Супермен промахнулся: уж конечно, главный комиксовый герой Америки возвращался
с барабанным боем на большой экран, чтобы сорвать банк и взять кассу, и 164 миллиона
USD за три недели проката — точно не то, на что рассчитывали продюсеры и Брайан
Сингер ("Обычные подозреваемые", "Люди Икс 1, 2"), это "Возвращение…" поставивший.
То есть в кино у "человека из стали"
модели-2006 (Брэндон Рут, похожий, насколько это возможно, на эталонного Кристофера Рива)
все складывается не так уж плохо. Сначала — да, тоже мало поводов для радости:
после пятилетней отлучки на родную планету Криптон последний носитель межзвездной
мудрости и мощи обнаруживает Землю в плачевном состоянии. Всюду разгул насилия,
любимая
женщина-репортер Лоис Лейн (Кейт Босуорт) родила, обвенчана с другим и получает Пулитцера за статью
"Почему миру не нужен Супермен", а вышедший из тюряги недруг Лекс Лютор (Кевин
Спейси) собирается при помощи кристаллов, украденных из Суперменовой арктической
берлоги, вырастить в океане новый континент (Америке попутно настанет кирдык под
атлантическими волнами), а самого Супермена припороть заточкой из минерала криптонита
(потому как больше его ничем не проймешь). Но потом могучий носитель нагрудного
знака S поднатужится, пожонглирует автомобилем, гидропланом, океанской яхтой и под
завязку целым островом, обнаружит, что анемичный сынок Лоис — на самом деле от него,
почти умрет за наши грехи, но благополучно выйдет из комы, оставит зарвавшегося
Лютора с подружкой у разбитого вертолета на берегу необитаемого острова (тут в сознание
закрадывается страшная мысль, что сценарист читал "Гиперболоид инженера Гарина")
и займет подобающее место на звездном небе благодарного человечества.
В жизни у Сингера с компанией все вышло печальнее, и даже понятно отчего.
Во-первых, "Супермен" на два с половиной часа — зрелище отчаянно затянутое, даром что
каждый кадр напичкан визуальными эффектами и сам себе аттракцион.
Во-вторых, "сочетание храбрости, неуязвимости и способности летать", восхищающее Сингера
в своем герое, явно недостаточно прекрасно, чтобы помешать заметить: жанр комиксового
кино, уже много лет черпающий из колодца "новой мифологии",
доскребся-таки до донышка — до самопародийной утомительной глупости.
Презерватив для мифа
Вообще кинокомикс, выросший из бумажных "историй в картинках", — жанр максимальной
яркости, доходчивости, упрощенности… и потому (при всей своей неинтеллектуальности)
— многозначности.
Жанр-презерватив, способный раздуться практически до любого калибра и вместить в свой
кричаще-разноцветный пластик практически любое содержимое. В силу всеядности и безразмерности комикс
в синкретической и синтетической, не имеющей готовых шаблонов (точнее, имеющей
их слишком много — и все не вполне свои) Америке сделался идеальной формой для
отливки мифов. Ему отошла ничейная земля, пограничье между повседневностью, историей,
культурой, эзотерикой, коллективным бессознательным и Фрейдовым подсознанием.
В современном масскульте миф и сказка вообще приобрели гипертрофированное значение:
именно на этой площадке происходит выяснение текущих отношений Добра со Злом,
поскольку все прочие (религии, идеологии эт цетера) основательно девальвировались
XX веком с его тотальной ломкой систем координат. Даром, что ли, "поттериана"
(что книжная, что киношная) — самый востребованный и самый моралистический продукт
культуры рубежа тысячелетий… Голливудский кинокомикс к этому "перераспределению
полномочий" был готов максимально:
он-то, сказка в кубе, изначально нес в себе элементы
поп-идеологии, псевдоэпоса
и эрзац-религии.
Даже и до наступления
"фин-де-сьекля" со всеми вытекающими, в ностальгические докризисные времена, тут был полный
порядок: понятно ведь, тот же киносупермен (что 1951−го года с Джорджем Ривзом,
что классический 1978−го с Ривом) — не только отчаянный кэмп, ироническим изгибом
уголка губ напоминающий о своей "мусорной" родословной, но и штатовская версия
мессианства: всемогущее и неуязвимое
добро-с-кулаками, наводящее правильный американский демократический порядок и не знающее сомнений
("В его поступках нет двусмысленности!" — это уже восторженно проговаривается
исполнительный продюсер нынешнего "Возвращения Супермена" Кристофер Ли). А уж когда
западная цивилизация начала все больше и больше оказываться "в горстях у сказки",
когда в область "современного мифа" начали вытесняться наиболее серьезные темы
— пошло-поехало.
"Бэтмены 1 и 2" Тима Бертона (собственно, и инициировавшие новейший всплеск популярности
кинокомикса) лукаво заигрывали с манихейством и проходились по целому реестру
актуальных болевых точек, от экологии до массмедиа. В "Константине" герой выяснял
отношения с врагом рода человеческого (вообще, кстати, кинокомикс и эсхатологические
страхи современного человека — тема отдельная и плодотворная). В "Людях Икс" Сингер
резвился на фронтах политкорректности, анатомируя тему столкновения человечества
с Другим (можно запросто проецировать его разборки федералов с мутантами на текущие
иммигрантско-террористические коллизии — и большой натяжки в том не будет).
В "Человеке-Пауке" Сэма Рейми сквозь сусальную помесь героической авантюры с мыльной оперой проступало
масштабное нравоучение о "правильных" отношениях меньшинства с большинством и элиты
с "народом". В трех "Матрицах" братья Вачовски синтезировали
антиглобалистский-антиконсьюмеристский-антисистемный футурологический манифест с совершенно уже неприкрытым собственным изводом Евангелия.
В совсем недавнем "V значит "вендетта"", появившемся с легкой руки тех же Вачовски
(они там продюсеры и сценаристы), жанр комикса вывернулся и вовсе прямым политическим
памфлетом, антиутопией, обличающей тоталитарные риски нынешних тенденций западной
демократии. В новых "Звездных войнах" постаревший Лукас оперировал механизмами
истории и "волями масс" с легкостью столь необычайной, что Маркс и Толстой на том
свете обязаны были равно иззавидоваться и, обнявшись, всплакнуть друг у друга
на бородах…
Вдобавок набравший новые обороты в конце 80−х кинокомикс сделался эстетическим
фронтиром Голливуда — благо формат не препятствовал, а возросшие технические мощности
способствовали; и рубежные "Бэтмены" — буйное пиршество революционной для своего
времени визуальности… Даже и сейчас не случайно именно в комиксовое кино вербуется
такое количество многообещающих волонтеров, доказавших свою состоятельность в областях
почти
арт-хаусных: тот же Сингер, тот же Рейми, те же Вачовски… И у исснимавшегося, казалось,
вконец Роберта Родригеса единственный за последние годы состоятельный фильм случился
в жанре
комикс-нуар: "Город грехов", эксперимент, не лишенный формального блеска.
Пластмассовый пузырь
Однако ничто не безразмерно, даже самое эластичное; и кинокомикс со всем его
вкачанным разнородным содержимым раздулся уже, кажется, до такого предела, когда
грех не лопнуть. Катастрофическое умножение компьютерных "полигонов" не возместит
отсутствия свежих идей (и по количеству сиквелов и ремейков кинокомиксу даже в Голливуде
нет сегодня равных); всякая свежая кровь быстро превращается в дурную; суперприбыльность
же только ускоряет деградацию, поскольку до экспериментов ли продюсерам, когда
на кону сотни миллионов? А главное — синтетическая природа комикса на дистанции
играет против него: эрзац может выглядеть ярче и товарней оригинала, но совершенно
не утоляет голода, будь то пластмассовое яблоко или искусственный миф. Можно вырастить
публику, приученную исключительно к суррогатам, — но инстинктивная потребность
в насыщении рано или поздно возьмет свое и начнет вызывать в налаженной
эрзац-машине сбои. И "Возвращение Супермена", набрякшее бюджетными миллионами, налитое постановочным
пафосом, но все равно похожее на невесомый мыльный пузырь и бодро пролетевшее
в прокате, — наглядная тому иллюстрация.