Автор: Ольга Зайцева Источник: "Эксперт" - N11 (19-25 марта 2007)
В большинстве стран место на авиарейс можно забронировать через интернет и с помощью
пластиковой карточки заплатить за электронный билет. По подсчетам экспертов, электронная
коммерция позволяет авиакомпаниям экономить на оборудовании и трудовых ресурсах,
необходимых для выпуска бумажных документов, в среднем до 10 долларов на одном
билете. В масштабах всей отечественной индустрии авиаперевозок экономический эффект
от такого нововведения составит не менее 300 млн долларов ежегодно. Между тем
Россия сегодня находится на задворках рынка электронной коммерции. По оценке экспертов
Международной ассоциации гражданской авиации (IATA), объем российского рынка
интернет-торговли
на порядок уступает западным показателям, которые измеряются сотнями миллиардов
долларов. Пока наша доля электронных продаж в мировом
онлайн-бизнесе
слишком мала, она составляет всего 0,01%. Тем не менее активное внедрение электронного
билета позволит в значительной степени повысить показатели продаж российских авиакомпаний
и активно интегрироваться в международную систему электронной коммерции.
Нет законов, нет билета
В настоящее время более 70% всех билетов, продаваемых в системе взаиморасчетов
BSP IATA, являются электронными. При этом ежемесячный прирост продаж достигает
3%, и это без учета данных по США, которые, будучи родоначальниками внедрения
электронных продаж, уже в конце 2005 года довели объем электронной торговли практически
до 100%. По данным IATA, в целом на американском континенте процент продаж электронных
билетов составляет около 55%, в Европе — 45%, в Африке
и Азиатско-Тихоокеанском
регионе — 30%. Около сорока авиакомпаний в мире способны осуществлять продажу
электронных билетов и расчеты по интерлайновым перевозкам, чуть более 70 авиакомпаний
выпускают электронные билеты на прямых маршрутах. Иное дело Россия. Самая главная
проблема внедрения в нашей стране электронного билета — слишком консервативная
нормативно-правовая
база, которая не соответствует требованиям динамично развивающегося рынка электронной
коммерции. В России до сих пор отсутствуют законы, которые могли бы определить
статус электронного билета. Вот и получается, что с бумагой все понятно — это
бланк финансовой отчетности, документ, который ясно говорит о том, что его владелец
является пассажиром, а вот как квалифицировать электронный билет, российские законы
ответа не дают. В реальном мире он не существует, единственное его материальное
воплощение — распечатанная на принтере
маршрут-квитанция.
Но ни таможенный, ни финансовый контроль не примут эту бумажку в качестве законного
документа.
Впрочем, вскоре эта ситуация должна измениться, и тогда электронный билет получит
путевку в жизнь. По требованиям IATA Россия должна окончательно перейти на электронный
билет без использования бумажного носителя уже к концу нынешнего года. В противном
случае членство нашей страны в этой организации почти наверняка окажется под вопросом.
И это лишь полбеды. Международный глобальный авиационный альянс Sky Team, куда
входит "Аэрофлот", уже официально потребовал от нашего национального авиаперевозчика
в кратчайшие сроки выполнить предписания IATA, пригрозив в противном случае исключить
"Аэрофлот" из альянса. А, например, British Airways пошла еще дальше и расторгла
соглашения с рядом российских авиакомпаний
из-за
отсутствия в России полноценных электронных билетов.
Полная готовность
Выход из этой ситуации в "Аэрофлоте" видят в скорейшем внесении изменений в соответствующие
законодательные акты. Сейчас наш национальный перевозчик выполняет свои обязательства
перед международными партнерами, продавая вдобавок к электронному еще и бумажный
билет. То есть работает с соблюдением тех требований, которые налагают действующие
правовые акты. Но бесконечно так продолжаться не может. "Отсутствие законов, объясняющих
статус электронного билета, — единственная причина, по которой его в полноценном
виде до сих пор не существует, — говорит официальный представитель "Аэрофлота"
Ирина Данненберг. — С технической точки зрения у нас все готово. Полноценные электронные
билеты мы начнем продавать буквально на следующий день после принятия необходимых
юридических актов".
Освоение электронной коммерции началось в "Аэрофлоте" почти два года назад. В 2005 году
компания стала работать на универсальном программном обеспечении Sabre, которое
поддерживает все функции, необходимые для реализации и внедрения электронного
билета. "Все технологические особенности Sabre в полном объеме нами успешно протестированы,
система полностью готова к работе с электронным билетом, — говорит директор департамента
информационных технологий авиакомпании "Аэрофлот" Сергей Кирюшин. — Несмотря на усеченный
вид, электронный билет существует уже сегодня. Он утвержден Министерством транспорта,
и "Аэрофлот" начал его продажи с соблюдением тех требований, которые налагает
закон".