков? Лидер петербургского машиностроения Геннадий Локотков, президент
ЗАО "Росэлектропром Холдинг", генеральный директор ОАО "Невский завод", указал
корреспонденту журнала "Конкуренция и рынок" на главную проблему российского машиностроения.
Революционные изменения в электросетевом комплексе
Интенсивное развитие экономики и жилищного строительства в Петербурге и Ленобласти
выявило проблемы готовности инженерных сетей к столь заметным преобразованиям.
Как сетевая компания Ленэнерго обеспечивает инвестиционную привлекательность мегаполиса
и региона, корреспондент журнала "Конкуренция и рынок" поинтересовалась у генерального
директора ОАО "Ленэнерго" Валерия Чистякова.
Со слабым "Арсеналом" сильную Россию не создать
Бедственное положение российского машиностроения иностранные конкуренты используют
с умом – они не только вытесняют российские станки, механизмы и машины с мировых
рынков, а и норовят завоевать часть рынка машиностроения в самой России. Может
ли доля продукции машиностроения в российском экспорте служить показателем благополучия
страны?
Если многие желали бы видеть Великую Россию, то что сдерживает продуктивность
нашего машиностроительного комплекса корреспондент журнала "Конкуренция и рынок"
решил узнать у успешных предпринимателей с петербургского завода "МЗ "Арсенал".
Генеральный директор ОАО "МЗ "Арсенал" Сергей Королев дал свое видение процессов,
протекающих в российском машиностроении.
Строительному бизнесу России предстоит продемонстрировать свою зрелость
Неистребимо желание человека иметь свой дом. Почему же для многих россиян комфортабельный
и выражающий индивидуальность владельца дом или квартира так и остается неосуществимой
мечтой? Какова в этом роль строителей? Корреспондент "Конкуренции и рынка" беседует
о некоторых тенденциях в строительном бизнесе СЗФО России с к. э. н., генеральным
директором ОАО "ДСК-3" Александром Ереминым.
М8 "Холмогоры" приближает Белое море
В 2007 г. федеральные и региональные власти окончательно признали – без дорог
России в XXI век не въехать. Кто же сможет избавить наше Отечество от плохих дорог?
Нефтедоллары в России появились, а есть ли профессионалы дорожники? Корреспондент
"Конкуренции и рынка" не упустил возможности побеседовать с Валерием Абрамовым,
генеральным директором ЗАО "ВАД", "Почетным дорожником России", о российских дорогах
и наметившихся позитивных изменениях в дорожном строительстве.
Конкурентное право и градостроительство
В силу реализации на территории Российской Федерации приоритетного национального
проекта "Доступное и комфортное жильё – гражданам России" вопросы ведения архитектурно
– градостроительной деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами
приобрели характер высокой значимости.
Сошлись в споре на квадратном метре
Решение о покупке квартиры с использованием ипотеки потребитель принимает с учетом
двух оценочных показателей: стоимости квадратного метра жилья и процентной ставки
ипотечного кредита. Конкуренция сделала банки более сговорчивыми. Процесс снижения
себестоимости дома стал поводом для противостояния между строителями и сетедержателями.
"Всегда ли соблюдается антимонопольное регулирование государственной и муниципальной
помощи?"
Рыночная экономика привнесла новые веяния и весьма существенные изменения в российское
законодательство о конкуренции.
Прежде всего, это связано с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"
от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), где появилось
несколько новелл, ранее неизвестных отечественной правоприменительной практике.
Какой видят Россию норвежские предприниматели
Российско-норвежским отношениям более 12 веков. Норвежские викинги были частыми
гостями Древней Руси. Немало времени прошло, а норвежско-российские взаимоотношения
так и не стали простыми. Всевозможные разногласия и взаимное недоверие, не только
в политических взглядах, но и в экономических отношениях, мешают плодотворному
взаимодействию между двумя государствами, предпринимателями и народами. На сегодняшний
день в сфере экономического сотрудничества России с Норвегией можно выделить следующие
направления:туризм, импорт древесины, совместные проекты в области энергоресурсов
(нефть, газ) и сотрудничество в рыбной промышленности. Наш корреспондент в Норвегии
решил выяснить, что нужно сделать для улучшения взаимопонимания норвежских и российских
предпринимателей. Так как у норвежцев мало опыта взаимодействия с российскими
журналами уровня "Конкуренция и рынок", то для первого раза участники импровизированного
"круглого стола" попросили указать только их инициалы. В беседе участвовали представители:
туристического бизнеса господин S.W., строительного бизнеса господин E.T., рыболовной
промышленности господин P.R.
Что стоит создать сильную марку в России
Товары и компании терпят крах, когда они не способны выработать линию жизни торговой
марки. Рынки переполнены неудачниками. Возможно ли без создания сильных марок
завоевание мировых рынков российскими предприятиями?
В России под влиянием марксистов долгие годы не ценилась интеллектуальная частная
собственность, внимание дизайну и упаковке товара уделяли явно недостаточно, сильных
марочных товаров было мало (водка, икра, сливочное масло), и, как следствие, в
структуре экспорта преобладает сырье, а не марочные товары (станки, машины и товары
массового потребления, от бытовой химии до продуктов питания). Неужели из-за невнимания
к каким-то брендам возможен такой перекос в российской экономике?
А разве возможно продвижение товара на мировой рынок без создания и поддержания
сильной марки? Отрадно появление в последние десятилетия сильных российских марок,
входящих в список самых дорогих брендов. О стратегии продвижения сильной российской
марки на мировом рынке корреспондент "Конкуренции и рынка" решил поинтересоваться
в пивоваренной компании "Балтика". Менеджер по экспортному продвижению брендов
ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Анна Балакина рассказала, как сильные марки
облегчают доступ на новые рынки, обеспечивают возврат инвестиций и приумножают
стоимость активов предприятия.
Государственный язык в рекламе: кто ответственный
Федеральный закон "О рекламе" (13.03.06. №38-ФЗ) содержит две интереснейшие нормы,
касающиеся применения иностранного языка в рекламе.
Стратегия взаимодействия с партнерами: сегодня и завтра
Одной из основных тенденций фармацевтического рынка России является расширение
розничных сетей, стандартизация взаимодействия со всеми участниками делового процесса.
Отношения с поставщиками – материя довольно тонкая. Поставщики и розничные сети
преследуют совершенно разные цели.
Японская промышленность восприняла метод Леонтьева
Очередная 101-я годовщина со дня рождения великого русского экономиста Василия
Васильевича Леонтьева была отмечена открытием мемориальной доски на доме, в котором
он провел первые 19 лет своей жизни (по адресу Ждановская, 43), а также проведением
очередной ежегодной конференции "Экономическая теория и история" (из цикла "Леонтьевские
чтения").
Последнее мероприятие давно имеет статус международного, причем как в предыдущих,
так и в нынешней конференциях активное участие принимали гости из Японии. Что
ж, это вполне закономерно, поскольку именно в стране Восходящего солнца впервые
и, пожалуй, с наибольшим успехом использовали предложенные нашим соотечественником
метод межотраслевого баланса, а сами японцы считают его одним из "отцов" своего
экономического чуда.
О том, чем является Леонтьев для Японии, мы беседовали с профессором Института
экономических исследований, лауреатом леонтьевской медали "За достижения в экономике"
(2004 г.) Маасаки Кубонивой.
Дмитрий Менделеев: "Принципы имперской академии взяли верх над началами русской
академии"
Продолжение. Начало "КиР" № 3 сентябрь 2007 г.
Подарок с изъяном (К выходу справочника "Спортивная слава Санкт-Петербурга и
Ленинграда")
Спортивная литература принимает характер научного исследования. Она и без того
уже перенасыщена фальшивыми цифрами, фактами и отсебятиной, которую не делают
достоверной самые громкие титулы и звания.
Правильно ли, что в России не чтят предпринимателя Путилова
Пройдитесь по Петербургу, и вы столкнетесь с обилием улиц, переименованных в
XX веке в честь террористов, экстремистов, поджигателей классовой ненависти, беспринципных
политиков. Их имена кому-то важно навечно врезать в народную память. А имя же
человека, воплотившего в себе все лучшие черты лидера русской промышленности
и патриота России, вы на современной карте Петербурга не найдете.
Создать конкурентную российскую промышленность без уважения памяти великих русских
предпринимателей вряд ли удастся современным предпринимателям и российской власти.
Мотивации явно не достает. О предпринимателе Н. И. Путилове в "Санкт-Петербургском
комитете восстановления Храма Спаса на Водах" корреспондент журнала "Конкуренция
и рынок" беседовал со знатоком и популяризатором имени Путилова Борисом Усановым
и председателем комитета Владимиром Бельковым.
Мародеры у русского золота
Захватив с помощью оружия в конце 1917 г. власть марксисты-большевики стали
собирать финансовые ресурсы для себя и продолжения мировой революции. Ущерб населению
России они нанесли огромный, а много ли золота, серебра и бриллиантов удалось
награбить? Журнал "Конкуренция и рынок" продолжает исследовать судьбу Русского
золота.
Закон
Россия обрела обновленную Государственную Думу. Как оценить, насколько совершенны
будут новеллы наших избранников? Народная российская мудрость подсказывает роль
законов и тех, кто их создает.