Кондратенко Вадим Валерьянович
Генеральный директор и совладелец киноцентров Jam Hall.
Двукратный чемпион мира по водомоторному спорту.
Родился 05 сентября 1964 года в г. Тбилиси.
В 1987 году закончил ЛЭТИ имени Ульянова (Ленина).
Женат, две дочери.
Хобби – джазовая и классическая музыка, фотография, видеомонтаж, спорт.
– Вадим Валерьянович, когда создавался первый Jam Hall, экранов в городе было
не больше ста, как сейчас, а в разы меньше. Так зачем было так изощряться с невиданной
в мире концепцией киноцентра, если питерцы тогда и приличного мультиплекса не
имели? Как-то это не оптимально…
– Кстати, соглашусь с делением бизнесменов на "колумбов" и "шумахеров", но я
бы добавил еще и третий тип – "отличник". Это род кристально чистых предпринимателей,
которым все равно, что и какими методами предпринимать, лишь бы оно приносило
деньги. Этот тип я не люблю с детства. Их кристальная прозрачность меня пугает.
Вот "шумахеров" я понимаю и уважаю, а искренне люблю, пожалуй, "колумбов". Их
я знаю много. Они целиком сосредоточены на своем любимом деле и благодаря своей
целенаправленности умудряются достигать великолепных результатов, в том числе
и финансовых. Понятно, что деньги есть универсальное мерило успешности бизнеса,
но мне не нравится, когда деньги ставятся во главу угла.
Хоть и не прямо, но я ответил на ваш вопрос. Тип личности определяет, чем и как
человек станет заниматься в будущем.
– А как Вы могли не любить тот тип предпринимателей с детства? Ваше детство прошло
при социализме…
– А какая разница? Люди-то не меняются. В школе, например, были ребята, для которых
важнее всего была отметка в табеле. Только ради отметок они хорошо и учились.
И ценили они не те предметы, которые им нравились, а те, которые им легче давались.
Вот эти отличники выросли и продолжают заполнять свой табель пятерками. И не дай
Бог вам оказаться на пути такого отличника к очередной пятерке миллионов. Мало
не покажется…
– А как Вы сами учились? Уж не на двойки ли?
– Увы, нет. Я тоже был круглым отличником. Но как-то так был воспитан, спасибо
родителям, что больше уважал оценки, а не отметки. А ведь оценки могут выглядеть
как угодно, а не только как пятерки в табеле. Уж извините за пафос, но мне всегда
было плевать на отметки в табеле. Я больше стремился к положительной оценке меня
другими людьми. Будь то учителя или просто друзья во дворе. Кстати, хотя я русский,
но родился, вырос и окончил школу в Тбилиси. Может, это оказало какое-то влияние,
но не думаю…
– Как оказались в Ленинграде?
– Учась в старших классах, я всерьез заболел этим городом, хотя ни разу в нем
и не был. Только читал о нем в книгах. Влюбился насмерть. И уже тогда я твердо
решил, что обязательно поступлю в один из ленинградских вузов. В 1981 году я приехал
и поступил в ЛЭТИ. Поселился в общежитии. Волшебный город полностью оправдал и
даже превзошел все мои ожидания. Но чем-то и очень удивил…
– Например, чем?
– Например, тем, что мои сверстники, первокурсники, казались мне просто детьми.
И вели себя как-то по-детски. Наверное, на юге солнце жарче, но там к семнадцати
годам личность полностью формируется. Правда, через год-полтора все стало на свои
места. Студенческая жизнь свое дело сделала. А я к третьему курсу успел первый
раз жениться и вполне остепенился…
– Да. Это все южное солнце виновато. А что было после института?
– Некий переломный момент наступил еще на третьем курсе. Тогда я пошел работать
в вычислительный центр НИИ ТВЧ (институт токов высокой частоты) и очень заинтересовался
программированием, которое в то время только-только набирало обороты в нашей стране.
Этим предметом я увлекся всерьез, и дальнейшее обучение в ЛЭТИ обрело формальный
характер, ибо в учебной программе не было серьезного программирования. И к концу
обучения я точно знал, чем хочу заниматься. Распределился на Кировский завод,
где как раз был сформирован молодой отдел, занимающийся автоматизацией производства.
Шел восемьдесят восьмой год, и мы работали над созданием ГАП (гибкого автоматизированного
производства). Но тот ГАП родился не в свое время, ибо, как мудро заметил тогда
мой шеф, автоматизировать хаос невозможно. Так что вся эта история была скорее
для демонстрации возможностей, нежели для дела. Меня это напрягало, ведь в программный
продукт вкладывается душа. Он сродни произведению искусства. А когда видишь потом,
что все это нужно было лишь для галочки, энтузиазм и желание творить пропадают.
Затем я работал в Первом медицинском институте. Там, в сотрудничестве с учеными,
по заказу Облздрава мы создавали очень интересный продукт в помощь практикующим
врачам. Все работало, но вот только сам компьютер в те времена был еще инородным
телом в кабинете врача. И меня постигло очередное разочарование…
– Это было уже начало девяностых, и тогда всех, кто не торговал на каких-то многочисленных
биржах, неизбежно постигало разочарование…
– Именно так. Волна диковатого бизнеса тех лет и меня накрыла с головой. Нырнул
я в процветающую советско-сингапурскую торговую компанию, а по прошествии нескольких
лет вынырнул на площади Конституции уже в своей компании, дела которой также шли
как нельзя лучше. Но конец безумной торговли был отчетливо виден на горизонте,
и очень хотелось чего-то реального. Тогда-то и появилось джазовое кафе Jam, которое
и по сей день работает там, на Ленинском. Конечно, это не так круто, как пароходы
с цементом в Малайзию, но это, во всяком случае, достойно и понятно. А за стеной
нашего кафе пустовал конференц-зал…
– Ну, вот мы и подошли вплотную к созданию киноцентра. Как появилась его уникальная
концепция?
– Сначала появилось желание организовать кинотеатр в том конференц-зале. А создание
концепции я бы вообще-то с изобретением пороха не сравнивал. Там был простой расчет.
Дело в том, что площадь Конституции – это не Невский проспект. Место не проходное.
Значит, надо было придумать формат, который заставил бы людей ехать в Jam Hall
специально. Размышляя об этом, я просто прикинул, в какой кинотеатр лично я поехал
бы специально. Так и появились вальяжные диваны, столики, кнопки вызова официанток
и отсутствие попкорна. И все бы ничего, но диваны, столики и дополнительные проходы
почти вчетверо сокращали количество мест. Пятисотместный зал мы превратили в зал
на сто пятьдесят мест. Решиться на это было очень непросто, но иначе рушилась
вся концепция. Вот так и сложился уже привычный облик киноцентров Jam Hall.
– Ходили слухи, что в порыве творчества Вы даже хотели нанять официанток очень
маленького роста, чтобы они экран зрителям не заслоняли…
– Ну, это уже чьи-то злые выдумки. Мы, конечно, креативны, но до уровня креативности
некоторых журналистов явно не дотягиваем, а может, просто мыслим иначе. В новом
киноцентре на Петроградской, например, появилась художественная галерея, которая
весьма интересно работает и дает нам особенный имидж. То есть, Jam Hall – это
не просто диваны и столики, а своя атмосфера и определенный контингент публики.
Можно даже немного разочароваться в фильме, но время, проведенное в Jam Hall,
никого не разочаровывает, и это наш плюс. А в самом начале мы много экспериментировали
и с репертуаром – пробовали показывать кино "не для всех", пробовали проводить
фестивали, однако комфортный зал диктовал и соответствующий репертуар. Jam Hall
– это, в первую очередь, отдых. Даже наш слоган "Комфорт, достойный Оскара" прямо
на это намекает. И, опираясь на уже сложившуюся в стране систему дистрибьюции,
мы демонстрируем самые успешные, самые кассовые голливудские фильмы. А в последнее
время к ним добавилось и российское кино, которое сейчас на подъеме.
– А куда движется российское кино, к Голливуду или к европейскому кино?
– Как и все российское, оно движется в собственном направлении. Голливудское
кино – это безусловная ценность, это свое искусство, свой жанр. Оно своеобычно
и нигде, кроме как в Голливуде, не родится. Наши последние успешные фильмы, такие
как "Ночной дозор" и "Девятая рота", несомненно, сняты в традициях голливудского
кинопроизводства, но они совершенно другие. Они имеют русские интонации. После
просмотра "Ночного дозора" мне даже вспомнились некоторые романы Стругацких. Это
меня порадовало. И довольно глупо сравнивать фильм "Девятая рота" с фильмом "Взвод".
Вообще же, рассуждая о российском кино, я бы больше говорил о возрождении российской
киноиндустрии.
– То есть, о той курице, которая будет нести золотые яйца…
– Именно. Ведь никто, надеюсь, не сомневается, что у нас найдутся и звездные
актеры, и звездные режиссеры, которые будут способны создавать мировые шедевры?
Но для работы им нужны условия. А появление киноиндустрии как бизнеса, как жизнеспособной
отрасли, дело длительное. Ее никто конкретно не формирует, она формируется естественным
образом и главное тут – ей не "помогать", пытаясь, например, законотворчеством
простимулировать что-то методом запрещения чего-то. Кстати, Голливуд оказал нам
колоссальную услугу, предоставив России очень выгодные условия для кинопроката.
У нас процент отчислений дистрибьюторам, читай Голливуду, составляет 50% от сборов.
А в Америке это совершенно другие цифры. Конечно, это сделано с прагматичной целью
формирования рынка, но благодаря такой политике количество качественных экранов
в стране выросло многократно. И это возродило у нас интерес к посещению кинотеатров.
Сеть кинопоказа – это платформа. На этой платформе базируется и российское кинопроизводство.
И уже есть примеры, когда российские фильмы имели большую кассу, нежели серьезные
голливудские блокбастеры. А, например, формат многозального кинотеатра типа мультиплекс,
кроме всего прочего, позволяет демонстрировать на одном, двух экранах, может,
и не самые кассовые, но интересные, серьезные фильмы, без ущерба для бизнеса.
– А в мультиплекс может быть включен зал, подобный вашему?
– Конечно, может. Но Jam Hall, как идеологическая конструкция, штука не тиражируемая
и даже не очень расширяемая. Это своего рода питерская экзотика. Нас посещали
представители крупнейших голливудских мейджеров на уровне вице-президентов Warner
Brothers и 20th Century Fox. Они были крайне удивлены форматом и признали, что
такого нигде не видели.
Я попробую сформулировать так: мы оправдываем само слово "кинотеатр". То есть,
мы не только кино, но и театр. У нас своя публика и много постоянных клиентов,
с которыми мы ведем постоянный диалог. У нас множество интересных мероприятий.
Это такой, немножко свой, мир. И именно поэтому появление в городе качественных
мультиплексов никак не сказалось на посещаемости наших киноцентров. И если в самом
начале мы просто планировали завлечь публику комфортом, то на сегодняшний день
Jam Hall – это некая философия, повторюсь, идеологическая конструкция. Можно создать
что-то подобное, но это не достигается методом простой установки мягких диванов.
Тут все тоньше и сложнее. Мы с людьми работаем, а просто фильмы крутить, как известно,
и сапожник умеет.
– Как выглядит развитие Jam Hall, Вадим Валерьянович?
– Тут несколько направлений. Идем в регионы. Недавно мы построили кинотеатр в
Череповце, и в подтверждение предыдущего ответа хочу заметить, что он вовсе не
похож на питерский Jam Hall. Но там это первый качественный кинотеатр, и задача
стоит – просто привлечь публику в кино. С этой задачей он справляется. Второе
направление – улучшение работы уже действующих киноцентров. Это бесконечный процесс.
Кроме всего прочего, мы создали рекламное агентство JH media, специализирующееся
на рекламе в кино и рекламе самого кино. Есть еще пара направлений развития, но
пока это секрет.
– ОК! Будем внимательно наблюдать за новациями Вашей компании. Вообще, все это
крайне интересно. Но давайте еще немного коснемся вашей личной жизни. Тут выше
прозвучало, что на третьем курсе Вы первый раз женились…
– Да, и от первого брака у меня уже взрослая дочь Анна. Она будет настоящим бизнесменом,
я это отчетливо вижу уже сейчас. А женат я, и очень счастливо, вторым браком.
Жену зовут Ирина, она учительница музыки и прекрасная мама. Нашей дочке, Маше,
пока шесть лет. Она явно в Ирину и тянется к искусству. Недавно с успехом прошла
собеседование в музыкальную школу.
– Где Вы живете и где хотели бы жить?
– Живу я в городе, в квартире неподалеку от Петровского стадиона. Но мечтал бы
жить за городом и, только не удивляйтесь, в море, причем месяцев шесть в году.
Кое-какие шаги для этого я уже предпринимаю. Современные коммуникации вполне позволяют
немного сократить личное присутствие и руководить бизнесом дистанционно...
– Чем увлекаетесь, Вадим Валерьянович, как отдыхаете?
– О, это надолго! Увлечений масса, и почти все они связаны со спортом. Пожалуй,
только увлечение джазом и фотография стоят особняком. Просто перечислю: летом
теннис и горный велосипед в Ленобласти. Также летом с семьями выезжаем куда-нибудь
в Грецию и совершаем морские путешествия на яхтах. Это потрясающе. Кроме того,
участвую в водомоторных гонках "24 hours White Nights Endurance" (вокруг Петропавловской
крепости) и даже являюсь двукратным чемпионом мира в своем классе. Зимой – непременные
выезды в большие горы и регулярное катание на горных лыжах под Петербургом и в
Финляндии. На пляжах загорать не умею и не люблю.
– Какие машины предпочитаете?
– Очень люблю все спортивное, а спортивные машины особенно. Если же говорить
о марках, то очень нравятся автомобили BMW. Впрочем, та модель, на которой я езжу
повседневно, вполне мирная…
– Ну что ж, Вадим Валерьянович, спасибо Вам за этот очень интересный рассказ
о мире кино и тонкостях кинопоказа. Мы желаем вашей компании процветания и еще
большей любви петербуржцев. До встречи в Jam Hall!
– Спасибо и вам, господа. Я регулярно читаю журнал The Chief и всегда нахожу
там что-нибудь полезное. Я также желаю вам дальнейшего процветания. До свидания.