Полеты – это бесконечность, чем выше поднимаешься по ступеням мастерства, тем
большие горизонты для познания открываются твоему взору. Полеты – это школа жизни.
Мы учимся жить, летать, учимся смотреть и видеть, учимся подмечать необычное в
обычном. Многие ли из нас, отягощенных вечной суетой большого города, поднимают
голову, чтобы посмотреть на облака, птицу, парящую в небе? Для пилота нет картины
более завораживающей, чем полет самого совершенного летательного аппарата, полет
птицы. А облака – они ведь тоже живые. Они рождаются и умирают, имеют разный характер.
Нельзя встретить два одинаковых облака, так же, как нельзя встретить двух одинаковых
людей. Нельзя встретить два одинаковых потока, возносящих нас к этим облакам.
Потоки также рождаются, живут и умирают, во всем есть цикличность, свой, скрытый
смысл...
Философия полета
Известно, что хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает! Лучший отдых – это смена
занятия. Но только не шило на мыло, а так, чтобы кардинально. К счастью, выбор
есть. Кто-то предпочитает прыгать с парашютом, кто-то горные лыжи, водный, пешеходный
туризм и многое другое.
В отличие от профессиональных спортсменов, выбравших спорт делом всей своей жизни,
работающих в режиме предельных нагрузок, пилот-любитель имеет возможность летать,
не ставя перед собой сверхзадач. Полет для него, прежде всего, активный отдых,
поддержка здоровья, увлечение.
В наше время трудно достичь значимых результатов в бизнесе без полной самоотдачи.
Приходится выжимать из себя всю энергию, всю, до последней капли. К концу недели
усталость накапливается как снежный ком. В пятницу утром голову не оторвать от
подушки. Но вот наступает заветная суббота, и ты, ни свет ни заря, смотришь в
окно, проверяя точность прогноза погоды, в предвкушении полета. Полет – это другой
мир, другая реальность, другое измерение. Здесь все по-другому. Другая шкала ценностей,
приоритетов. В небе растворяется социальный статус, из мыслей уходят деньги, положение
в обществе. Небу не важно, какую должность или кабинет ты занимаешь, какая у тебя
машина. Все предельно честно. Важно твое мастерство, при коллективных полетах
– умение быть членом команды. Небо – это испытание на прочность. Здесь приходится
выдерживать психологические и физические нагрузки, и не каждый выдерживает экзамен.
Многие приходят в парапланеризм для снятия барьера, препятствующего решению, на
первый взгляд, неразрешимых проблем. Именно в полете есть возможность на любую
земную проблему посмотреть "с высоты".
Азы
Парапланеризм – спорт в России относительно молодой. Два десятка лет он насчитывает,
так что, можно сказать, уже зрелый юноша. Параплан – это следствие развития обычного
спортивного парашюта-крыла. От предшественника этот чудо-самолет унаследовал конструкцию,
но, благодаря увеличенной площади, параплан получил возможность дольше оставаться
в воздухе. За счет лучших характеристик, и, в первую очередь, меньшей скорости
снижения, парашют превратился в планер. Его так и назвали – "парашют планирующий",
сокращенно – параплан. Парапланеризм отличается самой маленькой скоростью полета
(25 км/ч), но этот недостаток с лихвой окупается несомненными достоинствами. Так,
параплан, состоящий из мягкого тканевого купола, строп и сиденья, – легок (около
15 кг в собранном виде), занимает мало места (можно хранить и носить в простом
рюкзаке), его подготовка к полету, равно как и последующее сворачивание, требует
незначительного времени. Кроме того, сделать первые полеты на параплане легче,
чем на других видах планеров – основной учебный курс можно пройти за неделю.
Сегодня современные парапланы мало похожи на своих дальних родственников, изменились
профили крыла, материалы и философия конструкции. Параплан состоит из купола,
строп и удобной подвески для пилота. Пилот находится в сидячем положении – в отличие
от парашютиста, что делает полет комфортным даже на протяжении нескольких часов.
Экипировка пилота включает в себя также вариометр – прибор, позволяющий оценивать
вертикальную скорость и отображающий высоту, шлем, комбинезон, перчатки и специальную
обувь. Желательно иметь радиостанцию. Для дальних маршрутных полетов используют
GPS – систему спутниковой навигации. Все снаряжение умещается в рюкзаке и весит
порядка 15 кг.
Что должен знать и уметь пилот? Новичок обязательно должен пройти курс летной
подготовки. Получить практические навыки и теоретические знания по аэрологии,
метеорологии, о свойствах крыла и правилах поведения в воздухе. Обучение и прогресс
пойдут быстрее, если вы "схватываете на лету", обладаете хорошей физической подготовкой,
выносливостью, имеете быструю реакцию и не теряетесь в трудной ситуации. Пригодится
способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения.
Что касается стоимости воздушных удовольствий, то помимо непосредственно параплана,
который обойдется в сумму от 800 до 4000 долларов, необходимо приобрести еще подвесную
систему (200–300 долларов), запасной парашют (150–250 долларов), вариометр, показывающий
высоту, вертикальную скорость и другие параметры (200–800 долларов). Кроме того,
хорошо бы отдельно потратиться на нужный для навигации приемник GPS (200–500 долларов),
а также на комбинезон, шлем и очки (200–400 долларов). Таким образом, в общей
сложности расходы на снаряжение обойдутся от 2 до 7 тыс. долларов.
Свой типаж
Стартовать на параплане можно с возвышенностей. Все просто, поднимаете купол,
делаете несколько шагов и покидаете планету. Равнинные пилоты используют лебедку,
которая в режиме змея обеспечивает минимальную высоту. Дальше все как у дельтаплана,
планера и птиц. Ищете восходящий поток теплого воздуха и вместе с ним поднимаетесь
к облакам. Если вы нацелились пролететь маршрут, то необходимо отыскать следующий
поток и так, удерживаясь в небе, продвигаться к намеченной цели. Вы сможете оставаться
в воздухе так долго, пока будут рождаться тепловые потоки, но когда солнце приблизится
к горизонту, вы будете вынуждены прекратить свое удивительное приключение. В обычных
условиях возможны перелеты на 5–100 км, но это далеко не предел!
Существует множество видов парапланов, но все они делятся на четыре класса. Первый
класс парапланов (standard) предназначен для первого года обучения или для первых
100 полетов. Этот класс парапланов отличается наибольшей простотой, безопасностью.
В полете парапланы этого класса просты в обращении, но не обладают столь высокими
летными качествами, как спортивные модели. Такие парапланы, как правило, использует
тот, кто летает время от времени.
Второй класс парапланов (performance) – промежуточный, однако требует определенного
опыта пилота и в то же время не обладает летными качествами спортивных парапланов.
В случае частичного или полного "схлопывания" купола параплан восстанавливает
свою форму самостоятельно или в результате одного, единственно правильного действия
пилота. Парапланами второго класса управлять сложнее, и их цена выше. В основном
они используются пилотами, регулярно занимающимися парапланеризмом.
Третий класс парапланов (competition) – предназначен для спортсменов и профессионалов.
Эти парапланы обладают самыми высокими летными характеристиками и позволяют летать
долго и на большие расстояния, что необходимо для спортивных соревнований. Третий
класс парапланов требует мастерства и целого набора четких действий пилота в случае
"схлопывания" купола во время полета.
Четвертый класс парапланов (biplace) – с подвесной системой для полетов вдвоем.
У этих парапланов необычайно большой по площади купол. Пилотами таких парапланов
являются только инструктора. Пассажиром же может быть любой человек – даже ребенок.
Еще один, дополнительный, класс парапланов – моторизированный. Соединение мягкого
крыла и легкого двигателя позволяет получить сверхлегкий летательный аппарат с
уникальными полетными характеристиками. Однако здесь подойдет не любой купол –
нужно устойчивое крыло класса "Standard". На параплане с мотором можно взлетать
буквально с пятачка и летать более трех часов (пока бензин не кончится), и продолжать
полет уже с выключенным двигателем. Кстати, в любой момент вы можете выключить
двигатель и насладиться свободным полетом в тишине, а потом снова включить его.
Если первые парапланеристы сталкивались с неизвестным, то сейчас, покупая сертифицированное
крыло, вы можете быть уверенными в его предсказуемом поведении в данном классе.
При разумном подходе к занятиям парапланеризм достаточно безопасен. Парапланы
для пилотов с минимальным налетом обладают высокой степенью надежности или, как
говорят, высокой пассивной безопасностью. Это означает, что крыло способно само,
без вмешательства пилота, за 4 секунды выйти из любого опасного режима, в который
способно попасть из-за неопытности пилота или возмущения атмосферы. Над безопасностью
полета работают тест-пилоты фирм, выпускающих парапланы. Шаг за шагом изучаются
прототипы новых моделей, вносятся необходимые изменения. Разработаны критерии
оценки безопасности и сертификация, т.е. присвоение класса авторитетными комиссиями
на основании проведенных испытаний.
Страшно, но интересно
Интерес к этому, можно сказать, экзотическому виду спорта у людей проявляется
зачастую совершено случайно. Например, Алексей, один из петербургских бизнесменов,
пришел к летной жизни таким образом: "Мой друг Андрей время от времени бросал
странные призывы: "Леха, поехали летать!". На чем летать, на тряпке? Эти призывы
отклика в душе Алексея не находили, несмотря на то, что он еще в школе готовился
к поступлению в летное училище. Однако нынешняя работа, как у большинства, отнимала
много времени и сил. Старался, конечно, поддерживать какую-то форму, но, как правило,
это ограничивалось пробежками и плаванием в бассейне.
Алексей рассказывает дальше: "Однако интерес увидеть "нечто" взял свое, и однажды
мы отправляемся в село Можайское, что в 30 километрах от Петербурга. Приехали
на склон. В воздухе никого. Андрей стал готовиться к старту. Более опытные советовали:
"Ветер сильный, летать нельзя". Это теперь мы все понимаем, а тогда… Андрей не
успокоился и решил потренироваться с куполом в поле. Поднимает купол, и тут же
подошедший порыв ветра выдергивает его в воздух, словно морковку из грядки. Скорости
крыла не хватает и его сносит на каменистый склон. Я был поражен реакцией Андрея.
Бывший десантник извернулся, как кошка, и встретил землю ногами. Купол падает
и превращается в парус. Андрея тащит по склону, после чего он таранит чей-то автомобиль
и останавливается. Инвентаризация. Кости целы, но руки в ссадинах, разодрана
одежда, порваны стропы и купол. Так Андрей преподал мне первый урок: урок, как
летать нельзя! Перевязываем раны и едем домой смотреть видео про полеты в Альпах.
Это было впечатляюще! Безграничные возможности, полеты под облаками на сотни километров.
В то время я не предполагал, что это начало необратимых процессов…".
Вдохновение к Алексею пришло через неделю, когда он вновь приехал с друзьями
в Можайское и наяву увидел парящих в воздухе пилотов. Выбор был сделан. Теперь
он отдает полетам практически все свое свободное время. Летает каждые выходные,
в отпуске, иногда в летнее время после работы, когда длинный день.
Не ради адреналина
"Парапланеризм – это не новый способ для "экстремалов" свернуть себе шею, – говорит
Алексей. – Как и в любом деле, здесь есть профессионалы, и есть любители. Для
профессиональных пилотов это работа. Кому-то важно удовлетворить свои амбиции,
и он участвует в соревнованиях. Для любителей, летающих в свое удовольствие, –
это отдых, хобби. Но однозначно, что для пилотов любого уровня, если выразиться
кратко, – это дикое приключение, эмоции, фантазия, ставшая реальностью. Полет
расширяет наши представления не только о мире, в котором мы живем, но и о нас
самих. Представьте себя птицей: высота, солнце и облака, полное растворение в
пространстве и времени. Что еще нужно для восстановления после изнурительной трудовой
недели?"
Конечно, в парапланеризме присутствует травматизм. И, порой, очень серьезный.
Однако при разборе причин, повлекших несчастные случаи, в большинстве все сводится
к ошибке пилота. Например, выбор параплана, не соответствующего уровню, неправильная
оценка метеоусловий и многое другое. Одна из серьезных причин повышенного риска
– это самообучение. Это и понятно. Например, если человека, плохо умеющего водить,
посадить за руль автомобиля, его поездка тоже не обещает ничего хорошего.
Риск получить травму минимален при серьезном отношении к делу. Главное, чтобы
везло с учителями. Основательный подход, шаг за шагом, от простого к сложному,
от теории к практике. Полет на параплане – это самый простой способ подняться
в небо, почувствовать себя птицей, испытать радость свободного полета, воплотить
свою "розовую" мечту. Однажды прикоснувшись к облакам, понимаешь: не летать ты
уже не можешь. Полет дарит незабываемое ощущение радости, свободы, гарантирует
огромный заряд энергии и творческого потенциала. Для того чтобы летать, необходимо
быть романтиком и, конечно, искателем приключений.
Парарекорды
В Петербурге активных парапланеристов, которые стараются участвовать в соревнованиях,
не больше 10. Тех, кто когда-либо летал, несколько сотен. Люди приходят, учатся,
затем, в силу тех или иных обстоятельств, бросают занятия. Регулярно летающих
– 50–70 человек. В последнее время наблюдается повышенный интерес к параплану,
пилоты объединяются в клубы.
По мнению еще одного летающего бизнесмена, занятие этим видом спорта дает очень
многое. "Во-первых, всегда человеку надо переключаться с одного вида деятельности
на другой: психика должна отдыхать. Во-вторых, хочется другого рода деятельности.
В-третьих, есть желание что-то доказать себе и другим: "Я сделал это!". В-четвертых,
я совершенно искренне не понимаю, зачем люди занимаются альпинизмом. Мне ответили,
что это не самоутверждение, а возможность пообщаться с единомышленниками. Среда
отбирает людей. Парапланеризм – это тоже среда, объединяющая людей, с которыми
интересно общаться. арапланеризм – это возможность отключиться от проблем, которых
так много в жизни. Когда ты взлетаешь, то забываешь о "земных" заботах. А когда
возвращаешься обратно, то на все смотришь по-другому".
"Короткий отпуск, невозможность оставить работу даже на небольшой срок не оставили
шансов для спортивной карьеры, – признается Алексей. – Правда, имел опыт участия
в соревнованиях на Кавказе, в Домбае. Надо отметить: в плане безопасности – не
самое лучшее место, не только для новичков, но и для опытных пилотов. Значимых
результатов не было, да и не могло быть вследствие недостатка опыта и жестких
погодных условий. К соревнованиям допускались пилоты с налетом не менее 15 часов
в горных условиях. У меня на тот момент было всего 10 часов на равнине. Разница
огромная. Горы обладают непростым характером, они не для чайников. В то время
у меня был стремительный прогресс в обучении, и, успешно отлетав тренировочный
день, мы уговорили судей разрешить мне летать в команде. Сразу после первого старта
я попал в сильную турбулентность, которую не смог контролировать. Падал, было
страшно, боролся за жизнь. У самой земли смог вернуться к нормальному полету,
но сразу пошел на посадку. Шок. Несколько дней ушло на реабилитацию, после чего,
переломив себя, понемногу вернулся к полетам".
Но соревнования зачастую не являются мерилом личных достижений. И выдающиеся
результаты не обязательно фиксируются в летописях официальных соревнований. "Это
был уникальный полет, – вспоминает Алексей. – В тот день мы в Можайском летали
сверху вниз. Ближе к вечеру, в том момент, когда шансы набрать высоту равнялись
нулю, буквально на миг, как у нас говорят, "включили лифт", которым я и не замедлил
воспользоваться. Без приборов, без куртки, я впрыгнул в подошедший поток, по ощущениям
стараясь нащупать зону максимального подъема. Используя все свои навыки, мне удалось
подняться на недоступную до сих пор высоту, покорить Можайское небо. Под тучкой
прекрасно поднимало. Но, закоченев окончательно, я бросил поток и приземлился
в 15 километрах от склона в поселке Коммунар. Случай беспрецедентный".
Человек всегда стремился подняться в небо. Полет – это нечто, вырывающее нас
из оков повседневных забот. Полет... Кто из нас не стремился занять место у окна
в самолете? Полет дарит незабываемое ощущение радости, свободы, гарантирует огромный
заряд энергии и творческий потенциал.