Венгрия, Будапешт, 1974 год. Молодой сотрудник института декоративно-прикладного
искусства теплым летним днем на берегу Дуная любуется плавным течением вод. Вдруг
взгляд падает на речную гальку. Ее форма проста, но гармонична… "А что, если упростить
конструкцию и вместо 156 граней оставить 54? А ведь это неплохая идея. Возможно,
тогда удастся втолковать нерадивым студентам основы математической теории групп",
— примерно так рассуждал создатель знаменитой головоломки Эрно Рубик.
Но до этого знаменательного дня были и другие. Мастерская и квартира Рубика,
заваленные картоном, древесиной и пластмассой, больше напоминали поле сражения.
В нем все было подчинено одной цели — заставить отдельные кубики свободно вращаться
по трем осям, не нарушая единство всей модели. А для этого необходимо придумать
крепление. Гибкая резина, магниты, шарниры — увы, ничего не подошло. Но Эрно не
собирался сдаваться. С упорством фанатика он пробовал все новые и новые варианты.
Пока, наконец, не остановился на цилиндрическом механизме, с помощью которого
можно было без усилий крутить кубик в трехмерном пространстве. Теперь пришло время
подумать и о внешности будущей звезды. На грани кубика наносились всевозможные
рисунки, символы и даже цифры, но ни одна комбинация не воспринималась так же
легко и естественно, как шесть ярких цветов. Готово! Лучше не придумаешь! Пора
выводить детище в свет.
Первыми, кому посчастливилось покрутить кубик, стали студенты, собственно ради
которых все и затевалось. Это была любовь с первого взгляда, а точнее с первого
прикосновения. Как только кубик оказывался в руках, окружающий мир переставал
существовать. Крутить его можно было часами, а биться над головоломкой неделями.
Но для самого Рубика, несмотря на успех, наступили нелегкие времена — ждать и
догонять удачу. Решающим шагом в погоне за синей птицей стало желание запатентовать
изобретение. Напомним, что Венгрия тогда была коммунистической страной, и добиться
положительного результата было ой как не просто! Но к всеобщему удивлению патентное
бюро дало согласие. Затем начался выпуск опытной промышленной партии на небольшом
заводе в Будапеште. Кубик оказался очень капризной и дорогостоящей в производстве
игрушкой. Он никак не соглашался на тиражирование. Затраты не окупались, но руководители
товарищества "Политехника" кое-что понимали в бизнесе и решились пойти на техническое
перевооружение завода. Итак, спустя три года после появления на свет экспериментального
кубика будапештские магазины игрушек стали продавать первые экземпляры логической
игры. Так кубик пробивал себе дорогу. Его единственной рекламой стала людская
молва. С ее помощью он завоевал внутренний рынок. А вот в продвижении на внешний
ему помог случай.
Хождение за три моря
Тибор Лакзи, представитель немецкой компьютерной фирмы, во время командировки
в Венгрию, по одной из версий, увидел игрушку в магазине, по другой — в руках
у официанта в кафе. Впрочем, точность в данном случае уже не имеет значения. Важен
лишь результат — кубик околдовал Тибора. Несмотря на то, что ему никак не удавалось
справиться с головоломкой, он все же поверил в ее коммерческий успех и решил заняться
ее раскруткой на Западе. В 1979 году в Нюрнберге проходила ярмарка игрушек. Именно
там кубик был впервые представлен публике, но не как официальный экспонат. Тибор
просто ходил из павильона в павильон, покручивая в руках кубик. Увы, особого интереса
к игрушке почти никто не проявил. Однако судьбе было угодно, чтобы кубик увидел
англичанин Том Кремер — изобретатель игр и игрушек, владелец лицензионной компании
Seven Towns Ltd. Она пользовалась известностью и авторитетом среди производителей
игрушек, так как продвигала не только собственные идеи, но и нередко представляла
интересы сторонних изобретателей. Итак, за дело теперь взялись двое — Тибор Лакзи
и Том Кремер. Они разделили между собой обязанности. Тибор взял на себя венгерских
чиновников, а Кремер отправился в кругосветное путешествие с кубиком в кармане
на поиски партнеров. Но на своем пути кубик встречал одни препятствия, никто не
видел в нем перспективный товар. Одни предприниматели обвиняли игрушку в том,
что ее дорого и сложно производить и совершенно бесполезно рекламировать по телевидению.
Другие сетовали на абстрактность и "заумность" — непреодолимое препятствие на
пути к массовому потребителю. А, как известно, все, что нельзя производить в миллионных
экземплярах, приносит одни убытки. Их то и боялись предприниматели. Кремеру удалось
убедить лишь одну фирму — Ideal Toy Corporation, заманив вице-президента службы
маркетинга в Будапешт. Убедившись своими глазами в популярности головоломки, а
в то время кубик крутили везде — в кафе, в ресторанах, в транспорте, американец
решился заняться продвижением игрушки. Оставалось только договориться с венгерскими
чиновниками. Переговоры длились недолго — пять дней. Со стороны могло показаться,
что речь идет как минимум о закупке секретного оружия, но все же сопротивление
бюрократии сломлено. В итоге был подписан договор о производстве и поставке в
США миллиона кубиков в год. Но и на этом проблемы не закончились. Кубик был запатентован
в Венгрии, а в США торговали лишь товарами, чьи авторские права были зарегистрированы
на территории Штатов. Чтобы уладить эти формальности, "магический куб" (первоначальное
название головоломки) переименовали в кубик Рубика.
Покорение мира
Дебют на мировой арене состоялся в январе-феврале 1980 года. Кубик Рубика выставлялся
на ярмарках игрушек в Лондоне, Париже, Нюрнберге, Нью-Йорке, а демонстрировал
его сам изобретатель Эрно Рубик. Успех был очевиден: дилеры выстраивались в длинные
очереди, папка заказов ежеминутно толстела. Но существовала одна маленькая проблема.
Как, опять проблема? Да, опять. Дело в том, что продавался лишь образ кубика,
так как самих кубиков пока еще не было. Венгерский вариант головоломки не отвечал
западным требованиям, предъявляемым к производству и упаковке. Неповоротливые
венгерские чиновники чуть было не сорвали выпуск кубиков под заказ (слишком долго
решались на реконструкцию завода). И все-таки деньги могут почти всё. Массовый
выпуск игрушки начался в Венгрии в мае 1980 года. Тогда же состоялась презентация
кубика в Голливуде. Как только головоломка дошла до потребителя, продавцы поняли,
что миллион экземпляров в год — ничтожная цифра. Спрос превышал предложение в
десятки раз. За два с половиной года удалось увеличить выпуск игрушки до пяти
миллионов. С этой задачей справлялась уже не только Венгрия. На помощь пришли
фабрики Гонконга, Тайваня, Коста-Рики, Бразилии, приступившие к массовому производству.
И все равно кубик оставался дефицитным товаром, пользующимся высоким спросом.
Такого не ожидал никто. А его создатель Эрно Рубик стал первым официальным миллионером
в странах социализма.
Все без ума от…
Иначе как всеобщим помешательством назвать то, что творилось вокруг кубика Рубика,
нельзя. По статистике, его держал в руках каждый восьмой житель планеты. Миллионы
людей вне зависимости от возраста, пола, социальной принадлежности и места жительства
буквально помешались на этой игрушке. Крутили кубик на улицах, в школах, в офисах,
в общественном транспорте, в советских НИИ — всюду, где только можно себе представить.
Во многих ресторанах он стал обязательным предметом сервировки стола вместе с
солонкой и перечницей. Любовь некоторых ярых поклонников, не выпускавших кубик
из рук часами, доводила даже до травм — начинали болеть суставы. В официальной
медицине появился термин "запястье Рубика". А вот в современном искусстве возникло
целое направление "Искусство кубика Рубика" — художники из кубиков собирали свои
произведения.
Руководители предприятий впадали в панику — производительность труда падала,
несмотря на все запреты играть на рабочем месте. Социологи были обеспокоены увеличением
числа разводов, школьные учителя ухудшением успеваемости, ученые же боролись за
уменьшение числа ходов при сборке кубика. Появилась специальная литература, в
которой рассказывались алгоритмы решения головоломки. Советский журнал "Наука
и жизнь" помимо решений логической игры предлагал читателям с пользой провести
время, и, к примеру, выточить кубик Рубика на токарном станке или сделать его
вручную. Благо все необходимые чертежи и подробные инструкции были напечатаны
на его страницах. А для счастливых обладателей дефицитной головоломки в случае
поломки последней журнал подробно печатал следующее: "При большой нагрузке на
кубик, случается, крепление составляющих его элементов ослабевает, и одна из граней
начинает рассыпаться, а вслед за ней рассыпается и весь кубик. Однако не надо
огорчаться: несложный ремонт, доступный каждому, поможет вернуть в строй интересную
головоломку". Далее шли советы по ремонту кубика.
Почести и лавры
В то время когда мир сходил с ума от новой забавы, ее создатель только успевал
получать одну награду за другой. В Венгрии Эрно Рубик был награжден национальной
премией за выдающееся изобретение. А в 1980 году кубик побеждает в номинации "Лучшая
игрушка" сразу в нескольких странах: Великобритании, Франции, Германии и США.
Год спустя кубик становится одним из экспонатов Музея современного искусства в
Нью-Йорке. В том же году в Англии проходит церемония представления кубика принцу
Чарльзу и леди Диане. Затем кубик Рубика был внесен в Оксфордский словарь английского
языка. А поклонники создавали клубы и движения во всех уголках земного шара. Проводили
национальные и международные чемпионаты на скорость решения головоломки. В 1982
году в Будапеште прошел первый мировой чемпионат по сборке кубика. Те же, кому
так и не удалось хоть раз собрать игрушку, называли ее "венгерским кошмаром".
Кто он, Эрно Рубик?
Было бы несправедливо не написать хотя бы несколько строк о создателе знаменитой
игрушки. Говорят, что страсть изобретать у Эрно от отца, который в свое время
разработал не один десяток планеров и самолетов с мотором. А вот страсть к математике
и любовь к шахматам после окончания гимназии привели его в политехнический университет.
Откуда он вышел дипломированным инженером-строителем. Однако техническое образование
его не удовлетворило. Он мечтал также получить знания в гуманитарной сфере, ведь
с детства любил заниматься живописью и скульптурой. После окончания политехнического
университета Рубик продолжил свое образование и поступил в институт декоративно-прикладного
искусства. Спустя несколько лет получил диплом дизайнера по интерьеру. Остался
работать в этом же институте, преподавал студентам несколько курсов: начертательную
геометрию, проектирование зданий, проектирование мебели. После того, как кубик
и другие его головоломки ("Бесконечность", "Змейка", "Кирпичики Рубика") принесли
ему всемирную известность и приличное состояние, Рубик стал расширять сферу своих
интересов. Он организовал кооператив, специализирующийся на разработке технических
идей и доведении их до промышленного воплощения. "Успех кубика позволил мне делать
то, что нравится, — заявил он на свой 60-й день рождения в интервью одной из газет.
— Я не тот человек, который стремится превзойти самого себя. Я нахожу радость
в том, чем занимаюсь". В настоящее время в Венгрии существует несколько фондов
поддержки науки и поощрения творчества молодых ученых, созданных на деньги Эрно
Рубика.
Возвращение легенды
Сама игрушка, несмотря на свой возраст (31 год), продолжает волновать умы землян.
Если верить некоторым сообщениям, то кубик Рубика вернулся на прилавки заграничных
магазинов. Так, американцы возобновили производство логической игры в 1996 году
и спустя шесть лет довели объем продаж до 600 тысяч. Да и в Британии не прочь
вновь покрутить кубик, благо там тоже можно купить игрушку. Разумеется, былого
уже не вернуть, когда к концу 1982 года было продано свыше 100 миллионов кубиков.
Это легальных, а вот нелегальных, говорят, в полтора раза больше. Тем не менее,
можно считать, что легенда жива. Да и у меня на полке, скажу вам по секрету, стоит
кубик Рубика и случается — крутится в руках.