При выборе места нахождения будущего офиса и дизайна его внутреннего интерьера
не стоит забывать о качестве окружающей видимой среды, чтобы потом не оказаться
пациентом душеспасительных заведений…
К сожалению, технический прогресс привнес в жизнь человека не только блага цивилизации.
Экологи уже давно бьют тревогу: воздух, вода и почва в городе – хуже некуда, вдобавок
ко всему – повышенный шумовой фон. Все эти проблемы активно обсуждаются в обществе,
но, вместе с тем, в тени зачастую остается еще один важный экологический фактор.
Это состояние окружающей человека видимой среды, которая непосредственно действует
на наше здоровье – через зрительное восприятие.
Нарушениям в окружающей видимой среде во всем мире уделяется большое внимание.
Повышенный интерес к данному вопросу вызвал появление отдельной науки – видеоэкологии.
Ученые доказали, что визуальная среда современного города крайне недружелюбна
по отношению к человеку, и объяснили, почему так происходит.
Синдром большого города
Разрабатывая модели зданий и их внутренние интерьеры, современные архитекторы
и дизайнеры учитывают множество факторов, но, как правило, не принимают во внимание
особенности восприятия человеком окружающей среды. За такое пренебрежение к глазам
приходится расплачиваться: по оценкам психиатров, 80% их пациентов страдают так
называемым "синдромом большого города", основные признаки которого – подавленное
состояние и психическая неуравновешенность.
Немалую лепту в рост числа психических заболеваний вносит противоестественная
городская визуальная среда. Не надо быть психологом, чтобы понять, что городской
житель отличается от жителя сельской местности своей суетливостью, нервозностью,
зажатостью. И это неудивительно – как можно быть спокойным, когда перед глазами
постоянно что-то мелькает: машины, люди, дома, витрины, реклама. Всеобщая урбанизация
привела к тому, что за последние 50 лет резко изменилась цветовая гамма и структура
окружающего человека пространства. Сегодня вокруг нас господствует серый цвет,
преобладают прямые линии и углы, а также огромное количество больших плоскостей.
Но чем же они вредны? Ответ на этот вопрос нашли видеоэкологи.
Видимая агрессия
Больше всего примеров отрицательного воздействия видимой среды можно встретить
в архитектуре современных сооружений. Кинувшись в пучину всеобщей урбанизации,
человек отказался от естественной визуальной среды. И сделал большую ошибку –
променял чудные природные ландшафты на унылый асфальт и уродливые коробки из стекла
и бетона.
Технократичные пейзажи очень вредны для зрения, так как являются основными носителями
гомогенных и "агрессивных" полей. В гомогенной видимой среде либо совсем отсутствуют
видимые элементы, либо их число резко снижено. Это глухие заборы, голые стены,
большие стеклянные витражи. В агрессивной среде человек одновременно видит большое
число одинаковых, равномерно расположенных элементов. В качестве примера можно
привести плоские фасады домов с рядами одинаковых окон, большие поверхности, облицованные
прямоугольными или квадратными плитками, и т.п.
Большинство людей считает, что это, действительно, некрасиво, но не более того.
Однако, по мнению ученых, в частности, доктора биологических наук, профессора
Василия Филина, такая неприглядность может вызывать нервные и психические расстройства.
Например, когда в поле зрения попадает гладкая поверхность (гомогенная среда),
глазу не за что "зацепиться". В результате в мозг поступает недостаточное количество
информации, а это непременно вызывает неприятные ощущения, дискомфорт.
В случае агрессивной среды с множеством одинаковых элементов, глаз физически
не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, и практически перестает
работать. Многоэтажные здания с большим числом окон, стены, облицованные кафельной
плиткой, подвесные потолки, гофрированный алюминий, а также всевозможные примитивные
решетки – все это встречается в городе сплошь и рядом. От агрессивного поля рябит
в глазах. Оно представляет собой мощный негативный фактор и становится настоящим
испытанием для смотрящего.
Теоретической обоснованием этого явления является теория автоматии саккад, предложенная
около 20 лет назад доктором биологических наук, профессором Василием Филиным.
Саккадой называется быстрое движение глаза, которое совершается непроизвольно,
то есть в автоматическом режиме. Глаза непрерывно сканируют видимое окружающее
пространство, совершая примерно 2 изменения направления взгляда в секунду. После
каждой саккады глаз фиксирует какой-либо зрительный элемент, и в мозг поступает
информация об увиденном. Наш взгляд никогда не стоит на месте, постоянно перемещается,
и после каждого такого перемещения он должен зафиксировать какой-либо элемент.
В противном случае наступает состояние зрительного "голода".
В агрессивной и гомогенной средах не могут полноценно работать фундаментальные
механизмы зрения. В частности, в гомогенной среде нарушается обратная связь между
сенсорным и двигательным аппаратами, поскольку после каждой саккады в мозг идет
минимальный импульс, недостаточный для надежного срабатывания обратной связи.
Иными словами, происходит изменение направления взгляда – саккада, но нет подтверждения
этому действию, в результате чего зрительные центры и нервная система в целом
оказываются "в заблуждении". Это, в свою очередь, вызывает ощущение дискомфорта.
Дефицит декора
По словам принца Чарльза, современная архитектура нанесла городам Великобритании
больший вред, чем немецкие бомбардировщики. И это не просто хлесткие слова, а
грустная действительность. Более того, для России, прошедшей через снос старинных
зданий и массовую застройку примитивными детищами советской архитектуры, это даже
более справедливо, чем для Англии.
Вместе с тем, сооружения старых мастеров не только несут в себе эстетическую
ценность, но и полезны для глаз. Богатый декор во внешней отделке старых зданий
создает благоприятное визуальное поле. Архитектурные украшения на таких домах
– это вовсе не излишества, а необходимые функциональные элементы, без которых
глаз не может полноценно работать.
Можно привести характерный пример. Даже при одинаковой загрязненности природной
среды, как, например, в районе Александро-Невской Лавры и Обводного канала, человек
чувствует себя значительно лучше на территории старого монастыря, чем на набережной
рядом с заводскими сооружениями, представляющими собой гомогенные поля.
Мода на импотенцию
Разумеется, гомогенных и агрессивных видимых полей по возможности не должно быть
ни только на улице, но и в офисах, и в жилых помещениях. Жалюзи, кафель, подвесные
потолки, вагонка, обои с четким геометрическим рисунком – все это отнюдь не создает
благоприятную визуальную среду. Неприятностей добавляют элементы декора и мебель
с ровными гладкими дверцами в столь популярном сегодня стиле хай-тек.
Вместе с тем, опыт создания комфортной среды в помещениях накоплен уже большой.
В старинных дворцах человек и сегодня чувствует себя прекрасно. Благоприятны для
глаз сложная форма мебели с богатой отделкой, гобелены, узорчатый паркет, портьеры
с кистями и ламбрекенами. Простота форм и отсутствие декора в интерьере обедняют
визуальную среду, делают ее менее пригодной для жизни. К сожалению, современные
дизайнеры, равно как и архитекторы, пока мало учитывают это в своей работе.
Дополнительный дискомфорт глазам причиняет одежда. Яркие, пестрые ткани в полоску,
клетку или горошек способны вызвать у окружающих невольное раздражение или уныние.
Особенное внимание этому факту должны уделять люди, которым по роду своей деятельности
приходится много общаться.
Если от вашей блузки или рубашки расцветки "Вырви глаз" прохожих немного мутит
– это еще полбеды. Хуже, если такая "боевая раскраска" терроризирует близких дома
– будь то халат, ночная рубашка или постельное белье. В сочетании с агрессивным
интерьером, о котором говорилось выше, это может сильно ударить по интимной стороне
жизни и, в конце концов, привести к импотенции. Неспроста в нижнем женском белье
традиционно присутствует кружево, а также разнообразные рюши, бантики и прочие
сложные "игривые" детали.
Первая помощь
Как же бороться с визуальным бесчинством? Конечно, проще всего сменить пару-тройку
вещей в собственном гардеробе. Интерьер рабочего места тоже можно как-то изменить.
Но что делать с огромными визуальными полями на улице?
Каждый должен действовать в меру своих сил и возможностей. По принципу: чем владеешь,
за то и отвечаешь. Улучшить визуальную среду можно путем озеленения, колористики
и улучшения архитектуры балконов, пешеходных дорожек, дворов и т.д. Зелень всегда
приятна глазу и значительно улучшает зрительное восприятие. В Западной Европе,
например, широкое распространение получило озеленение крыш. Более простой способ
формирования комфортной визуальной среды (и самый распространенный) – окраска
зданий в разные цвета. В общем, было бы желание...
Возврат к истокам
Все, что проектируется для человека, обязано удовлетворять, по меньшей мере,
физиологические потребности его зрения. Так же, как в воздухе должно содержаться
достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточное
число элементов. "Охватить пространство, познать, как его видеть – вот где ключ
к правильному пониманию задания", – говорил великий теоретик и историк архитектуры
Бруно Дзеви.
В старые добрые времена многим зодчим удавалось достичь такого понимания. Достигалось
это нередко не только "охватом пространства", но и многообразием форм, линий,
многоярусностью, разноэтажностью зданий, малыми размерами плоскостей и различными
декоративными элементами. Одним словом, все делалось для достаточного насыщения
объекта видимыми элементами для комфортного зрительного восприятия. С другой стороны,
такое насыщение было не в ущерб эстетическим достоинствам, так как разнообразие
деталей является объективной основой красоты объекта.
Совершенно очевидно, что только из прямых углов и прямых линий, которые глаз
"не любит" и которые преобладают в современной архитектуре и дизайне, невозможно
создать красивый объект, и уж, конечно, сложно создать комфортную визуальную среду
города. Скорее, это будет всего лишь зрительная какофония, исподтишка раздражающая
глаза.
СоМнения
Петр Грек, коммерческий директор сети аптек "Первая Помощь":
– Еще несколько лет назад вопросы эргономики если и ставили, то на достаточно
дилетантском уровне – скорее интуитивно, то сейчас этот аспект менеджмента компании
все больше занимает умы руководителей. Доказано, что комфорт повышает производительность
труда. Но, с другой стороны, понятие комфорта настолько многогранно, что отделаться
покупкой удобной мебели вряд ли удастся. Равно как и во всех других сферах жизни,
в дизайне необходима гармония. Здесь нет мелочей – имеет значение все, вплоть
до цвета стен, освещения, расстановки мебели. Интерьер, выбор цветовой гаммы,
даже звуковое сопровождение могут сказать о компании больше, чем ее деятельность,
ее продукция, ее услуги. И инвестиции в данную сферу, конкретные действия по улучшению
климата в помещениях – для меня это не тема для кулуарных дискуссий или обсуждений
в отвлеченных материях, а решение проблем с помощью реальных действий.
Например, мы в нашей сети аптек при выборе дизайнерских решений для фармамаркетов
стремились уйти от банальности и стереотипов: если аптека, то почему-то обязательно
белый цвет, который неизменно ассоциируется с врачами, больницами и как следствие
– с болезнями. Наш основной посыл таков: аптека – это место, где человек чувствует
себя комфортно во всем, вплоть до мелочей. Это не обязательно то место, куда человек
приходит со своей бедой. В аптеку можно прийти здоровым – и именно за лекарственными
и фармацевтическими средствами, которые помогут сохранить здоровье и красоту.
И мы делаем посещение аптеки максимально комфортным – не только с помощью маркетинговых
стратегий, ценовой политики или систем скидок, хотя и не без этого, но и уделяя
большое внимание именно эргономике.
Поэтому дизайнерские решения в наших фармамаркетах построены именно на принципах
психологического комфорта: используются теплые пастельные тона, эргономичная мебель,
торговое оборудование без острых углов, во всем четкие плавные линии – в интерьере,
даже в расстановке товара. Диваны для отдыха посетителей, кулеры с водой, еще
ряд дополнительных услуг – это тоже создает определенную атмосферу. Кроме того,
самим сотрудникам намного приятнее работать в таких комфортных условиях – это
повышает и степень лояльности персонала, что, безусловно, влияет на работоспособность,
эффективность деятельности каждого конкретного сотрудника, и, как следствие, –
всей компании в целом.
И это работает: проведенные фокус-группы и опросы посетителей показывают, что
дизайн наших фармамаркетов ассоциируется у людей со спокойствием, гармонией, добротой
и доверием. Кроме того, основываясь на показателях по динамике продаж, можно с
уверенностью говорить о том, что атмосфера в наших фармамаркетах благотворно сказывается
не только на психологическом состоянии наших покупателей, но и на доходах компании.
Так что вопросы эргономики и экодизайна – это не эфемерные понятия, а при правильном
подходе – реальная польза для компании. И инвестиции в этот аспект деятельности
компании окупаются по всем статьям – и по финансовым показателям, и по степени
доверия и лояльности потребителей и сотрудников.