Пилатов Сергей Генрихович
Родился в Ленинграде 22 августа 1959 года.
Образование: Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской.
В 1989 году — представитель по Северо-Западу информационного молодежного пресс-агентства
при Агентстве Печати Новости (АПН).
С 1989 года — руководитель агентства ИМА-пресс-СПб.
Член Союза журналистов России с 1994 года, Международной рекламной ассоциации
(IAA) c 1999 года
Президент ЗАО "Объединение средств информации "ИМА-пресс".
Президент Общественного Совета по рекламе С.-Петербурга и Ленинградской области.
Вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России.
Основатель и Президент российского Фестиваля рекламы "Диалог".
Хобби — поэзия.
— Сергей Генрихович, хотелось бы начать беседу издалека, буквально с детства.
Все знают Вас как исключительно творческую личность, так вот, хотелось бы понять,
что там, "в консерватории" такого было, что позволило Вам всего достичь?
— Во фразе "всего достичь" чувствуется дыхание пенсии и сумрачная безысходность.
Ко мне это не очень применимо. Итоги, если и можно подводить, то лишь промежуточные.
На самом деле, это ведь очень приятно — оглядываться назад, но я не люблю этого
делать. Считаю, что человек, который в свое прошлое заглядывает чаще, нежели в
свое будущее, попросту лишает себя будущего. А можно и еще жестче сформулировать:
если некто считает, что всего достиг, и ставит на этом точку, то его дальнейшая
жизнь попросту теряет смысл, ибо вся она осталась там, слева от точки. А вот я
больше люблю запятые. Они обещают продолжение...
— Недаром сказано: счастливые народы не имеют истории. Наверное, это относится
и к каждому человеку в отдельности. Но все же история — это перечень неоспоримых
фактов, а будущее — ворох спорных предположений…
— И еще сказано, что будущее никогда не соответствует нашим представлениям о
нем. И это истинная правда. Не припомню, чтобы в детстве, размышляя о своем будущем,
я бы представлял, ну, хоть что-то похожее на сегодняшний день. Летающие по воздуху
автомобили легко представлял, а вот работу в Общественном Совете по рекламе Петербурга
не мог себе представить. Как-то вот не вырисовывалось. Слишком это фантастично,
наверное…
— Да и самого Петербурга тогда не было. Как странно — он был нашей историей и
одновременно нашим будущим, которого тогда никто не мог предположить…
— Вот, неподалеку от "Авроры", кстати, и прошло мое детство. Обычное, но ленинградское
детство, что накладывает свой отпечаток и некоторым образом определяет судьбу.
У нашего города есть аура, особенно в центре города. Воздух там перенасыщен историей.
Кто здесь родился, тот еще при появлении на свет вытащил счастливый лотерейный
билет.
— Но не всем удалось получить по нему свой выигрыш…
— Увы, не всем. Так уж мы устроены — кто-то видит золотую осень, а кто-то лишь
пожухлую листву. Но город здесь ни при чем. Для всех нас одинаково разводятся
мосты, и всех одинаково город поливает дождем. Но мы по-разному это видим. Город
на всех один, и вместе с тем у каждого он свой.
"Я считаюсь своим в этом городе классном,
Но хожу по не нему не чужой, не родной,
Он мне близок, как друг, как любовница в разном
Одеянье, где я не портной".
Впрочем, это все философия и поэзия. А о детстве у меня самые теплые воспоминания,
хотя оно и не было легким. У меня ведь еще два брата, я средний. Воспитывали нас
мама с бабушкой. Мама у меня учительница. Она с детства приучала меня к театру,
и мне это нравилось. Театр я и сейчас очень люблю. Я не понимаю, как у нее хватило
сил вырастить и воспитать троих парней, и очень ей благодарен. Но денег катастрофически
на всех не хватало, а потому, как только появлялась хоть какая-то возможность
подработать, я за эту возможность хватался. Помню, письма разносил, работал монтером
трамвайных путей. Ну, а уже будучи студентом Института культуры, всегда получал
повышенную стипендию. Один год даже был ленинским стипендиатом и получал сто рублей
[в месяц], вместо стандартных сорока. И как ленинскому стипендиату мне дали свободное
расписание и возможность работать на полную ставку художественным руководителем
клуба одного из техникумов. Итого выходило двести десять рублей, что было более
чем приемлемо. Правда, больше половины отдавал в семью, а сам не очень умел их
тратить. Ну, а после получения высшего образования — Советская Армия…
— Да уж, косить от армии как-то было не принято, даже после института. А что
Вы думаете о нашей армии как таковой, Сергей Генрихович?
— Служил я в Украине (раньше говорили — на Украине). Не скажу, что служба там
казалась медом, но это действительно школа жизни. Что видел я, да и любой другой
юноша, кроме мамы, школы, института и ребят во дворе? Ничего. А Советская Армия
— это как другая планета со своими законами. Там тяжело. Там ты не ешь досыта
и много работаешь. Живешь по жесткому расписанию и не высыпаешься. Но, вместе
с тем, ты учишься сначала думать, а потом говорить, осознаешь, что такое субординация,
и в чем ее польза. Учишься, наконец, находить общий язык с людьми, которых в мирной
жизни мог бы просто обойти стороной. (Кстати потом, во времена Перестройки, мне
это очень помогло общаться с неформалами, по некоторым из них армия точно плакала).
В итоге домой возвращается уже другой человек. И я считаю, что этот человек лучше.
Я и сейчас легко отличаю человека, служившего в армии, от не служившего. Вот Вы,
Сергей Петрович, похоже, служили в армии…
— Так точно! Но я не понимаю, как Вы догадались…
— Статистически. У нас же всеобщая воинская обязанность? Значит, промахнуться
сложно. Но еще немного об армии. Я-то был солдат образованный и мог даже ответить
на вопрос: когда в нашей стране проходит первомайская демонстрация? А далеко не
все солдаты нашей части знали ответ на этот вопрос. В итоге через полгода меня
перевели в другую дивизию и назначили директором Музея боевой славы. Майорская,
между прочим, должность. Вот там-то я и сделал первою свою взрослую работу — написал
историю дивизии. Причем мне этого никто не приказывал. Достаточно серьезный получился
труд. В процессе работы я встречался с ветеранами, копался в архивах, в общем,
все как положено. Дописал и демобилизовался.
— Не каждый солдат может похвастаться историческими изысканиями на службе. Обыкновенно
перед увольнением какой-нибудь забор строят, или казарму красят…
— Да, я и сейчас немножко горжусь тем своим трудом. Ну, а теперь перейдем к новейшей
истории. Детство кончилось и определено, "в консерватории" подправлять ничего
бы не хотелось. Вернувшись, я смело пошел в Куйбышевский райком комсомола, и меня,
неожиданно, испытав на сельхозполях в качестве комиссара полубандитского комсомольского
отряда, приняли инструктором по творческим организациям. Вот это и был некий переломный
момент, определивший мою дальнейшую судьбу. Шел 1983 год, и не то чтобы комсомолу
был виден конец, нет, но в воздухе уже начинало что-то дрожать. Тогда я собрал
всех комсомольских активистов, львиную долю которых составляли ныне народные и
заслуженные, а тогда просто талантливые молодые актеры, такие как Юрий Стоянов,
Александр Исаков, Сергей Мигицко, Сергей Бехтерев и многие другие. Причем, что
ни имя — то сегодняшняя звезда. Ну и решили мы, что неплохо бы замутить что-нибудь
действительно интересное. Придумали и провели в ЛДМ отчет творческой молодежи
Куйбышевского района. Всем очень понравилось. Правда, заметив такую прыть, меня
быстро забрали в горком. Там оказалось все сложнее, но скучать мы себе тоже не
давали.
— И тут грянула Перестройка…
— Именно. Мы восприняли Перестройку всерьез и тогда, в восемьдесят пятом году,
провели с "Группой спасения" на Владимирской площади первый несанкционированный
митинг-праздник в защиту дома Дельвига. Довольно громкое было событие и очень
смелое по тем временам. Ну, а потом было столько всего, что одно лишь перечисление
событий займет несколько страниц. И "Центр творческих инициатив", и первое ночное
мероприятие неформальных клубов, и фестивали андеграунда и многое, многое другое.
Мне сейчас кажется, что в те годы ежедневно что-то происходило, и во всем мы активно
участвовали. И вот однажды Елена Зелинская, ныне вице-президент "Медиасоюза" и
член Общественной палаты России, которая не менее активно во всех неформальных
событиях участвовала, посоветовала обратиться в Агентство печати Новости, так
как на его базе создавалось молодежное пресс-агентство. В Москве не возражали
против питерского отделения, надо было лишь подтвердить это желание конкретной
работой, а еще конкретнее — деньгами. Пришлось заниматься рекламой, так как на
информации не заработаешь. Все получилось, и в Питере мы с Еленой Зелинской основали
ИМА-пресс-СПб, как отделение московского пресс-агентства при АПН. И случилось
это почти семнадцать лет назад, 31 октября 1989 года. ИМА-пресс оказалось первым
частным и независимым информационным агентством и первым негосударственным рекламным
агентством. Оно было создано в условиях полной монополии государства на информацию
и рекламу.
— То есть, Вы просто нарушили монополию государства?
— Да. И фактически сразу сами оказались монополистами, так как государство на
тот момент реклама не очень интересовала. Мы размещали рекламу везде по эксклюзивным
договорам с газетами, телевидением и радио, которых было не много, и даже наружку
сами изготавливали. И монополистами мы были примерно до 1991 года. Потом стали
появляться и конкуренты. Но создавались-то мы не только как рекламное, но и как
информационное агентство. Естественно, эту деятельность мы вели, ведем и вести
будем. В Москве оперативная информационная сеть, увы, распалась, а в Петербурге
мы вполне успешно обеспечиваем СМИ оперативной информацией.
— Сергей Генрихович, чем Вы сами для себя объясняете очевидный успех ИМА-пресс
и такую плавучесть? За эти 17 лет случались кризисы, путчи и черные вторники,
но ИМА-пресс живет и здравствует.
— Я тоже думаю об этом и прихожу к выводу, что ИМА-пресс — это уже не только
то, что находится сегодня в этих стенах. Сейчас я просто перечислю имена некоторых
людей, которые начинали в ИМА-пресс. Это и упоминавшаяся выше Елена Зелинская,
и глава Балтийской медиагруппы Олег Руднов, и руководитель "Газпром-медиа" Александр
Дыбаль, и глава РГ "Постер" Кирилл Опарин; это журналисты Светлана Агапитова и
Феликс Невелев, это генеральный директор газеты "Известия" Петр Годлевский и руководитель
управления по связям с общественностью Законодательного собрания Петербурга Елена
Тимошенко. Все они очень влиятельные и заметные в городе и в стране люди. И для
них ИМА-пресс — родная организация. И мы ощущаем их поддержку. А когда отмечаем
очередной юбилей, то проблема встает всегда одна — всех не пригласить, так как
просто нет такого большого помещения
— Чем, действительно, можно объяснить такое большое количество талантливых менеджеров
и журналистов, вышедших из одной организации?
— А мы никогда не были машиной для зарабатывания денег. Мы были и остаемся больше
творческой, нежели коммерческой организацией. У нас тут, как видите, потолки не
слишком высокие. И мы никого, кто достигает этого потолка, не заставляем тут ходить,
согнувшись в три погибели. Я считаю такой подход к работе стратегически верным.
Благодаря этой стратегии, ключевые фигуры во многих отраслях к нам лояльны. Но
вы только не подумайте, что это какой-то спрут или масонская ложа. Вовсе нет.
Никто никому ничего не должен. Просто, чем больше у тебя друзей, тем легче тебе
жить.
— А рекламные проекты ИМА-пресс?
— Тут, видимо, следует разделить рекламные проекты и проекты в области рекламы.
Из рекламных проектов можно вспомнить и нашу работу в Петербурге с "Союзконтрактом"
("Зверь", "Херши", окорочка), и создание такого бренда как "Хлебный дом", и еще
многое. Но, в общем, это просто рекламный креатив. А к проектам в области рекламы
надо отнести такие работы как создание и ведение программы "Сделано в Петербурге".
Так мы боролись с засильем западной продукции и поддерживали российского производителя.
Проект прошел успешно, и мы сумели привлечь внимание властей к этой проблеме.
А в 1995 году мы придумали рекламный фестиваль "Диалог". В этом году пройдет уже
одиннадцатый фестиваль. Сейчас как раз идет подготовка. А еще меня очень интересует
социально-ориентированная реклама. Я убежден, что практически любая реклама может
нести положительный социальный заряд. Даже реклама водки. Нашу первую рекламную
кампанию водки "Аврора" проводили под девизом: "Не пей!" ("Не пей у штурвала —
дотяни до причала!", "С кем попало не пей, дома будет веселей!" и пр.), а затем
придумали шкалу умеренности на бутылке "Русского размера". Считаем удачной рекламную
кампанию телеграфа — "Не забывайте любимых и близких!", а также акцию "Пожелаем
удачи землякам!", в поддержку выступлений наших фигуристов на чемпионате мира
по фигурному катанию в 2005 году.
Но есть и чисто социальные проекты. Вот, например, тема отказа от курения в какие-то
моменты нашей жизни. В частности — во время беременности. Мы с огромным удовольствием
сделали плакат "Ему не нравится!", который сейчас висит во всех женских консультациях.
Я вообще считаю, что такой рекламы должно быть больше, и очень хорошо, что есть
фирмы (в данном случае это компания "БАТ-Россия"), которые думают на эти темы
и реально способствуют развитию этого рекламного жанра.
Подытожу, пожалуй, так: реклама может и должна быть доброй.
— А "Общественный Совет по рекламе", президентом которого Вы являетесь, может
считаться вашим проектом в области рекламы?
— Я бы назвал это общественной работой в области рекламы. Еще в 1991 году у нас
уже была создана "Ассоциация средств информации и рекламы", куда входили заметные
рекламные структуры. А потом вышел закон "О рекламе", и с Олегом Коломийченко,
главой управления федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленинградской
области, на базе существующей Ассоциации создали "Общественный Совет по рекламе".
— В чем его сила, Сергей Генрихович?
— Только в авторитете его членов. В него входили и входят наиболее знаковые фигуры
на рынке рекламы и СМИ — О. Третьяков ("Деловой Петербург"), Э. Райкин (ОРТ-Петербург
и "Европа плюс"), В. Конященков ("Бизнес-линк-реклама"), В. Машенджинов (СТС-6
канал) и пр. Вот на этот коллегиальный авторитет и опирается Антимонопольное ведомство,
когда возникают спорные вопросы. И до суда обычно дело не доходит. Потому в Петербурге
так мало судебных разбирательств по вопросам рекламы.
— И, в то же время, Вы упорно позиционируете себя как не бизнесмена…
— А я веду себя во многих случаях так, как не должен бы вести себя настоящий
бизнесмен. Я больше общественный деятель, журналист и рекламист, нежели бизнесмен.
Для меня результат работы, например, далеко не всегда выражается в деньгах. Я
могу счесть успешным и финансово несостоявшийся проект. Также я не люблю подарков
судьбы и считаю, что каждый рубль должен быть заработан. На переговорах я могу
быть излишне мягок, когда надо бы проявить жесткость. Да мало ли чего еще! Но,
вместе с тем, я стратег. Для меня исключительно важны стабильность и системность
развития нашей компании.
— Ну что ж, о многом мы не успели с Вами поговорить, но главный секрет успеха
ИМА-пресс нам открылся. Несомненно, это творческая сущность его президента.
Спасибо, Сергей Генрихович, за эту интересную беседу. Мы желаем творческих успехов
Вам и процветания вашей замечательной компании.
— Спасибо и вам, господа. Желаю коллективу журнала The Chief благополучия и новых
читателей.