Персонал любой фирмы в рабочее время должен всегда быть на связи, а сотрудники
среднего, а уж тем более высшего звена — и в нерабочее. Быть на связи — все равно
что постоянно держать руку на пульсе компании. Потеря связи в неподходящий момент
может привести к непринятию своевременного решения, последствия которого могут
быть от незначительных до катастрофических. Очевидно, что мобильную связь на откуп
самому менеджеру того или иного уровня оставлять нельзя. Остается только два варианта:
оплачивать отдельный номер каждого сотрудника или объединить все на один счет.
На первый взгляд, первый вариант куда предпочтительнее. Во-первых, сохраняется
прежний номер, во-вторых, каждый "ест из своей тарелки" — больше положенного не
израсходует. Но это только на первый взгляд. Постоянно придется контролировать
каждый счет, а при исчерпании средств либо оставлять сотрудника без связи, что
нам, очевидно, не подойдет, либо оплачивать снова, но средства по безналичному
расчету поступят в течение двух-трех рабочих дней. И не стоит забывать — обычные
коммерческие тарифы всегда выше тарифов, предлагаемых корпоративным клиентам.
Остается второй вариант — организовывать корпоративную связь. И здесь возникает
первая проблема. Практически каждый сотрудник в любой организации имеет свой мобильный
телефон, причем все они подключены к одному или другому оператору. И каждый из
них хочет сохранить свой номер, причем по объективным причинам — на него завязаны
многие контакты, в том числе и служебные. У каждого оператора сотовой связи есть
возможность перевести номер практически с любым коммерческим тарифом на один из
корпоративных тарифов. Поэтому стоит выбирать ту компанию сотовой связи, к которой
подключены большинство сотрудников — это самый безболезненный вариант, тем более
что стоимость звонков и набор услуг, предлагаемые различными операторами, практически
одинаковые — необходимо лишь найти оптимальное решение для вашей фирмы.
Clientus corporativus
Итак, вы определились в необходимости корпоративного обслуживания, теперь необходимо
стать корпоративным клиентом. Требования у всех сотовых операторов примерно одинаковые
— корпоративным клиентом могут стать только юридические лица или индивидуальные
предприниматели, на корпоративный счет объединяется минимально необходимое количество
телефонных номеров (либо существующих, либо вновь подключаемых), которые обязаны
расходовать в месяц определенную гарантированную сумму. Для этого представителю
компании нужно подойти в офис оператора с пакетом документов, куда входит доверенность
на право заключения и подписания договоров, реквизиты компании, заверенные печатью
и подписями руководителя и главного бухгалтера (они же могут быть указаны в доверенности)
и паспорт доверенного лица. Кроме этого, некоторые операторы могут потребовать
дополнительные документы, например, в компании "Билайн" понадобятся копии свидетельств
о внесении в единый государственный реестр и о постановке на учет в налоговом
органе.
Операторы "большой тройки" предоставляют все необходимые для потенциального корпоративного
клиента возможности: и качественное покрытие, и национальный и международный роуминг,
и гибкую тарифную политику. При этом каждая компания гарантирует персонального
менеджера, большой набор дополнительных услуг, позволяющий организовать экономичный
режим переговоров, удобный формат отчетной документации и прозрачность в контроле
расходов на мобильную связь, а также в некоторых случаях установку дополнительного
оборудования для качественного покрытия на территории корпоративного клиента.
Рассматривать других операторов имеет смысл только в конкретном случае. Если
сотрудникам компании не требуется роуминг, то можно обратить внимание на "Скай
Линк", в противном случае можно остаться без связи, как на территории России,
так и за ее пределами. Стандарт CDMA имеет меньшую зону распространения. Впрочем,
у CDMA есть свои, уникальные преимущества, а проблема роуминга может быть решена
оператором уже в недалеком будущем.
Корпоративная связь: оптимизируем расходы
Основной принцип корпоративных тарифов всех трех операторов следующий: чем крупнее
корпоративный клиент, чем больше средств он расходует на мобильную связь, тем
более привлекательными ценовыми предложениями он может воспользоваться. Выбрав
оператора сотовой связи и став его корпоративным клиентом, имеет смысл поручить
конкретному сотруднику вашей фирмы заниматься вопросами мобильной связи. Он и
персональный менеджер от компании сотовой связи всегда смогут найти оптимальный
тариф и набор услуг для каждого номера, кроме того, совместно они всегда оперативно
смогут решить возникшую проблему.
Главный вопрос, стоящий перед бухгалтером фирмы, как контролировать все эти расходы.
Кажется, общий счет, каждый говорит, сколько хочет, полное отсутствие контроля,
но в действительности все гораздо проще. Да, у всех сотрудников компании общий
счет, но при этом операторы сотовой связи делают контроль расходов максимально
прозрачным для своих абонентов. Например, в компании "МегаФон" существует возможность
установить лимиты на расходование средств по каждому номеру, и с каждого телефона
существует возможность проверить, какую сумму он потратил с начала месяца. Помимо
этого, в этой компании бесплатно предоставляется ежемесячный отчет о состоянии
баланса, в котором указывается, сколько какой номер проговорил и какими услугами
он пользовался. По запросу также бесплатно можно подключить услугу "Подробный
счет", и тогда в этом отчете будет отражен каждый звонок, совершенный со всех
телефонов корпоративной группы. А представляете, какой толщины оказывается ежемесячный
балансовый отчет, если корпоративная группа состоит хотя бы из 50 номеров? При
этом некоторые группы у крупных компаний насчитывают по 200 и более номеров. Несмотря
на увесистость такой пачки бумаги, разобраться в ней не составляет труда даже
непосвященному в бухгалтерские тонкости человеку.
Подобные услуги есть у каждого оператора сотовой связи, поэтому контроль расходов
оказывается достаточно простым и удобным для фирмы. При этом он может быть постотчетным,
когда можно обязать оплачивать самостоятельно израсходованные сверх нормы средства,
либо можно заранее ограничить сотрудников, установив лимиты.
А теперь более подробно рассмотрим, что же предлагают операторы "большой тройки"
своим клиентам.
"Билайн"
Пока компания предлагает три основных корпоративных тарифа на рынке сотовой связи
Петербурга: "Компания +", "Компания Старт" и "Бизнес-формула".
Тариф "Бизнес-формула" интересен тем, что на него возможно подключение от одного
номера, при этом на тарифе отсутствует минимальный гарантированный платеж. "Бизнес-формула"
позволяет задать три роли для участников корпоративной группы: "Персонал", "Секретарь"
и "Менеджер". Тарифная роль "Персонал" подразумевает небольшую абонентскую плату
с оплатой исходящих и входящих звонков, "Секретарь" — увеличенная абонентская
плата, при этом входящие звонки бесплатны, и роль "Менеджер" — это предложение
для руководящего состава. Здесь абонентская плата включает в себя 400 минут на
местные звонки, причем, израсходовав включенные минуты, абонент совершает звонки
по существенно сниженным расценкам.
"Компания+" и "Компания Старт" подразумевают объединение от 3 номеров со средним
счетом по одному номеру — не менее $23,6 с НДС в месяц. При этом на тарифе "Компания+"
существуют скидки на абонентскую плату, и при более чем 20 номерах они достигают
75% на федеральных номерах.
Компания "Билайн" предлагает своим абонентам единый тариф внутрисетевого роуминга:
$0,24 стоят исходящие и входящие звонки на телефоны "Билайн", $0,36 — на местные
телефоны того города, в котором находится абонент, и $0,48 — звонки по России.
"МегаФон"
Список тарифных планов компании "МегаФон" позволяет выбрать оптимальный вариант
обслуживания для компании любого бюджета. Линейка тарифов представлена четырьмя
основными предложениями: "Корпоративный Стандарт", "Корпоративный Совет", "Корпоративный
Альянс" и "Федеральный Бизнес", а также существует отдельный тариф для передачи
данных "Телеметрия".
Минимальное количество номеров — 5. На "Корпоративном Стандарте" при наличии
менее 20 номеров в группе гарантированный ежемесячный платеж составляет $30 в
месяц уже с НДС с каждого номера. Если на корпоративный счет объединены более
20 номеров, то вся эта группа должна ежемесячно расходовать не менее $600. Остальные
тарифы подразумевают минимальный гарантированный объем услуг, не зависящий от
количества номеров: "Корпоративный Совет" и "Федеральный Бизнес" — не менее $1000,
а "Корпоративный Альянс" — не менее $3000, включая НДС.
Следует учесть, что при увеличении количества номеров, объединенных на один счет,
помимо снижения стоимости звонков, увеличиваются различные скидки. Так, например,
при более чем 20 номерах, скидка на абонентскую плату за телефоны с федеральной
нумерацией составляет 100%.
В компании "МегаФон" существует специальное предложение для федеральных корпоративных
клиентов — тариф "Федеральный Бизнес", преимуществом которого является минимальная
стоимость местных вызовов, причем к ним приравнена стоимость звонков по всему
Северо-Западу, единая стоимость междугородних звонков по России, равная $0,24
с НДС.
Находясь в роуминге, корпоративные абоненты также имеют льготную тарификацию
по сравнению с обычными коммерческими абонентами, в отличие от других сотовых
операторов, но на территории России все абоненты равны — единый внутрисетевой
роуминг: все звонки по стране по $0,30 с учетом НДС.
Как и у конкурентов, "МегаФон" предоставляет своим абонентам множество бизнес-услуг.
Например, услуга "Корпоративная сеть", которая позволяет не только существенно
снизить стоимость звонков внутри этой сети, но и наделить участников разными правами,
допустим, ограничить некоторым возможность звонить за пределы корпоративной сети.
Существует услуга "GPRS-корпоративная сеть" — беспроводный доступ с помощью мобильных
телефонов компании в корпоративную компьютерную сеть. Главной же своей "изюминкой"
"МегаФон" считает услугу конфиденциальной сотовой связи. Он является единственным
оператором, предоставляющим такой сервис, заключающийся в дополнительном шифровании
речи с гарантированной защитой от прослушивания на всем протяжении соединения.
"МТС"
Для корпоративных абонентов компания "МТС" предлагает четыре основных тарифа:
"Команда", "Корпорация 1", "Корпорация 2" и "Корпорация 3".
Недавно введенный тариф "Команда" будет выгоден для мелких организаций, он позволяет
объединить от 2 номеров на корпоративный счет, при этом гарантированный расход
по каждому номеру должен быть не менее $17,7, с учетом НДС, в противном случае
недорасходованная сумма списывается как абонентская плата. За городской номер
на этом тарифе ежемесячно придется доплачивать $8,26 с НДС. "Команда" может заинтересовать
еще и тем, что за $20,06 можно подключить услугу OPEN, которая позволяет сделать
все входящие звонки бесплатными.
Линейка тарифов "Корпорация 1", "Корпорация 2" и "Корпорация 3" аналогична корпоративным
тарифам у компании "МегаФон" — минимальный размер гарантированного объема потребляемых
услуг на них составляет $354, $2360 и $5900, соответственно, включая НДС, при
этом значительно снижается стоимость звонков.
Корпоративным абонентам "МТС" доступен широкий спектр дополнительных услуг. Например,
услуга "Деловой партнер" позволяет добавлять до трех "любимых номеров" абонентов
сети "МТС", звонки на которые будут стоить, как исходящие вызовы на мобильные
телефоны, находящиеся на одном контракте.
Также абоненты корпоративных тарифов могут воспользоваться услугой "Закрытая
группа пользователей" — абоненты этой группы имеют два статуса: "привилегированные"
и "закрытые" абоненты. Последние могут совершать исходящие и принимать входящие
звонки только от "привилегированных" абонентов закрытой группы.
Находясь в роуминге, корпоративные абоненты не имеют преимуществ перед обычными
коммерческими абонентами, а во внутрисетевом роуминге также действует единый тариф:
$0,22 с НДС стоят вызовы на мобильные "МТС", $0,30 — вызовы на местные телефоны
того города, где находится абонент, и вызовы по России оплачиваются в зависимости
от направления.
Отдельно следует сказать, что у каждой компании сотовой связи помимо указанных
официальных тарифов существует перечень индивидуальных тарифов, разрабатываемых
для небольшого числа крупных корпоративных клиентов. У таких клиентов число номеров
в корпоративной группе может быть одна-полторы тысячи, и расходы на мобильную
связь у таких абонентов могут достигать десятков тысяч долларов в месяц, и это
несмотря на то, что стоимость звонков на предлагаемых им специальных тарифах может
составлять $0,01-0,02 внутри сети.