Автор: Всеволод Бродский Источник: "Эксперт" - N38 (16-22 октября 2006)
Несколько лет назад на очередном Московском кинофестивале показывали большую
редкость — фильм албанского производства. Кажется, второй за всю историю кинематографа.
Первый, "Скандербег", был снят в 50−е, да и то в основном силами тогда еще братского
советского народа. Новый албанский фильм более всего походил на беспомощную, еле
научившуюся ходить Кустурицу: нищая и чрезвычайно энергичная жизнь, поэтическая
любовь на фоне природных красот. Снято все это было весело и крайне неумело и в целом
напоминало забавы неграмотного, но изобретательного младенца со взрослой книжкой —
держит он ее вверх ногами, периодически вырывает страницы, но издали кажется,
что и впрямь читает. То, еще раз скажу, была вторая по счету албанская кинокартина.
Фильм Ивана Вырыпаева "Эйфория", получивший приз на "Кинотавре", участвовавший
в основном конкурсе Венецианского фестиваля, вышедший в российский прокат большим
числом копий, производит схожее впечатление. Хоть за его плечами, по идее, кинотрадиция,
не вполне равная албанской.
Киносимулятор
Сам Вырыпаев уверяет, что его фильм — чистой воды античная трагедия. К сожалению,
никакой Клитемнестры здесь не видно; видно лишь то, что у съемочной группы был
вертолет. Большую часть фильма мы летаем над невероятно красивыми донскими степями,
изучаем — в познавательных, видать, целях — широкое течение Дона, а также подробно
знакомимся с островками, украшающими замечательную реку с впадающими в нее мелкими
речками. В степях бродит косноязычный парень по имени Павел (Максим Ушаков). Зловещий
фатум (вот она где, античность) затаскивает его в старенький "Москвич" и отправляет
на рандеву с прекрасной Верой (Полина Агуреева) в красном платье и новеньких китайских
кедах с Черкизовского рынка. У Веры есть дочь и муж, у мужа — собака и двустволка.
Собака отгрызает дочери палец, двустволка, разумеется, стреляет, сокращая местное
поголовье крупнорогатого скота, а также уничтожая большую часть и без того немногочисленного,
судя по фильму, степного населения. В промежутках между этими значимыми событиями
мы многократно летаем на вертолете, как
какой-нибудь
противопожарный патруль (есть такая вещь — компьютерные
игрушки-авиасимуляторы
; в принципе то же самое), наслаждаемся затемнениями чуть ли не после каждого
кадра и наигрываниями на баяне, по чистой случайности, разумеется, напоминающими
Яна Тирсена.
Вот, собственно, и весь фильм. С "Кинотавром" все понятно; отечественному кино,
перекормленному натужными псевдоблокбастерами и криминальными разборками, которые
выдумывают, зажмурив глаза, интеллигентные сценаристы, так хочется
чего-то
простого и настоящего, что и в вертолетных симуляторах оно готово разглядеть
нового Довженко. Венеция,
в общем-то
, тоже объяснима, и не самым приятным образом: по некоторым слухам, директор
фестиваля Марко Мюллер, ответственный за включение картины в конкурс, — продюсер
следующего фильма по вырыпаевскому сценарию; говорят, когда это выяснилось, разразился
небольшой скандал.
Пластилиновое кино
Все это, повторю, понятно. В конце концов, мало ли у нас в последние годы вышло
ужасающих фильмов, которые по тем или иным причинам удостаивались могучей раскрутки?
По сравнению
с каким-нибудь
"Мужским сезоном" "Эйфория" вообще шедевр. Куда хуже другое. Вырыпаев не очередной
сериальный мастер, решивший приспособить отечественный кинобум для удовлетворения
своих потаенных кубриковских амбиций. Вырыпаев — один из самых заметных персонажей
нового российского театра, лидер "Новой драмы", автор действительно сильных пьес.
Более того, написанный им сценарий "Эйфории" чрезвычайно хорош и в высшей степени
кинематографичен. Возможно, это лучший отечественный сценарий за последние лет
эдак десять—пятнадцать. Вышеописанная история — весьма урезанная версия сценария:
в фильме из него выпали целые сюжетные линии, диалоги, отдельные сцены лишились
начала и конца, в результате чего приобрели бессмысленно скособоченный вид. И не факт,
что причина тому — желание упростить историю, извлечь из нее коренной высший смысл,
оставить лишь противостояние человека и фатума, как говорит сам Вырыпаев. Судя
по кусочкам из выкинутых сцен, ни с того ни с сего мелькающих на экране, причина
куда проще: режиссер не справился с материалом, и пришлось его изрядно сокращать,
чтобы создать ощущение хоть
какой-либо
внятности. "Эйфория" — целиком и полностью произведение пущенных на вольный выпас
в сказочные донские степи хороших операторов Андрея Найденова и Сергея Астахова
(первый снимал на земле, второй летал в небесах). Что касается режиссера, то он обращается
с кинематографом, как малый ребенок мастерит пластилинового человечка: главное,
две руки, две ноги есть, а то, что они прилеплены не на свои места, так это мелочи.
Практическая геронтология
В результате фильм "Эйфория" многое объясняет в отечественном кинематографе.
Отечественные продюсеры, да и режиссеры, не устают жаловаться на полнейшее отсутствие
хороших сценариев. Теперь же оказывается, что вовсе не в этом проблема: прекрасный
сценарий, и такое безобразие из него вышло. И дело тут даже не в том, что Вырыпаев
дебютант, никогда не учившийся ни в каких вгиках. "Эйфория" — пример абсолютного
отсутствия кинематографического чутья, пусть даже малейшего представления о том,
что же это за штука — кино. Вырыпаев снимает с такой степенью неприятного простодушия,
как будто в жизни не видел никаких фильмов, и вот
это-то
самое страшное для страны со столь, казалось бы, мощной кинотрадицией. Более
того, такого даже и быть по идее не может.
Мы же все-таки
не Албания, мы можем похвастаться не только "Скандербегом". У нас были Иоселиани
и Данелия, Тарковский и Калатозов; а теперь вместо них всех у нас есть вертолет,
и непонятные ряженые, без характеров, зато с двустволками, бегают по красивым
полям, и красиво течет себе
куда-то
вдаль река.
Если уж такие — очевидно талантливые — люди, как Вырыпаев, воспринимают фильм
как своего рода игрушечные движущиеся картинки (что вполне естественно для албанцев,
для которых и братья Люмьер — откровение),
что-то
сильно прогнило в отечественном кино. И даже не факт, что тут можно помочь образованием;
похоже, присущая нашему современному кино наивность отнюдь не подростковая, как
хотелось бы думать. Скорее, старческая. Похоже, нам нужны
какие-то
решительные меры геронтологического характера, чтобы в дальнейшем не впасть в окончательный
маразм.