В 2004 году был принят Международный кодекс безопасности на море, в котором расписаны
действия команды в случае пиратского нападения. Есть несколько правил: не выполнять
условия пиратов сразу, не разглашать сумму выкупа, не рисковать жизнью экипажа.
Если пираты уже захватили судно и выдвинули требование, то нельзя платить сразу
- тут же начнутся массовые захваты судов.
В случае с украинским судном "Фаина", как считают специалисты Регионального центра
по борьбе с пиратством, бандитов, скорее всего, кто-то навел на ценный военный
груз. Возможно, они рассчитывали не только получить выкуп, но и продать танки
и ракеты. Не зря захваченное судно плотно блокировано кораблями ВМС нескольких
стран. Пираты поняли, что впутались в очень неприятную и опасную для них историю,
но готовы идти до конца, требуя выкуп, значительно превышающий все выплачиваемые
ранее.
В среднем сумма выкупа в прошлом году колебалась в районе 500-700 тысяч долларов;
в этом году до августа - до миллиона; начиная с августа - 1,7-1,8 миллиона. Если
пиратам выплатят выкуп, в разы превышающий все прочие, будет создан очень опасный
прецедент.
Международной практикой допускается уничтожение пиратов без суда и следствия.
Кстати, по американским законам до сих пор можно повесить пирата на рее.
Наиболее эффективно с пиратством борются военно-морские силы. В открытом море
только они имеют право останавливать суда. А в Мировом океане, кроме американцев,
сегодня другой силы практически нет. К тому же после окончания холодной войны
США и Великобритания наполовину сократили свое военное присутствие в Юго-Восточной
Азии, что сразу же привело к росту нападений на торговые суда.
Ныне корабли российского ВМФ возвращаются в Мировой океан. Им есть на кого равняться:
в советские времена у наших моряков был богатый опыт в борьбе с пиратами. Вот
один из примеров.
В обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная
антипиратская операция. Ядром ударной группы кораблей были специально подготовленные
торговые суда. На них были установлены тщательно замаскированные орудия и небольшие
ракетные установки. Экипаж состоял исключительно из офицеров спецназа КГБ, морской
пехоты и ВМФ СССР. Всего, по неполным данным, такие корабли-ловушки уничтожили
и взяли на абордаж более 10 пиратских судов. В Карибском море советский крейсер
уничтожил два разбойных корабля. Близ Мадагаскара эскадра Тихоокеанского флота
спасла от морских разбойников французское торговое судно. Два пиратских судна
были уничтожены, а третье взято на абордаж. Пираты в ходе этой операции потеряли
убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен.
В этой связи стоит вернуться к "Неустрашимому". Этот многоцелевой корабль обеспечивает
противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону оперативного соединения
судов. Он вооружен противолодочным ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", 100-милиметровой
артустановкой и реактивными бомбометами. Похоже, что в ближайшее время у мирового
гражданского флота вновь появится надежный защитник - ВМФ России. Право для борьбы
с пиратами есть. Проблему морского пиратства комментирует известный российский
юрист-международник, эксперт по международному морскому праву Камиль Бекяшев.
Если верить нашей печати, то случай с "Фаиной" - это уже 70-е нападение на суда
других государств. ООН правильно квалифицирует это как пиратство. Хочу напомнить,
что пиратством считается разбой и нападение частновладельческого судна на другие
суда в открытом море или вне пределов другого государства.
Международное право содержит очень серьезные и конкретные нормы по борьбе с этим
явлением. Можно сослаться на Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года. В статье
105 говорится, что пиратское судно может быть захвачено военным кораблем или иным
судном другого государства, и это судно должно быть доставлено на территорию государства
флага, которое захватило это судно. Только судебные органы могут определить, что
делать с самим пиратским судном и захваченным имуществом.
Совет Безопасности ООН в резолюции, принятой 7 октября 2005 года, обратился к
государствам с призывом бороться с пиратством в водах Сомали любыми средствами,
в том числе и путем направления туда военных кораблей, что и сделала сейчас Россия.
Пиратство существовало и в X, и в XI, и в XX веках. И всегда боролись с ним кустарными
способами. По существу сопротивление оказывал только экипаж захватываемого судна,
и борьба шла на кулаках.
В настоящее время по международным нормам на борту обычного судна не должно быть
военного снаряжения, даже пистолет не разрешается брать на борт. И теперь ООН
впервые разрешила бороться с пиратами с помощью военной силы, то есть военных
кораблей. Это очень и очень серьезно. ООН подчеркнула, что это разовая мера, а
не прецедент. Ооновское решение о применении военной силы касается только Аденского
залива и побережья Сомали. Иными словами, если аналогичная ситуация возникнет
в каком-либо другом районе, то ни одно государство уже не сможет направить туда
свои военные корабли.
Возникает вопрос: может ли наш военный корабль "Неустрашимый" войти в территориальные
воды Сомали? В нашей печати однозначно утверждается, что может. Но я возражаю
против этого утверждения. В резолюции Совета Безопасности ООН говорится, что он
уполномачивает государства бороться с помощью военных кораблей и военной авиации
только в водах в открытом море у побережья Сомали, но не в ее территориальных
водах и не на ее территории.
Как может выглядеть эта "борьба", я даже представить себе не могу. Если верить
кадрам, показанным нашим телевидением, то нет каких-то больших пиратских судов.
В основном это канонерки, маленькие лодки, а в них сидят по 2-6 человек.
Что это за пираты такие? Пираты бывают хорошо оснащены, обучены, экипированы,
быстроходны. И вот тут еще один вопрос: а не является ли вся эта акция мошенничеством,
и не стоят ли за всем этим экипажи судов, которые сдаются пиратам добровольно
за какую-то конкретную сумму? Ведь за украинское судно пираты запросили, по-моему,
20 миллионов долларов? А не заговор ли это экипажа с этими то ли четырьмя, то
ли пятью пиратами, которым, как я читал, всего-то лет 15-20?
Совет Безопасности ООН ставит вопрос о том, чтобы были сформированы многонациональные
силы по борьбе с пиратством. Я думаю, что это будет эффективное средство. Но тут
возникает еще один вполне естественный вопрос: а платить-то за все это кто будет?
Например, идет наш танкер или сухогруз, а его сопровождает наше или американское
судно. И кто оплатит услуги американцев, да и наших тоже? Одно только горючее
сколько нынче стоит! Получается: идут частные суда, а их охраняют военные за государственный
счет? Это же уму непостижимо.
Что касается экипажа, то все расходы по его охране, страхованию жизни должен
взять на себя судовладелец. В общем, вопросов здесь много, а результат один -
эти меры приводят к удорожанию груза и фрахта.
Ну и еще одна проблема. А что делать с этим судном дальше? Допустим, судно отбили.
После этого его надо передать в представительство судовладельца. Плавает оно под
флагом Украины, а судовладельцем является частное лицо, скажем, гражданин Израиля,
который мог сдать его в субаренду Украине. Все это требует разбирательства.
И, наконец, главное: а как можно "отбить" это судно, если оно стоит во внутренних
водах Сомали? Войти туда военный корабль не может. Я читал, будто Сомали дало
разрешение на вход в свои территориальные воды нашего сторожевого корабля. В чем
я, честно говоря, сомневаюсь, потому что Совбез ООН ясно сказал: военные корабли
должны бороться с пиратством в открытом море.