В прошлом году российским паевым фондам (ПИФам) исполнилось десять лет. Это был
год бурного роста ПИФов -- их активы выросли на 112% (темпы роста были выше только
в 1999-м и 2003 годах). Управляющие компании в восторге от бума. А замечен ли
этот бум российскими гражданами? Вошли ли ПИФы в их повседневную жизнь?
Конечно, мне хочется ответить утвердительно на оба вопроса. Я очень давно знаю
про ПИФы, пишу о них статьи, читаю лекции. Искренне считаю, что это полезный финансовый
инструмент, который может принести много пользы как российской экономике, так
и отдельно взятым россиянам. Сам являюсь пайщиком трех фондов. Поэтому, глядя
на их героический рост, я очень хочу крикнуть что-нибудь вроде "ура". Кстати,
в 2003 году кричал, описывая шестикратный рост отрасли: с 12 до 72 млрд рублей.
А тут активы уже до 232 млрд добрались (к концу 2005 года), но мне что-то не
кричится. То ли исследовательская добросовестность не позволяет, то ли накопившаяся
брюзгливость.
Вот сравни, читатель, два таких потребительских товара, как мобильный телефон
и машинка для стрижки бороды. И то и другое появилось в нашей жизни лет десять
назад. И то и другое было сначала экзотикой, если не предметом роскоши. Сейчас
и то и другое доступно по цене большинству наших сограждан. Но мобильников в России --
десятки миллионов, а вот количество машинок для стрижки бороды точно неизвестно,
однако, похоже, сильно отстает от числа мобильников.
-- Это ты к чему? -- спросят возмущенные сотрудники управляющих компаний и иные
поклонники ПИФов. -- Причем тут эти машинки? Они просто не нужны большей части
населения, поскольку большинство мужиков бреется! А женщинам они вообще ни к чему!
А таких бородатых, как ты, -- меньшинство!
-- Правильно, -- отвечу я. -- Аналогичный случай. ПИФы просто не нужны большей
части населения, а таких, как вы и я, -- подавляющее меньшинство.
А теперь немного цифр.
Уберем из рассмотрения закрытые фонды -- это игрушка не для широкого населения,
а либо для корпораций, либо для очень богатых граждан. Они сегодня весьма успешны
и востребованны, но это другая модель бизнеса. А мы возьмем открытые и интервальные
ПИФы, которые по своей природе более ориентированы на розницу. Их совокупные активы
выросли за год с 37,35 млрд рублей до 69,61 млрд рублей (данные Национальной лиги
управляющих). Рост в 32 млрд рублей весьма впечатляет, но возникает вопрос: какая
его доля пришлась на "чистые продажи", то есть на свежие средства, занесенные
в ПИФы в 2005 году, а какая -- на инвестиционный доход?
По данным агентства Investfunds, чистые продажи по всем открытым и интервальным
ПИФам в прошлом году составили 7,8 млрд рублей (без учета новых размещений). То
есть меньше четверти от общего прироста. В расчете на душу населения -- примерно
по 55 рублей (!). (Впрочем, имеющаяся статистика не позволяет определить, какую
долю чистых продаж обеспечили рядовые граждане, какую -- институциональные инвесторы,
а какую -- "богатенькие буратины", то есть физические лица с очень крупными вкладами.)
И это при том, что треть всех открытых и интервальных фондов, проработавших более
года (61 из 182) показали доходность выше 50% годовых, еще треть -- от 23 до 50%,
а девять ПИФов из десяти перекрыли инфляцию! То есть, несмотря на дивную доходность,
российский народ в целом в ПИФы не ломился. Вернее, ломился очень избирательно:
более половины чистых продаж обеспечила одна-единственная УК -- "Тройка Диалог".
Нет, конечно, все в сравнении познается. По нашим стандартам, очередь в офисе
УК в десять-пятнадцать человек -- это уже "лом". С другой стороны, ситуация в
Москве, а также в Питере и еще полудюжине крупных городов гораздо более живая,
зато по остальной России -- абсолютная стагнация. Причем для управляющих-то приток
средств в несколько миллионов долларов -- это явный успех (средний размер открытого
ПИФа по итогам года составлял около 180 млн рублей). Но, коллеги, есть ли при
этом основания говорить о бурном развитии именно массового рынка ПИФов?
К сожалению, нет доступной статистики и по такому простому параметру, как число
пайщиков ПИФов -- физических лиц. Количество "рыночных пайщиков" на конец третьего
квартала, по данным ФСФР, -- около 115 тыс., однако эта цифра включает нулевые
счета; реальных же пайщиков, по всей вероятности, все еще меньше 100 тыс. При
этом на один счет будет в среднем приходиться (опять-таки без учета закрытых ПИФов)
этак тысяч по семьсот рублей, что есть абсурд, ибо средний гражданин -- клиент
ПИФа, конечно, "заносит" намного меньше. А данных, позволяющих разделить "институционалов",
"простых физиков" и "буратин", как было отмечено выше, -- нету.
Ну бедное у нас население, бедное. Но только в плане ПИФов. На 1 ноября 2005 года
в российских банках лежало 1337,1 млрд рублей на депозитах физических лиц сроком
от одного до трех лет. А еще 166,5 млрд рублей -- на депозитах сроком более трех
лет. И есть аналитики, всерьез толкующие о том, что "ПИФы все больше начинают
конкурировать с банками за деньги среднего класса"?!
Дело в том, что деньги в ПИФах и в банках разные. Пусть меня поправят социологи,
но, по моим субъективным ощущениям, по моей собственной инвестиционной мотивации
и по мотивации ряда моих знакомых, скажу: средний класс в ПИФах сегодня не сберегает,
не накапливает, а проигрывает. В ПИФы несут не просто не последние деньги, а такие,
которые можно спокойно и без большого вреда для семейного бюджета потерять. Копить
же на машину или на квартиру в ПИФах пока не принято (хотя возможно, что такие
энтузиасты потихоньку появляются).
Итак, бум в сфере розничных ПИФов несомненно есть -- если брать голую динамику
самой отрасли; но их значимость как для экономики России, так и для повседневной
финансовой жизни россиян, преувеличивать не стоит.