Будущее наступило на год раньше
Послание налоговиков от 7 августа 2006 г. № ММ-6-06/771@ обязало все налоговые
инспекции следить за кассовыми аппаратами строже. А в конце весны — начале лета
появилась масса писем от Минфина (например, от 1 июня 2006 г. № 03-01-15/4-121)
и налоговиков по поводу неприменения ККТ. Связано это с поступающими вопросами
и наступающими переменами в этой области. Месяц назад Управление налогового контроля
ФНС "порадовало" бухгалтеров, работающих в малом бизнесе. Они сообщили, что поправки
в законодательство, облегчающие жизнь и освобождающие от обязательного применения
кассы, не вносились и требования остаются прежними.
Тем не менее, Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники", обязавший пробивать чеки даже при расчетах наличными между юридическими
лицами, оставил возможность применять бланки строгой отчетности тем фирмам, кто
оказывал услуги населению.
Гайки завинтили туже чуть больше года назад, с выходом постановления правительства
от 31 марта 2005 г. № 171 (подробнее смотрите в справочной правовой системе КонсультантПлюс.
— Прим. ред.). Документ утвердил положение об осуществлении наличных денежных
расчетов и установил запрет на применение с 2007 года бланков строгой отчетности
старого образца.
Новые формы документов Минфин утверждает не по собственной инициативе, а при
наличии обращений заинтересованных структур государственной власти, Центробанка
и организаций, объединяющих фирмы и предпринимателей, занятых в определенной сфере
услуг. Самыми оперативными оказались ломбарды. Для них новую форму залогового
билета и сохранной квитанции Минфин утвердил почти за год до перехода на новые
правила. Уже через пять месяцев, с 1 июля, новые бланки строгой отчетности стали
применять на практике.
Всем остальным остается одно — приобретать кассовые аппараты. С одной стороны,
для бухгалтера такая ситуация выгодна, так как с хранением бланков хлопот гораздо
больше, чем с компактными Z-отчетами. С другой — переход к применению кассовых
аппаратов означает новые проблемы, связанные с нежеланием руководства платить
налоги. Прибавьте к этому трудности постановки на учет в налоговой кассового аппарата
— и становится понятным, почему задолго до Нового года многие предприятия сферы
услуг стали репетировать применение кассовых аппаратов, не отказываясь при этом
от бланков строгой отчетности.
Замедленное движение
Казалось бы, налоговые должны быть заинтересованы в скорейшей постановке контрольно-кассовой
техники на учет в инспекции. Однако, когда сталкиваешься с необходимостью регистрации
кассового аппарата, возникают сильные сомнения в доброй воле инспекторов.
"Чудеса" начинаются уже в центре технического обслуживания (ЦТО):
— Добрый день! Вы можете зарегистрировать в инспекции приобретенный у вас кассовый
аппарат?
— Да. Это стоит 3 тысячи рублей, сейчас пришлю вам список необходимых документов.
Не верьте такому началу, обещающему вам избавление от хлопот. Фактически ЦТО
берет с вас деньги за то, что его сотрудница заполнит простенькое заявление в
инспекцию и оформит обложку двух журналов — кассира-операциониста и вызова мастеров.
Кстати, эти два журнала вам выдадут в любом случае, даже если вы не заплатите
за "регистрацию в налоговой".
Как сообщили в одном из столичных ЦТО, кроме указанной цены, вы будете обязаны
заключить с центром договор на кассовое обслуживание на 1 месяц. Это будет стоить
примерно от 1000 до 1200 рублей. За эту сумму бухгалтеру обещают еще и голограммы.
Заметьте, не все компании берутся регистрировать кассовые аппараты, купленные
у другой фирмы.
Вместо того чтобы ускорить регистрацию, ЦТО способны затянуть ее на неопределенное
время. Например, однажды специалисты из центра обслуживания столкнулись с тем,
что в одной из инспекций кто-то затребовал договор аренды торговой точки, заверенный
нотариально. Это абсолютно незаконное требование было тут же включено в длинный
список, выдаваемый клиентам.
Не каждый бухгалтер доверит курьеру ценные документы, соответственно, обходить
нотариусов придется самому. Кроме того, могут возникнуть трудности определенного
характера. Например, в договор субаренды муниципальной недвижимости всегда приколота
копия экспликации БТИ. При этом весь договор прошит и заверен печатями. Из-за
этого отксерокопирован-ного листочка буквально 9 из 10 нотариусов отказываются
заверять всю "подшивку", заявляя, что нотариальная копия должна быть оформлена
только с оригинала.
Быстрая перемотка
"Московскому бухгалтеру" удалось побеседовать с бухгалтером, который промучился
с регистрацией 4 касс для косметологических салонов больше месяца. Но потом решил
проблему всего за пару дней, всего лишь сменив ЦТО. В списке необходимых документов,
которые затребовали в "кассовой" компании, присутствовали лишь три обыкновенные
ксерокопии: ИНН, ОГРН и договор аренды торговой точки. Уже на следующий день на
аппаратах уже можно было пробивать чеки. Регистрация ККТ при этом обошлась в 5600
рублей.
Несмотря на то что сопутствующую торговлю косметическими средствами салон вел
уже больше месяца по бланкам строгой отчетности, руководство отнюдь не торопилось
отдать распоряжение выбивать чеки. Это было связано с переговорами администрации
с ЦТО об уменьшении цены за специальную программу, позволяющую "перебивать" выручку
в меньшую сторону. Мастера запросили 950 долларов с аппарата. Фирма да- вила на
то, что "заказ" оптовый — на четыре штуки. В результате цена была снижена до 800
долларов за экземпляр.
Еще неделя ушла на тренировки кассиров с программой.
Обратный ход
Как "оптимизировать" выручку, пробитую на кассовом аппарате без защиты ЭКЛЗ,
знают многие. Пощелкал часок-другой в конце месяца, удаляя "лишние" операции,
и желаемый результат достигнут. Кто-то делает это самостоятельно, заплатив за
пароль несколько сотен долларов мастеру ЦТО. Кто-то платит тому же мастеру за
"скручивание" раз в месяц: от 500 долларов "оптом" до 3-10 рублей за операцию.
Такой способ пришел на смену "жучкам", корректирующим выручку ежедневно.
С ЭКЛЗ ни первый, ни второй вариант не проходит. Для "перемотки" знания пароля
недостаточно, необходима спецпрограмма, которую запускают по окончании рабочего
дня перед пробивкой Z-отчета. Как уже упоминалось, мастера заказывают ее на стороне,
а вот инструкцию по применению пишут сами. Кассирам выдают листок, исписанный
формулами. При этом обычно звучит угрожающее предупреждение: "Если нажмете не
на ту кнопку — все полетит!"
Раскадровка
Проблемы с Z-отчетами — лишь часть неприятностей бухгалтера сферы услуг. Если
владелец бизнеса не хочет платить налоги даже с 6-процентной упрощенки, возникают
трудности иного плана.
Обычная система налогообложения или упрощенка (доход минус расходы) требуют точного
учета списания материалов. Бланки строгой отчетности отчасти помогают его организовать.
Ведь администратор, заполняя документ, фактически расшифровывает — какому пункту
прайса соответствуют полученные деньги. Бухгалтеру надо только суммировать однотипные
операции и списать материалы по соответствующим нормам расхода.
При "скручивании" выручки с кассы раз в месяц есть время определиться, а вернее,
получить указания от руководства, какие услуги проводить, а какие нет. Если эта
процедура ежедневная — времени нет.
Косметологические салоны уже знакомого нам бухгалтера закрывались в 22.00, но
легче от этого не было. Проконтролировать "исчезающие" суммы во всех четырех салонах
он не мог. Поэтому опасался, что Z-отчет будет свидетельствовать, что, например,
в понедельник, всех москвичек интересовал исключительно педикюр.
Естественно, эта проблема была озвучена руководству, и совершенно напрасно. Директор
заявил, что разрабатывать алгоритм, какие суммы оставлять, какие стирать — так,
чтобы картина в Z-отчете была правдоподобной, будет именно бухгалтер. Проделать
эту работу было предложено бесплатно.
Фактически это соучастие в сокрытии дохода. Гораздо безопаснее попробовать убедить
руководство переложить "кассовое обслуживание" на мастеров ЦТО. В любом случае
это обойдется дешевле, чем санкции за незаконные действия с кассовой техникой.