Как все хорошо знают, слушать не значит слышать. Что же заставляет людей, открыв
рты, внимать одному оратору, и засыпать на выступлении другого? Почему с детства
картавый и не обладающий сильным голосом афинский оратор Демосфен прославился
в веках, а сотни других, с хорошо поставленным голосом, канули в Лету?
Ответ прост. То, что сделало из обезьяны человека, сделало из человека оратора.
Даже такие мэтры жанра как Аристид, долго и тщательно готовились к выступлению,
и это позволило им увековечить свое имя.
Кто же первый догадался использовать силу слова? Вероятно, змий Искуситель. Именно
он стал первым в истории оратором. И, надо сказать, немногим удалось добиться
в ораторском искусстве таких же успехов. С тех пор слово много раз меняло историю:
совершало революции, разжигало войны, вершило мир. Сила слова столь велика, что
даже брошенное невзначай оно может ранить или окрылить.
Привыкнув за тысячи лет к печатному слову, цивилизация стала забывать, какой
силой обладает живое слово в устах умелого оратора. Что может передать печатное
слово? Сухую информацию, практически лишенную эмоций. А живое слово, обладающее
богатством интонации, мимики и жестов оратора, имеющего прямой контакт с аудиторией,
позволяет добиться поразительного эффекта. Живое слово было и остается сильнейшим
оружием, но только в умелых руках.
Публичное выступление — и оружие, и искусство. Еще в древнем мире были определены
основные принципы композиции ораторского произведения. За тысячи лет ничего принципиально
не изменилось. И сейчас любая речь состоит из введения, сути предмета выступления,
опровержения доводов противника и заключения, так сказать, подводящего черту под
всем вышесказанным. Вот почему стоит окунуться в историю и не пренебрегать советами
древних. Аристотель, к примеру, считал обязательным "умение находить возможные
способы убеждения относительно данного предмета". Проще говоря, доказать свою
правоту. А крупный теоретик красноречия своего времени, Горгий, давал следующий
совет оратору: "Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью".
Быть оратором значит не просто уметь сказать слово к месту и вовремя. Ораторскому
искусству не чужды и театральные приемы. Ведь более чем на пятьдесят процентов
мы с вами воспринимаем вовсе не саму речь, а, так сказать, визуальный эффект.
Нам очень важно, что мы видим. Даже гениальная речь, произнесенная невзрачно одетым,
неуверенным в себе человеком, вряд ли произведет впечатление. И наоборот, уверенный
в себе и своей внешности человек может вещать полную чушь и банальности, но его
назовут хорошим оратором. Помните: по одежке встречают, по уму – провожают. А
как сказал герой известного фильма: "Разве плохо, когда тебя и встретят, и проводят
хорошо?"
Имидж успешного человека, и в древности, и в наши дни, неотделим от умения говорить.
Хороший оратор, будь то политик или торговец, адвокат или военный, ценился во
все времена.
Для чего мы сегодня открываем рот? Кто-то – для того чтобы сразу его закрыть,
а кто-то – для того, чтобы, поколебав немного воздух, материализовать из него
вполне вещественные блага. Владение устной речью дает возможность завоевать сердца
и умы людей. Так важно уметь убедить сотрудников, поспорить с коллегами или выступить
на совещании. Даже сообщая людям негативную информацию, ее можно преподнести так,
что все останутся еще и довольны. А как важно правильно донести свою мысль до
партнера, ведь от этого часто зависит исход переговоров.
И вот, стремясь обуздать свой дар ораторства, или просто научиться правильно
говорить, люди идут в различные школы ораторского искусства, риторики и актерского
мастерства. Так хочется надеяться, что, согласно закону диалектики (искусству
спора и аргументации), количество этих школ перейдет когда-нибудь в качество ораторских
перлов наших граждан.