Известно, что мы живем в мире дизайна. Этот мир сегодня сильно меняется. Дизайн
уже перестает быть проектированием окружающего нас предметного мира, его компетенции
становятся существенно шире. Так, на Западе дизайн превращается в глобальный инструмент,
оттесняющий маркетинг, социологию. Его задача сегодня — поиск дифференциаций,
рождение потребностей, открытие новых направлений. "В Европе дизайн опускается
на глубинные уровни антропологических исследований: человеческого поведения, потребления,
стиля жизни. Маркетинг же все чаще "промахивается": 98% товаров, которые прошли
маркетинговый цикл, не дают ожидаемых результатов продаж. Никто не хочет это больше
терпеть", — говорит Александр Матвеев, арт-директор Studio Designet. Заказчиками
на дизайн в Европе сегодня выступают не только промышленные компании или частные
лица, но и страны, муниципалитеты, общество.
Это в Европе. В нашей стране все пока намного проще. Сегодня у нас только заговорили
о роли дизайна в промышленности и в общественной жизни. Причем заговорили не только
профессиональные дизайнеры, но и правительственные чиновники — без упоминания
о дизайне сегодня не проходит ни одно заседание правительства по экономическим
вопросам.
Впрочем, у наметившегося оживления в коридорах власти есть и объективные причины:
в последние годы в стране начал развиваться рынок услуг промышленного дизайна.
Существующие дизайн-студии, а их пока очень немного, говорят о том, что спрос
со стороны предпринимателей на услуги в области промышленного дизайна стабильно
растет. Более того, сегодня уже есть готовые продукты, которые реализуются в отечественной
рознице: это фильтры для очистки воды, тепловые конвекторы, канцтовары, телевизоры,
телевизионные антенны, микроволновые печи и многое другое. Сами же дизайн-студии,
до недавнего времени в основном занимавшиеся дизайном интерьеров и графическим
дизайном (рекламный, журнальный, книжный дизайн, разработка логотипов, упаковка)
сегодня формируют отделы промдизайна и заявляют о том, что промышленный дизайн
становится для них приоритетным направлением деятельности.
Пока этот рынок находится в самой начальной стадии своего развития. "Сегодня
мы переживаем некий промежуточный этап, когда потребность в промдизайне уже есть,
а осознание этой потребности, и понимание того, как промдизайн может быть включен
в существующие бизнес-процессы, только просыпается", — говорит Александр Матвеев.
Однако уже сейчас можно сказать, при каких условиях эта объективная потребность
может превратиться в большой рынок.
Потребность дифференцироваться
Кто же предъявляет спрос на услуги российских промдизайнеров? Условно заказчиков
можно разделить на три группы. Первая — это торговые компании, которые занимаются
реализацией OEM— и ODM−продуктов*. Суть OEM— и ODM−схем состоит в следующем. Отечественные
поставщики массовых товаров (электроника, одежда, обувь и прочее) приезжают, как
правило, в Китай, где закупают у местных производителей либо комплектующие, которые
затем используют для создания или комплектации собственного товара под своим брендом
(OEM-производство), либо готовый продукт, получая эксклюзивные права продажи на
Россию или СНГ у китайцев, которые ставят на этот продукт нужный российскому поставщику
бренд (ODM-производство). Цель использования этих схем — удешевление конечного
продукта. Такими схемами пользуется большинство компаний по всему миру. Из тех
же китайских комплектующих создаются товары с европейскими брендами, на продажу
готовых китайских продуктов эксклюзивные права получают многие другие производители,
которые потом везут их на российский рынок. В итоге наш рынок наполняется однотипными,
а зачастую и просто одинаковыми товарами под разными брендами. Российский производитель
или поставщик никак не может дифференцироваться — ни по цене, ни по качеству,
ни по дизайну — и поневоле начинает думать о разработке собственного продукта.
В основном заказы на промышленный дизайн от подобных компаний-поставщиков появляются
в таких отраслях, как бытовая электроника, канцтовары, товары для дома.
Вторая группа заказчиков это небольшие компании, работающие в узких рыночных
нишах и пытающиеся создать уникальный с точки зрения внешнего вида или же и вовсе
инновационный продукт. В основном подобного рода заказы дизайнерам поступают от
нишевых компаний, занимающихся, например, производством медтехники, спортивных
тренажеров, систем безопасности, бытовых фильтров.
Наконец, третья группа — крупные иностранные корпорации. Россия для них — огромный
рынок сбыта, и для этого рынка нужны свои уникальные модели, которые будут лучше
адаптированы к российскому вкусу. Пока таких заказов очень немного, и в основном
они исходят от производителей бытовой электроники. "Сегодня на массовом рынке
видеотехники ни у кого нет технологического преимущества, достигнут некий порог
совершенства. Как завлечь потребителя в этой ситуации? Мы сконцентрировались на
нетехнологической идее: решили сделать технику удобной и эргономичной, простой
в использовании. Для реализации этой идеи в России мы и обратились к российским
дизайнерам — они лучше понимают отечественного потребителя, чем, например, их
китайские коллеги", — говорит Михаил Крундышев, заместитель главы представительства
китайской корпорации BBK Electronics в России и СНГ. Сегодня количество заказов
на промышленный дизайн измеряется всего сотнями продуктов в год, но их число постоянно
растет.
Почему же спрос на отечественный промдизайн возник именно сейчас? Тому есть несколько
причин. Первая: раньше нашим предпринимателям было не до дизайна. "Дизайн — это
инструмент, который эффективно работает, когда все остальное в производстве и
продажах отлажено. Возможность полноценно использовать эти услуги у компаний возникает
лишь на определенном этапе их развития", — говорит Александр Матвеев. К настоящему
моменту большинство российских компаний смогли создать функционирующую производственно-сбытовую
систему и стали думать о формировании собственного стиля и уникальных продуктах.
Вторая причина — ассортиментное однообразие на рынке. "Сегодня у локальных производителей
появляется потребность в формировании своего лица за счет уникального продукта.
Один логотип, размещенный на изделии, уже не играет дифференцирующей роли. На
первый план выходят реальные потребительские качества продукта, а их может обеспечить
только дизайн", — говорит г-н Матвеев.
Размещение заказов на собственный дизайн в Европе или даже во многих китайских
студиях пока слишком дорого для отечественных производителей, поэтому они обращается
к российским дизайнерам. Относительная дороговизна подобных услуг за рубежом —
третья причина роста интереса производителей к внутреннему рынку услуг по промышленному
дизайну.
Поиск баланса
Кто сегодня предлагает на рынке услуги по промышленному дизайну? Безусловно,
есть фриланс-дизайнеры, работающие по заказам различных компаний. Их деятельность
в целом не оказывает существенного влияния на развитие рынка, поскольку они не
в состоянии справиться с серьезными проектами, где требуется многопрофильная команда
специалистов. Есть несколько независимых дизайн-бюро, имеющих полностью реализованные
— от идеи до магазинного прилавка — проекты. Лидеры этого рынка — Студия Артемия
Лебедева и компания "Смирнов Дизайн": в их портфеле десятки реализованных проектов
и они активно продвигают свои услуги. На счету остальных дизайнерских команд —
Studio.Designet, Ostengruppe, Aleshin Studio, Designworks, Espo, "Палио", i-Design
и др. — пока единицы реализованных проектов. Большинство дизайнерских студий расположено
в Москве, и лишь небольшая часть рассеяна по другим крупным городам России (Санкт-Петербург,
Нижний Новгород, Екатеринбург, Тольятти).
В активе студии "Смирнов Дизайн" более шестидесяти проектов. Среди них разработка
дизайна корпуса УЗИ-аппарата для "Спектромеда", камеры слежения, GSM-модема, GPS-позиционеров
для "Видеофона МВ"; разработка и внедрение в производство дыхательного тренажера
для компании "Спорт Технолоджи"; разработка и производство фильтра для очистки
воды "Барьер" по заказу "Меттэм-Технологии"; разработка дизайна канистр "Тосол
Север" и Nord; смена всей линейки электропродукции Pilot и ряд других проектов,
а также большое количество средств связи и электротехнической продукции.
Среди реализованных проектов Студии Артемия Лебедева, которых сегодня свыше тридцати,
— разработка и внедрение в производство новой формы шоколада и шоколадных конфет
для компании "Верность качеству", дизайн телевизионной антенны по заказу фирмы
"Локус", дизайн отопительных батарей по заказу компании "Изотерм", телевизоров
"Сокол", дизайн серии микроволновых печей для Samsung Electronics и многое другое.
Проект создания печей Sweetheart для Samsung Electronics — первый случай сотрудничества
в области промышленного дизайна транснациональной корпорации и российской дизайнерской
компании. До этого компания Samsung сотрудничала с такими известными европейскими
студиями, как Porsche и Pininfarina. Один из последних проектов отдела промдизайна
Студии Артемия Лебедева — разработка для китайской корпорации BBK уникального
интуитивного интерфейса для всей ассортиментной линейки DVD-плееров компании и
дизайн пультов дистанционного управления.
Несмотря на то что рынок дизайнерских услуг только начинает формироваться, сегодня
уже видна некоторая специфика дизайн-студий. Так, компания "Смирнов Дизайн" —
это дизайн-бюро полного цикла, которое с самого начала специализировалось на промышленном
дизайне, в большей степени ориентируется не на креатив, а на маркетинг и оперативное
внедрение разрабатываемого продукта. Сергей Смирнов, директор компании, еще в
студенческие годы сделавший для НПО "Электротехника" электровыключатель, ставший
флагманом производства на многие годы, считает, что "главное — сделать не дизайн,
а изделие, где дизайн — одно из конкурентных преимуществ наряду с технологичностью
и рыночной востребованностью". Поэтому основной акцент при формировании своей
команды Смирнов сделал на наличие конструкторов и создание отдельной компании,
занимающейся производством пресс-форм.
У Студии Артемия Лебедева сильна креативная составляющая; кроме того, студия
оказывает своим клиентам более широкий спектр услуг. Как правило, собственно дизайнерской
работе над конкретными изделиями предшествует целый ряд проектов — создание сайта
компании-заказчика, разработка его фирменного стиля, полиграфической рекламной
продукции. "Заказ на дизайн микроволновых печей — закономерное продолжение нашего
сотрудничества со студией, — говорит менеджер по маркетингу компании Samsung Оксана
Сысоева. — Мы работаем с ней с 1999 года, за это время было выполнено сорок пять
проектов, в числе которых корпоративный сайт компании, промосайты, интернет-игры,
рекламная продукция".
О многоплановом сотрудничестве со студией Лебедева говорят и в корпорации BBK:
"Создание в одной студии дизайна наших изделий и разработка промосайта под новую
стратегию продвижения позволят нам быстрее и лучше донести наши идеи до потребителя.
Кроме того, в студии Лебедева нас привлекло то, что она бралась одновременно и
за дизайн, и за создание интерфейса DVD-плееров. Это редкость на рынке дизайнерских
услуг, быстро найти такую западную компанию нам не удалось", — говорит Михаил
Крундышев.
Основной доход дизайн-студиям приносят заказы на разработку дизайна. Однако многие
компании создают и собственный продукт. Этим, например, занимается Студия Артемия
Лебедева, один из самых ярких проектов которой — компьютерная клавиатура Optimus.
Судя по отзывам на сайте компании, этот продукт получил большой отклик в мире
компьютерной техники и электроники. По мнению дизайнера студии Тимура Бурбаева,
благодаря этому проекту за рубежом многие узнали о том, что в России есть промышленный
дизайн.
Компания Ostengruppe занимается продвижением собственных концептов мебели, игрушек,
светильников. Работа в стиле домов высокой моды — сначала подиум, потом заказчик
— пока не приносит дизайнерам больших доходов, зато дает эстетическое удовлетворение,
которое не всегда можно получить, выполняя чьи-то заказы. Найти оптимальный баланс
между собственным художественным вкусом и потребностями рынка — очень непростая
задача, для ее решения нужен опыт. Грамотное решение в конечном итоге и определяет
успех или неуспех дизайнерского продукта на рынке.
Путь, который нужно пройти вместе
Чего уже достиг отечественный промдизайн и каких сложностей можно ожидать на
пути его развития? Несомненный успех состоит в том, что российские заказчики все
чаще обращаются в дизайн-студии, в результате чего рынок получает новый продукт.
"Мы не сразу обратились к дизайнерам, — говорит Николай Нагулин, генеральный
директор компании "Спектромед". — Мы думали, что как специалисты в медтехнике
сами придумаем новый аппарат. Но ничего не получилось, мы только потеряли время.
Пришлось побороть свою гордыню и обратиться к дизайнерам. И ребята (компания "Смирнов
Дизайн". — "Эксперт") все сделали профессионально. Получился современный УЗИ-аппарат,
не уступающий европейским аналогам". О том же говорит и Борис Дышко, генеральный
директор компании "Спорт Технолоджи", занимающейся созданием инновационных продуктов
в области спорта и активного отдыха: "Сначала мы попытались сами произвести свой
тренажер, что называется, "на коленке" — получился ужас. Мы поняли, что нужно
обратиться к профессионалам. В компании "Смирнов Дизайн" мы увидели очень профессиональный
подход к решению нашей задачи. Дизайнеры предложили прекрасный внешний вид изделия,
выполнили все наши технические требования, например по весу, возможностям крепления,
выбрали хорошие материалы, сделали продукт эргономичным. Сейчас мы точно знаем:
если ты хочешь делать все по-взрослому, надо идти к дизайнерам!"
Многим компаниям, в том числе глобальным, создание нового продукта с помощью
дизайнеров позволило получить флагманскую модель, которая в дальнейшем стала основной
для продвижения всего модельного ряда. Это касается, например, печи Sweetheart
компании Samsung. В Samsung говорят, что новая печь успешно продается, а ее продвижение
позволило привлечь внимание ко всему ассортименту.
Впрочем, не всем заказчикам удается сразу найти контакт с нужным ему дизайнером
или студией. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема, с которой
сегодня сталкиваются не только начинающие, но даже имеющие опыт дизайнерские команды.
"Для семидесяти процентов наших дизайнеров все заканчивается рисунками, и мало
кто может продвинуться дальше", — говорит Александр Таскаев, заместитель генерального
директора по развитию компании "Видеофон МВ". Слабое место многих дизайнерских
компаний — разработка конструкторской документации, последующее производство пресс-форм
и запуск серийного производства. "Дизайнер может нарисовать картинку, а дальше
— пропасть. Он рисует дизайн, закладывает параметры, но потом по этим параметрам
ничего нельзя произвести, — говорит генеральный директор компании "Сокол" Дмитрий
Тиманов. — Мы потратили почти два года, чтобы дизайнерский рисунок телевизора
довести до реального производства. Мы отсылаем наброски производителю пресс-форм,
он говорит, что из этого произвести ничего нельзя: там надо отверстия увеличить,
там стенки толще сделать, чтобы телевизор сам в себя не схлопнулся, и так далее.
Мы показываем эти дополнения дизайнерам — теперь они падают в обморок. Мы убили
на согласования кучу времени, что для столь быстро меняющегося рынка, как бытовая
электроника, недопустимо, и вышли из этого проекта с четким пониманием: никакого
промдизайна у нас пока нет".
Трудности с реализацией дизайнерских разработок на российском рынке вполне объяснимы:
у наших дизайнеров недостаточно опыта, в стране не хватает надлежащей производственной
инфраструктуры, да и вообще рынок создания новых продуктов только зарождается.
"На Востоке и Западе есть специальные бюро, которые занимаются только определенными
видами техники. Обычно дизайнерская компания работает в паре с производителем
пресс-форм", — говорит Дмитрий Тиманов.
Большинство участников рынка в целом относятся к этим проблемам с пониманием
— как к неизбежным трудностям на пути становления рынка. Правда, этот путь и заказчики,
и дизайнеры, видимо, должны пройти вместе. Собственно, в желании заказчика набираться
опыта вместе с дизайнерами и кроются перспективы решения многих проблем. "Если
есть острое желание заниматься этим (промдизайном. — "Эксперт") вместе, то и дизайнеры
научатся, и клиенты поймут, зачем им это нужно", — говорит Тимур Бурбаев.
Заказчики тоже учатся
Впрочем, и у дизайнеров есть свои претензии к заказчикам. Например, руководство
компаний не всегда знает производственные возможности собственного предприятия
или же без должных оснований заверяет дизайнера в том, что предприятие сможет
произвести любой продукт. А когда это оказывается невозможным, обвиняет дизайнера
в неправильно выполненной работе.
Кроме того, зачастую созданные дизайнером новые продукты нуждаются в дополнительных
затратах на продвижение, и заказчики не всегда адекватно оценивают свои возможности.
Характерный пример — сотрудничество Студии Артемия Лебедева с компанией "Верность
качеству". Дизайнеры разработали новую форму шоколада и конфет и провели рестайлинг
упаковки. В результате на рынке появилась продукция со строгим авангардным дизайном,
выделяющаяся на общем цветочно-лубочном фоне упаковок. "Отличный продукт", — говорят
дизайнеры. Но продавался он трудно. Сегодня, по словам управляющего директора
по развитию компании Юрия Пирожка, шоколад продается хорошо. Правда, со временем
в лебедевский дизайн коробок для конфет добавили цветочков, а коробки в строгом
авангардном стиле успешно продаются на куда более продвинутом японском рынке.
"Думать, что новый продукт без рекламы, без продвижения побьет все рекорды по
продажам, — это иллюзия. На людской молве не перебить рекламный напор транснациональных
компаний", — говорит Тимур Бурбаев. На самом деле большинство заказчиков это понимают
и либо рассчитывают на увеличение затрат на продвижение, либо останавливают свой
выбор на умеренно стильных продуктах. "Если продукт будет суперуникальным, он
не будет активно продаваться", — говорит Дмитрий Тиманов. Кстати, это непреложное
правило для массового рынка, где потребитель весьма консервативен и очень осторожно
относится к новинкам.
Еще одна особенность наших заказчиков состоит в том, что они вообще редко понимают,
чего именно хотят. По мнению дизайнеров, очень часто люди загораются, но, когда
узнают, что промдизайн — вещь долгосрочная, требует больших вложений и кропотливой
работы, теряют к этому интерес. Предприниматель должен очень хорошо понимать,
зачем ему в принципе нужен дизайн новых вещей.
Нечеткое видение конечной цели зачастую приводит к тому, что заказчики не соотносят
свои возможности с затратами на создание нового продукта и масштабом рынка сбыта.
Очень часто это касается продуктов на высококонкурентных рынках. Рассказывает
Александр Матвеев: "Допустим, кто-то из наших бизнесменов загорелся идеей сделать
собственный мобильный телефон. Создание и внедрение в производство только нового
корпуса при готовой начинке — а это всего лишь две крышки и блок кнопок — будет
стоить сотни тысяч долларов. А если проектировать телефон с нуля: дизайн, платформу,
упаковку, бренд, продвижение, — это уже миллионы. Сможет он продать столько телефонов,
чтобы окупить вложения? Ведь компания сразу попадает в условия глобальной конкуренции
с очень серьезными мировыми брендами. Минимальный объем производства таких телефонов
должен измеряться сотнями тысяч штук, иначе продукт получится слишком дорогим.
Затевать эту историю имеет смысл лишь в том случае, если заказчик уверен, что
обладает достаточными ресурсами для осуществления проекта и сможет продать весь
товар с нужной прибылью".
Наконец, еще одна больная тема для дизайнеров — стоимость их услуг. Понятно,
что пока отечественные дизайн-бюро не могут продавать себя как знаменитые европейские
ателье. Но многие отечественные заказчики не готовы платить за дизайн даже по
себестоимости. "На Западе заказ простейшей отвертки или пластикового ведра в дизайн-студии
средней руки обойдется где-нибудь в сто пятьдесят-двести тысяч долларов. В России
же стоимость промдизайна дешевле на порядок, а то и на два, что уже ниже демпинговой
отметки. Многие заказчики еще по советской традиции воспринимают расходы на дизайн
как гонорар "свободным художникам": художник написал картину, ему выписали гонорар,
он его пропил. Это очень тормозит развитие рынка. К счастью, вместе с появлением
на рынке российских продуктов, наглядно демонстрирующих эффективность дизайна,
начинает формироваться и отношение клиентов к дизайнерским услугам как к серьезному
бизнесу, а к вложениям в дизайн — как к выгодным инвестициям", — говорит Александр
Матвеев.
Коммуникация как конкурентное преимущество
Каковы перспективы зарождающегося рынка дизайнерских услуг? Помимо более низкой
стоимости услуг (а это, скорее всего, временное явление) у российских промдизайнеров
есть и другие конкурентные преимущества перед их западными и восточными коллегами.
"Самое главное, в чем мы конкурируем, — это коммуникация. В нашем деле важна глубина
взаимопроникновения, сращивания между заказчиком и дизайнером, когда все точно
понимают и чувствуют, что нужно делать. Мы со своими заказчиками говорим на одном
языке, — рассказывает г-н Матвеев. — Ни в Китае, ни в Европе этой полноценной
коммуникации достичь невозможно. Пожалуй, это главное, что нас сегодня может защитить
от конкуренции". Тем более что очень часто заказчик не приходит с конкретным заданием
для дизайнера и новый продукт рождается совместными усилиями. Ни одна западная
студия эту работу выполнять за клиента не будет, уверены дизайнеры. К тому же
роль дизайна на Западе сегодня существенно меняется: "В Европе сейчас аналитическая,
исследовательская часть дизайна набирает обороты. А все технологичные вещи: рисование
картинок, моделирование форм, создание прототипов, изготовление пресс-форм — это
все уходит в Китай", — говорит Сергей Смирнов.
Китайским же дизайн-студиям, чьи услуги по цене могут конкурировать с российскими,
очень трудно дается проектирование вещей, рассчитанных на рынки других стран,
с другой культурой потребления. "Китайцы даже цвета по-другому воспринимают, то
же касается форм и подбора материалов. Они не чувствуют того, что нужно нашему
потребителю", — отзываются российские дизайнеры о своих китайских коллегах.
В России уже наметился круг отраслей, где промышленный дизайн, скорее всего,
будет активно задействован уже в ближайшее время: это всевозможные изделия из
пластика, различное спецоборудование — средства связи, системы безопасности, спортивные
тренажеры, медицинское оборудование, мебель, светильники, товары для дома и офиса.
Надежда на увеличение количества заказов со стороны глобальных компаний в ближайшее
время вряд ли оправдается. По мнению Михаила Крундышева из BBK, для глобальных
компаний обращение к российским дизайнерам не будет связано с решением каких-то
ассортиментных задач. "На мой взгляд, обращение к дизайнерам просто для расширения
ассортимента не вполне оправданно, это дополнительные издержки, — говорит г-н
Крундышев. — Более оправданно для нас создание стандартизированного продукта.
Разработка нового продукта может быть связана либо с необходимостью продвижения
определенной рыночной стратегии на рынке, как это было в случае с нашей компанией
(мы создали новую линейку для продвижения нашей идеи комфортной, простой в обращении
техники), либо для создания флагманских моделей в ассортиментном ряду, как это
было, например, с печью Sweetheart, разработанной студией Лебедева для компании
Samsung. Такие оригинальные, яркие продукты могут быть основой для продвижения
всей продукции компании на локальном рынке".
Возможно, отчасти распространению промдизайна в нашей стране будет способствовать
и рассматриваемая сегодня правительством концепция развития дизайна: Минэкономразвития
недавно разработало и внесло в правительство проект этой концепции. Основной результат,
которого ожидают дизайнеры от реализации этой концепции в ближайшее время, — помощь
в подготовке специалистов в вузах и информирование промышленности о возможностях
дизайна. "То, что государство обратило внимание на дизайн, — очень хороший индикатор,
— говорит Александр Матвеев. — Теперь важно вырулить в правильном направлении.
Как всегда, при появлении господдержки возникают риски, что кто-то захочет этим
воспользоваться для получения преференций на рынке. Мы заинтересованы в том, чтобы
эта поддержка была прежде всего информационной, организационной, образовательной.
Но ни в коем случае не должно быть непосредственной раздачи денег участникам рынка
даже под самые многообещающие проекты, иначе появится немало желающих поделить
пирог в свою пользу, разрушив при этом еще не сформированный рынок".
По словам Артема Шадрина, начальника отдела программ социально-экономического
развития департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития,
деньги на развитие дизайна в России должны быть выделены и пойдут в основном на
переоснащение технологической базы вузов, подготовку кадров, создание региональных
консультационных центров по развитию дизайна. "Мы рады тому оживлению, которое
царит сейчас в коридорах власти по поводу развития дизайна в нашей стране, — говорит
Сергей Смирнов. — Но пока это оживление несколько формального характера. По существу
же мы ждем бизнеса. И помощь прежде всего нужна бизнесу, чтобы производство в
нашей стране активнее развивалось, тогда и у нас все будет хорошо".