Кто не хочет меньше работать, а зарабатывать столько же? Многие хотят, но кто
ж позволит, скажете вы. Впрочем, московским риелторам, кажется, позволяет нынче
сам рынок. Из-за дефицита жилья и жадности продавцов, выжидающих, чтобы получить
за свои квартиры максимальную цену, предложение на рынке невелико—значит, мало
сделок и мало работы. При этом цены выросли до небес, а значит, комиссии риелторских
агентств—5–6% от суммы сделки—в абсолютных цифрах резко увеличились.
С января 2005 г. по июль 2006 г. число квартир на московском вторичном рынке
сократилось в 1,77 раза, с 28 560 до 16 132. За это же время средняя цена квадратного
метра жилья выросла в 2,15 раза, с $1969 до $4232. Казалось бы, при неизменном
проценте комиссионных доход риелторов должен был бы даже немного вырасти. Но почему
же крупные агентства недвижимости начинают экспериментировать с более низкими
комиссиями и даже фиксированной платой за свои услуги? Да просто те самые жадные
продавцы, которые с готовностью отдавали агентству $120 с каждого метра своей
жилплощади, все хуже понимают, почему теперь им нужно платить $250—ведь риелтор
делает все то же самое. "Это несправедливо, ведь объем наших услуг не растет так
быстро, как цены",—говорит Нина Кузнецова, генеральный директор "МИАН–агентство
недвижимости". С первого августа МИАН изменил формулу своей комиссии и теперь
работает скорее как дискаунтер, чем как традиционное агентство, а с осени дисконтную
"дочку" под названием "Открытая компания" открывает еще один крупный игрок—"Бест-Недвижимость".
Тяга к справедливости наверняка проявлялась бы у риелторов не так ярко, если
бы они не испытывали возрастающего давления со стороны частных маклеров, а то
и собственных сотрудников, которые норовят снизить комиссию частным порядком и
продать квартиру "мимо" родного агентства.
Не отдать рынок
Юрий Сергеев называет себя "семейным маклером". На рынке недвижимости он работает
14 лет—и все самостоятельно: "крыша" какого-либо агентства ему ни к чему. Заработанные
за долгие годы опыт, авторитет и клиентура позволили ему создать небольшую фирму
со штатом помощников, которые выполняют всю текучку. Сергеев же по-прежнему только
сам общается с клиентами и никому больше не доверяет проведение сделок. Сейчас
у него в работе их восемь. Это нормально—снизившееся предложение на рынке на бизнес
маклера не повлияло. Оно и понятно: он берет за свои услуги фиксированную плату—по
$1500 с покупателя и продавца, за ипотечную сделку—по $2000. Полгода назад Сергеев
поднял цены на $500.
В США такие маклеры, как Сергеев, называются дисконтными брокерами по недвижимости
и проводят всего 2% сделок, совершаемых с участием посредников. Деятельность таких
компаний довольно жестко регулируется: от набора услуг, который они предоставляют,
зависит, например, их доступ к профессиональным базам данных, без которого будет
невозможно работать. У нас рынок недвижимости не так зарегулирован и доля частных
маклеров достигает, по разным оценкам, от 25 до 50%. Нижняя граница этого диапазона—осторожная
прикидка самого Сергеева. Верхняя—оценки Кузнецовой из МИАНа и Максима Каталова,
гендиректора "Открытой компании". В эту же "неорганизованную" половину рынка попадают
и "левачащие" сотрудники агентств. Какая часть риелторов использует базы своих
работодателей, чтобы фактически оказывать частные маклерские услуги, в агентствах
говорить не любят. "Нельзя сказать, что таких случаев нет, но они единичны и не
попадают в статистику—постпродажное общение с клиентом их выявляет,—говорит Кузнецова.—В
результате мы прощаемся с недобросовестными сотрудниками". Президент корпорации
"Рескор" Сергей Лупашко более откровенен. В его небольшой компании "левачат" около
10% агентов. "В крупных корпорациях, конечно, процент гораздо выше, потому что
контролировать труднее",—поясняет он.
Число сделок, которые проводят риелторские агентства, в ближайшее время вряд
ли будет серьезно расти, даже если цены остановятся. Подобную ситуацию профессионалы
уже видели в начале прошлого года: когда цены замерли, взяли паузу покупатели,
ожидавшие их падения. Предложение выросло—владельцы квартир думали, что продают
на пике,—но сделок было мало. И компании поспешили сократить издержки—закрыли
ставшие нерентабельными отделения. От трех отказался "Домострой", от одного—"Бест",
у МИАНа закрылись первые два из 27 московских офисов. Сейчас их у компании осталось
всего 13.
Ресурса для повышения эффективности уже почти нет. Так что же риелторам—остановиться
в развитии, а то и смириться с потерей части рыночной доли? Сотрудники информационно-аналитического
центра "Риэлтор" проанализировали для SM сведения из своей поддерживаемой с 1996
г. базы данных по московской вторичке. Анализ показывает, что доля эксклюзивных
предложений того же "Беста" в общем числе выставленных на продажу квартир в июле
была самой низкой с начала года, а МИАНу лишь удалось сохранить свою долю в предложении.
Бег на месте владельцам этих агентств неинтересен. Они видят потенциал для своего
роста в "неорганизованной" половине рынка.
По данным портала
www.arn.ru, обычно на вторичном рынке Москвы совершается от 70 000 до 90 000 сделок в год.
Предположим, что в 2006 г. сделок будет 70 000—ведь предложение заметно сузилось.
Если частные маклеры совершат 35 000 из них при комиссии $1500, как у Сергеева,
получится, что "организованные" риелторы упустили $52,5 млн—15% от того, что сумели
заработать при средней комиссии в $10 000.
Дисконтный путь
Что с этим делать, коллегам показало вышедшее на рынок в январе прошлого года
первое в Москве дисконтное агентство недвижимости "Агент 002". Компания, в которую
вложили $1,5 млн своих денег совладелец "Вимм-Билль-Данна" Михаил Дубинин и гендиректор
компании Brunswick Capital Limited Кристофер Маккензи, не рискнула ввести фиксированную
плату, как у маклеров вроде Юрия Сергеева, но предложила продавцам полный комплекс
услуг—от юридического сопровождения сделки до создания виртуального тура по квартире,
доступного на сайте "Агента 002",—за 2% от суммы сделки плюс НДС. Создатели фирмы
объясняли, что, если разбить процесс купли-продажи на этапы—от подбора вариантов
до регистрации сделки—и поручить каждый этап профессионалу, клиент сможет сэкономить
и время, и деньги по сравнению с традиционной схемой, по которой его на всех стадиях
"ведет" один агент. "Агент 002" обещал уже к концу 2005 г. захватить 1% московского
вторичного рынка.
Лидеры рынка не испугались агрессивного новичка—и, как выяснилось, правильно
сделали. Директор по маркетингу "Агента 002" Ольга Побединская говорит, что не
знает, какая сейчас доля рынка у ее компании. "Но думаю, что небольшая",—добавляет
Побединская, признавая, что 1%, скорее всего, не наберется. На сайте "Агента 002"
9 августа было 68 эксклюзивных предложений, включая те, по которым уже внесен
аванс. Средняя цена выставленной на продажу квартиры здесь—$200 000, то есть комиссия
компании составляет $4000. Даже если в месяц компания заключает 20 сделок при
таком среднем доходе и, скажем, 40-процентной рентабельности, акционеры отобьют
свои полтора миллиона только к концу четвертого года работы. Но это, скорее всего,
пока лишь издержки рыночной инерции. "На этом рынке для привлечения клиентов работает
только рекомендация",—говорит маклер Сергеев. Сама дисконтная модель, очевидно,
работает. Во-первых, в подготовке каждой сделки участвует целая цепочка сотрудников,
что мешает им "левачить". Во-вторых, говорит Побединская, во время летнего дефицита
квартир на рынке "Агент 002" зафиксировал 20-процентный рост числа обращений от
потенциальных клиентов—так в агентстве впервые заметили, что рынок чувствителен
к размеру комиссии.
Первым из крупных игроков примеру "Агента 002" последовало агентство "Домострой".
Уже год одно из пяти его отделений ведет сделки по фиксированной стоимости, не
зависящей от цены жилья. В среднем клиент платит $3600–3900 за сделку (без малого
$5000 за альтернативную и $4100 за ипотечную). Называть результаты эксперимента
в цифрах директор по маркетингу "Домостроя" Елена Комова отказывается, ссылаясь
на коммерческую тайну, но не исключает, что с 2007 г. компания может перевести
на новый режим остальные свои отделения.
С 1 августа пересмотрел комиссионную политику МИАН: теперь он берет с продавца
квартиры $3000 плюс 1,5% от суммы сделки. В агентстве утверждают, что проанализировали
25 000 собственных сделок, пытаясь понять, какие затраты в них являются постоянными.
В итоге в $3000 вошли расходы на поиск покупателя, подготовку документов, консультации
для клиентов, размещение рекламы. А дополнительные 1,5%—это плата за продолжительность
поиска и количество показов, которые тем больше, чем дороже квартира. Экономия
по сравнению с 5-процентной комиссией начинается уже при цене квартиры чуть выше
$85 700—за такие деньги в Москве сейчас не купишь и приличную однушку. МИАН, который
до сих пор проводил 4500–5000 сделок в год, с помощью новой схемы хочет поднять
верхнюю границу диапазона на 20% уже в этом году.
Правда, в новую ценовую схему вообще не вошли услуги по приватизации квартиры,
сбор справок и пр.—за них клиенту пришлось бы платить отдельно. Это какая-никакая,
а прибавка к общей цене: тот же "Агент 002" берет за помощь в приватизации 18
000 руб. Но эта услуга нужна далеко не всем. Новая дисконтная "дочка" "Бест-Недвижимости"
вообще не будет ее оказывать. "Наша аудитория—люди, которые уже решали свой квартирный
вопрос и знают, что такое сделка с недвижимостью",—поясняет директор "Открытой
компании" Максим Каталов.
Сам "Бест" будет работать, как раньше. А с помощью "Открытой компании" надеется
"откусить" часть рынка у маклеров и "леваков", отказываясь от самых сложных сделок,
но взимая лишь 3% от цены по оставшимся.
Никаких сомнений в том, что и МИАН, и компания Каталова идут по стопам "Агента
002", не остается после того, как руководители обеих фирм заявляют: каждую сделку
в них будут вести по несколько специалистов. Такая же система, призванная затруднить
перевод клиентов на "серые" схемы, действует и в "Домострое".
Последует ли за новыми шагами крупных агентств ценовая война, пока трудно сказать,
ведь два лидера рынка—"Инком-Недвижимость" и "Миэль"—еще не заразились дисконтной
лихорадкой. "При минимальных комиссионных не стоит надеяться на проверку юридической
чистоты квартиры и обеспечение безопасности сделки",—упрямо повторяет Алексей
Шленов, директор департамента вторичной недвижимости "Миэля". Его компания не
собирается менять свою 6-процентную комиссию (кстати говоря, 5–6%—и в США средний
уровень риелторских комиссионных, несмотря на острейшую конкуренцию, в том числе
со стороны дискаунтеров). Впрочем, "Миэлю" следовало бы приглядеться к динамике
своей рыночной доли. По данным центра "Риэлтор", в феврале и марте этого года
эксклюзивные предложения этого агентства составляли больше 11% от всех продававшихся
в Москве квартир, но к июлю эта доля снизилась до 8,5%.