Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Экономика и финансы / Ограничения роста


Экономика и финансы / Ограничения роста


Автор: Дмитрий Толмачев, Ольга Логинова, Глеб Жога
Источник: "Эксперт" - №2 (14 - 20 января 2008)

Как оседлать волну

Разворачивается мощная волна инвестиционного роста Уральского промышленного региона. С какими вызовами столкнутся бизнес и власти в процессе осуществления своих хозяйственных планов?

Статистика отражает прошлое. Будущее формируется в головах предпринимателей. Ежегодное исследование аналитического центра "Эксперт-Урал" "Инвестиционные проекты Большого Урала" — это попытка заглянуть в будущее на пять лет вперед, поскольку опирается она не на анализ уже сделанных инвестиций (то есть на статистику), а на данные о планах бизнеса.

Информация об этих планах фрагментарна, она разного качества, а сами планы лежат в диапазоне от туманных прожектов с неясными перспективами вроде "Белкомура" до уже запущенных заводов и цехов. Чтобы получить более или менее однородную и пригодную для анализа картинку, мы собрали и проанализировали всю открытую информацию о проектах в промышленности Урало-Западносибирского региона. Мы ограничили анализ промышленностью, на которую приходится почти 50% ВРП региона против 30% в целом по стране, отобрав для рассмотрения проекты стоимостью 5–10 млн долларов, уже запущенные или запускаемые в период с 2003-го по 2008 год.

Взвесим амбиции

Начнем с главных выводов исследования.

В промышленности Урало-Западносибирского региона на 2006–2010 годы запланированы инвестиционные проекты примерно на 60 млрд долларов. И это без учета нефтегазовых проектов на территории тюменского Севера. Причем все они связаны с увеличением промышленного производства. Для сравнения: в 2006 году инвестиции в основной капитал Большого Урала составили 37,8 млрд долларов (из них более половины приходится на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа).

Средний срок реализации проектов (от разработки проектной документации до запуска производства) по сравнению с 2005–2006 годами, когда мы провели первое исследование, не изменился — 3–3,5 года. Увеличились сроки окупаемости: по проектам, начатым в 2005–2006-м, они составляли в среднем 6,2 года, а по проектам, запущенным и запускаемым в 2007–2008-м, — уже 9,9 года. Таким образом, горизонты планирования расширились в полтора раза.

Этот сдвиг говорит о фундаментальных изменениях в экономике. Совсем недавно еврооблигации РФ со сроками погашения через 20–30 лет финансовые аналитики полушутя-полусерьезно называли облигациями несуществующего государства. При таких темпах шутка через пару лет утратит актуальность. Есть у сдвига и прикладное значение: инвесторы на Урале готовы рисковать деньгами на 13 лет вперед, а значит, ресурсная база финансовой системы поневоле подтянется к этой планке. Наконец, это говорит о том, что капитал перетекает в отрасли промышленности и инфраструктуры с длинными сроками возврата, соответственно, снижается спекулятивная составляющая в экономической системе и последняя становится устойчивей.

Если все анонсированные проекты будут реализованы в заявленные сроки (а большинство из них должно быть пущено в промышленную эксплуатацию и выведено на проектную мощность к 2012–2013 годам), то суммарный ВРП Урало-Западносибирского региона (без учета ХМАО и ЯНАО) увеличится в текущих ценах с 107 млрд долларов в 2006 году до 150 млрд в 2012-м. Чемпионами в гонке за ВРП выйдут Тюменская область — общий прирост ВРП до 2012 года 60%, Свердловская и Челябинская — по 51%, Оренбуржье — 47%.

Еще один важный тренд — вынос основных производственных площадок из территориальных административных центров в города второго и третьего эшелона. Из 60 млрд долларов инвестиций в проекты 2006–2010 годов только четверть будет осваиваться в региональных центрах и на прилегающих к ним территориях. Остальные три четверти — площадки малых городов. Так, в Екатеринбурге будет реализовано только 10% промышленных инвестиционных проектов области, в Перми и Челябинске — по 20%, в Уфе — 40%.

Абсолютный лидер по инвестиционной активности в промышленности — Нижний Тагил (с 2003 года здесь реализовано 13 инвестиционных проектов на 958 млн долларов, в том числе девять — на НТМК). В ближайшие годы усилят свои инвестиционные позиции такие города, как Ревда ("Макси-Групп", УГМК), Серов (ОГК-2, Серовский завод ферросплавов), Чусовой (ОМК). Благодаря крупным инвестиционным проектам в этих городах начнется серьезный рост, обусловленный притоком людей в промышленность и во все сопутствующие сегменты. Это потенциал, который может быть использован для дальнейшего делового и инфраструктурного развития территории.

Пока сценарий внушает изрядный оптимизм. Насколько он реалистичен, оправдан ли этот оптимизм и на что опираются сделанные выводы?

Основных барьеров два: обеспеченность инфраструктурой, энергетической и транспортной, и кадры.

Ограничение первое: инфраструктура

Уже сама структура инициированных проектов (электроэнергетика — около 40%, металлургия — 18%, нефтехимия — 13%, деревообработка — 12%) заставляет подробнее проанализировать реальный инвестиционный потенциал лидирующих отраслей.

Планы развития энергетики по стране в целом до 2012 года воистину грандиозны — 40 ГВт. Для сравнения: максимальный годовой объем вводов по России в советской истории — 8,9 ГВт (1985 год). Основные проблемы, препятствующие их выполнению, следующие.

Во-первых, несогласованность программы развития электроэнергетики. С одной стороны, в программе заложены избыточные мощности (у существующих объектов есть резерв увеличения и мощности, и КПД действующего оборудования, причем их реконструкция дешевле нового строительства), встречаются дублирующие решения (яркий пример — Серовско-Богословcкий узел). С другой стороны, учтены планы развития далеко не всех промышленных потребителей.

Во-вторых, уже фиксируется отставание по срокам реализации программы. С учетом того, что основные вводы объектов генерации (7,8 ГВт) переходят на период с конца 2010-го по 2012 год, ввод в промышленную эксплуатацию многих новых производств в других отраслях, запланированный на 2009–2010 годы, будет осложнен энергодефицитом.

В-третьих, не хватает энергетического оборудования. В России практически не осталось жизнеспособных энергомашиностроительных предприятий. Те, кто выжил, переориентировались на экспорт (портфель заказов флагмана российского энергомаша "Силовых машин" на 80% состоит из экспортных контрактов). Производственные мощности крупнейших мировых производителей расписаны на несколько лет вперед. Руководство РАО "ЕЭС России" видит решение этой проблемы в инвестициях в российское энергомашиностроение (ради этого РАО ЕЭС и купило "Силовые машины"), а также не исключает возможности завоза оборудования из Китая: оно недорогое и неплохого качества (переговоры с китайской стороной в рамках проектирования новых энергоблоков на Троицкой ГРЭС уже ведутся). Не будем забывать и о том, что десятилетняя стагнация в энергетике обеспечила огромный кадровый провал в сфере проектирования, строительно-монтажных работ, пуско-наладки, эксплуатации энергетического оборудования.

В-четвертых, новые мощности плохо обеспечены топливом. Экспортная политика государства сегодня такова, что практически весь прирост добычи газа идет за рубеж. Набрано столько экспортных обязательств по поставкам газа, что для развития собственных производств его практически не остается. Использование угля — вопрос, требующий тщательной проработки. Оборудование на угольных станциях проектируется под конкретный вид этого топлива (разной степени зольности и теплотворной способности). И технологии "кипящего слоя" не панацея: они лишь позволяют сжигать уголь большего диапазона марок. Кроме того, уголь — это вопрос развитой железнодорожной инфраструктуры. В России уже были случаи, когда угольные блоки простаивали из-за невозможности завоза угля или его низкого качества.

Крупные проекты строительства железнодорожных магистралей на территории региона существуют только в рамках двух мегапроектов комплексного промышленно-инфраструктурного освоения территорий: "Белкомур" и "Урал промышленный — Урал Полярный". Первый предусматривает строительство железнодорожной магистрали Соликамск—Сыктывкар—Карпогоры—Архангельск. Второй — строительство железнодорожных веток Полуночное—Обская, линии Обская—Бованенково, Обская—Салехард—Надым.

Эти проекты, пусть и косвенно, способны облегчить главную проблему не связанных с нефтегазом секторов уральской промышленности — дороговизну железнодорожных перевозок (с нефте- и газопроводами у нас не то чтобы все в порядке, но объявленные "Газпромом" и "Транснефтью" планы кажутся вполне реалистичными). Из-за высокой стоимости транспорта металлургия, химия, отдельные сегменты промышленности стройматериалов при провале мировой конъюнктуры будут проигрывать конкурентам из других стран. Но реализация этих проектов — дело далекого будущего.

Ограничение второе: кадры

Кадровая проблема — общая головная боль российских промышленников. По нашей оценке, только для эксплуатации и обеспечения нормальной работы вводимых промышленных объектов к 2012 году потребуется порядка 190 тыс. человек. Мы исходим из предположения, что доля заработной платы в общем объеме добавленной стоимости останется равной средней по промышленности, и не учитываем возможного увеличения производительности труда и роста заработной платы из-за дефицита кадров. Нетрудно догадаться, что потребность в строителях при таком объеме ввода промышленных мощностей и инфраструктуры для жизни будет измеряться сопоставимыми цифрами. Это значит, что кадровый голод в начале следующего десятилетия достигнет полумиллиона человек.

Конечно, это усредненные цифры. Дефицит низкоквалифицированных строителей можно относительно легко перекрыть за счет трудовой миграции из стран СНГ, тогда как по рабочим специальностям при нынешнем тяжелом состоянии среднего профессионального образования компенсировать его будет значительно сложнее. Не говоря уже о дефиците "синих воротничков". Проблему с кадрами осложняет еще и территориальная неравномерность предстоящего развития. Так, потребность по отношению к числу занятых в экономике сегодня на юге Тюменской области составит 8%, в Свердловской — 4,2%, в Челябинской и Оренбургской — по 3,7%. Наиболее остро она проявится в 2010–2012 годах: именно тогда будут введены в эксплуатацию 60% планируемых мощностей. Очевидно, что все это может оказать сильное влияние на миграционные процессы в регионе и в стране в целом.

Главные итоги

Через несколько лет благодаря промышленному буму регион окажется совсем в иной реальности. Самыми важными в ней будут три вопроса.

Первый — где взять людей. Дефицит персонала без запуска специальных миграционных программ перекрыть не удастся. По крайней мере в четырех субъектах, где он составит от 4 до 9% от ныне работающего населения (юг Тюменской области, Оренбургская, Свердловская и Челябинская области).

Второй вопрос — как вписаться в дорогую и неразвитую инфраструктуру. Дефицит инфраструктуры в широком смысле на всех уровнях станет главной темой для инвесторов, причем конкуренция за инфраструктуру будет носить межотраслевой характер. Это вредное последствие. В нормальной системе инвестиционные проекты в разных отраслях часто дополняют и усиливают друг друга, развитие крупного бизнеса стимулирует рост в малом бизнесе. В нашей реальности крупный бизнес будет конкурировать с малым, энергоемкие проекты в стройиндустрии — с не менее энергоемкими проектами в металлургии и т. д. Предугадать, чем инфраструктурные проблемы аукнутся из-за этих взаимных переплетений, сегодня практически невозможно.

Третий вопрос — как снизить издержки и повысить производительность труда. Издержки на персонал, инфраструктуру будут настолько велики, что тема качественного менеджмента из факультатива для особо продвинутых станет главной для всех. Следствие — сопутствующий рост в сегментах бизнес-образования, консультирования, все большая интернационализация рабочей силы, перенос отдельных переделов бизнеса на другие территории. В новой реальности инфраструктура для жизни (жилье, сфера развлечений, потребительский рынок) при таком дефиците рабочей силы дешеветь не будет, а в четырех указанных субъектах, вероятнее всего, будет дорожать.

Концентрация инвестиций в основной капитал естественным образом приведет к перераспределению человеческого капитала. С одной стороны, это вызовет серьезный рост горизонтальных агломераций (Миасса—Златоуста, Соликамска—Березников) и вторых городов (Нижнего Тагила, Первоуральска, Каменска-Уральского, Магнитогорска, Чусового). С другой — приведет к перенапряжению инфраструктуры для жизни и упадку областных центров Курганской области, Удмуртии, в меньшей степени Пермского края.

Помочь расшить узкие места в промышленной инфраструктуре и кадровом вопросе могли бы следующие меры. Во-первых, увязка стратегий городов со стратегиями регионов, которая сформирует разделение труда между городами и вкупе с кардинальным обновлением коммуникаций между ними позволит сохранить инфраструктуру для жизни. Во-вторых, определение критических точек в энергогенерации и энергосетях, а также ключевых проектов в области транспорта и логистики, без которых промышленный рост на определенных территориях захлебнется, и концентрация усилий региональных властей и крупных компаний на лоббировании этих проектов. В-третьих, реализация региональной программы восстановления профтехобразования совместно с крупнейшими компаниями, учебными заведениями, направленной в том числе на преодоление структурной безработицы. В-четвертых, целенаправленная миграционная политика на уровне региона: программы адаптации, переобучения, обеспечения арендным жильем, социальные программы.


 




Журнал "Эксперт"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 15 Февраля 2008 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100