Как говорили древние, истина в вине, господа! Взглянем же на бизнес под углами
где-то от семи до сорока градусов. Смотреть на бизнес под прямым углом, градусов
в девяносто, и уж тем более под развернутым мы не станем. Даже в половину разбавленный
прямой угол слегка застилает взор.
Под каким углом ни посмотри на риторический вопрос – "пить или не пить?" – ответ
очевиден. Пить! Причем отношение к алкоголю при этом может быть разным. Но русский
обычай пить и в горе, и в радости говорит сам за себя.
Радует, правда, что в России все чаще говорят о культуре пития. Это приятно.
Пьем, конечно, все то же, но по-особому, культурно. Без преувеличения можно сказать,
что ни одно мероприятие, будь то презентация, корпоративная вечеринка или заключение
крупного контракта, немыслимо без звона бокалов и горячительной влаги. Алкоголь!
Как много в этом звуке для сердца русского слилось, а вместе с ним — куча планов,
благородных порывов и благих начинаний.
Так место ли спиртным напиткам в бизнесе? К тем, для кого это и есть бизнес,
у нас вопросов нет. А у остальных хочется спросить: что первым приходит вам в
голову, когда речь заходит об алкоголе? Кто-то вспомнит вкус сухого вина, кто-то
— аромат коньяка, а кто-то ощутит на языке пузырьки шампанского. Ах, вздохнете
вы, подумав о разном, но ответите одинаково, тоном, не терпящим возражений: "Я
на работе не пью!" Так и хочется воскликнуть: "Даешь сухой закон!" Хочется, но
язык не поворачивается. Что же так прочно связывает все сферы нашей жизни с этим
"злом"?
Ссылаться на западный опыт в этом вопросе совершенно невозможно. Ведь в том,
что касается подобного опыта, они нам даже не конкуренты. Да и культура, и обычаи
наши не схожи. Наверное, поэтому, побывав у русских партнеров в гостях, иностранцы
из уст в уста передают весть о том, что ожидает бизнесменов в России. Медведей
и снега уже не боятся. Страшатся иностранцы русского гостеприимства с сильным
похмельем поутру.
Почему же, когда в нашей жизни случается что-то необыкновенно прекрасное (например,
покупка новой машины или отъезд тещи в другой город), у нас сразу проявляется
сильная жажда спиртного? Физиологическая особенность у нас такая, что ли? Или
климат в нашей стране такой? Или, быть может, наш российский менталитет не дает
нам покоя?
Позвольте угадать, что вы услышите от своих сотрудников, сообщив им радостную
новость: "Мы заключили сногсшибательную (для конкурентов, конечно) сделку!" Если
вам ответят "Очень хорошо!" или дружно споют корпоративный гимн, значит, вы работаете
в иностранной компании, причем за рубежом. А если дело происходит на нашей грешной
земле, то вам непременно ответят: "Это надо обмыть!" И всем будет ясно, что чистящие
средства и тряпочки тут ни при чем. Да и жидкость нужна вовсе не та, что не дает
засохнуть, а та, что не дает просохнуть.
А замечали вы когда-нибудь, как просто и легко решаются все проблемы за бокалом
вина? Ведь интимность такого действа как совместное распитие хмельного очень сближает,
пусть даже временно. И как обойтись без алкоголя в конфликтной ситуации? Ничто
так не сглаживает острые углы, как рюмочка горячительного, ведь вода (в нашем
случае огненная) и камень точит. Человек, взявший в руки сосуд с горячительным,
невольно расслабляется, становится добрее, а главное — готов к диалогу, и даже
жаждет поговорить. И разговор начинает идти совсем в другом русле.
Но в этом деле, как и в любом другом, главное – не перестараться. Зависимость
между градусом выпитого и способностью вести беседу совершенно очевидна, она обратно
пропорциональная. Сгладить острые углы и разрядить обстановку — это хорошо, но
ведь нужно и диалог как-то закончить.
Да и на отдыхе без алкоголя никак. Корзинка для пикника, даже полная яств, выглядит
нелепо без бутылки вина.
Вот и выходит: было бы что выпить, а повод найдется. В нашей стране, где принимаются
две формы оплаты – деньги и натура, а под натурой подразумевают алкоголь, у делового
человека непочатый край работы.