Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Закон разрешает вешать пиратов на рее


Закон разрешает вешать пиратов на рее


Автор: Сергей Крон
Источник: "Эхо планеты" - №42 ( 2008)

В 2004 году был принят Международный кодекс безопасности на море, в котором расписаны действия команды в случае пиратского нападения. Есть несколько правил: не выполнять условия пиратов сразу, не разглашать сумму выкупа, не рисковать жизнью экипажа. Если пираты уже захватили судно и выдвинули требование, то нельзя платить сразу - тут же начнутся массовые захваты судов.


В случае с украинским судном "Фаина", как считают специалисты Регионального центра по борьбе с пиратством, бандитов, скорее всего, кто-то навел на ценный военный груз. Возможно, они рассчитывали не только получить выкуп, но и продать танки и ракеты. Не зря захваченное судно плотно блокировано кораблями ВМС нескольких стран. Пираты поняли, что впутались в очень неприятную и опасную для них историю, но готовы идти до конца, требуя выкуп, значительно превышающий все выплачиваемые ранее.
В среднем сумма выкупа в прошлом году колебалась в районе 500-700 тысяч долларов; в этом году до августа - до миллиона; начиная с августа - 1,7-1,8 миллиона. Если пиратам выплатят выкуп, в разы превышающий все прочие, будет создан очень опасный прецедент.


Международной практикой допускается уничтожение пиратов без суда и следствия. Кстати, по американским законам до сих пор можно повесить пирата на рее.


Наиболее эффективно с пиратством борются военно-морские силы. В открытом море только они имеют право останавливать суда. А в Мировом океане, кроме американцев, сегодня другой силы практически нет. К тому же после окончания холодной войны США и Великобритания наполовину сократили свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии, что сразу же привело к росту нападений на торговые суда.


Ныне корабли российского ВМФ возвращаются в Мировой океан. Им есть на кого равняться: в советские времена у наших моряков был богатый опыт в борьбе с пиратами. Вот один из примеров.


В обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция. Ядром ударной группы кораблей были специально подготовленные торговые суда. На них были установлены тщательно замаскированные орудия и небольшие ракетные установки. Экипаж состоял исключительно из офицеров спецназа КГБ, морской пехоты и ВМФ СССР. Всего, по неполным данным, такие корабли-ловушки уничтожили и взяли на абордаж более 10 пиратских судов. В Карибском море советский крейсер уничтожил два разбойных корабля. Близ Мадагаскара эскадра Тихоокеанского флота спасла от морских разбойников французское торговое судно. Два пиратских судна были уничтожены, а третье взято на абордаж. Пираты в ходе этой операции потеряли убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен.


В этой связи стоит вернуться к "Неустрашимому". Этот многоцелевой корабль обеспечивает противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону оперативного соединения судов. Он вооружен противолодочным ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", 100-милиметровой артустановкой и реактивными бомбометами. Похоже, что в ближайшее время у мирового гражданского флота вновь появится надежный защитник - ВМФ России. Право для борьбы с пиратами есть. Проблему морского пиратства комментирует известный российский юрист-международник, эксперт по международному морскому праву Камиль Бекяшев.


Если верить нашей печати, то случай с "Фаиной" - это уже 70-е нападение на суда других государств. ООН правильно квалифицирует это как пиратство. Хочу напомнить, что пиратством считается разбой и нападение частновладельческого судна на другие суда в открытом море или вне пределов другого государства.


Международное право содержит очень серьезные и конкретные нормы по борьбе с этим явлением. Можно сослаться на Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года. В статье 105 говорится, что пиратское судно может быть захвачено военным кораблем или иным судном другого государства, и это судно должно быть доставлено на территорию государства флага, которое захватило это судно. Только судебные органы могут определить, что делать с самим пиратским судном и захваченным имуществом.


Совет Безопасности ООН в резолюции, принятой 7 октября 2005 года, обратился к государствам с призывом бороться с пиратством в водах Сомали любыми средствами, в том числе и путем направления туда военных кораблей, что и сделала сейчас Россия.


Пиратство существовало и в X, и в XI, и в XX веках. И всегда боролись с ним кустарными способами. По существу сопротивление оказывал только экипаж захватываемого судна, и борьба шла на кулаках.


В настоящее время по международным нормам на борту обычного судна не должно быть военного снаряжения, даже пистолет не разрешается брать на борт. И теперь ООН впервые разрешила бороться с пиратами с помощью военной силы, то есть военных кораблей. Это очень и очень серьезно. ООН подчеркнула, что это разовая мера, а не прецедент. Ооновское решение о применении военной силы касается только Аденского залива и побережья Сомали. Иными словами, если аналогичная ситуация возникнет в каком-либо другом районе, то ни одно государство уже не сможет направить туда свои военные корабли.


Возникает вопрос: может ли наш военный корабль "Неустрашимый" войти в территориальные воды Сомали? В нашей печати однозначно утверждается, что может. Но я возражаю против этого утверждения. В резолюции Совета Безопасности ООН говорится, что он уполномачивает государства бороться с помощью военных кораблей и военной авиации только в водах в открытом море у побережья Сомали, но не в ее территориальных водах и не на ее территории.


Как может выглядеть эта "борьба", я даже представить себе не могу. Если верить кадрам, показанным нашим телевидением, то нет каких-то больших пиратских судов. В основном это канонерки, маленькие лодки, а в них сидят по 2-6 человек.


Что это за пираты такие? Пираты бывают хорошо оснащены, обучены, экипированы, быстроходны. И вот тут еще один вопрос: а не является ли вся эта акция мошенничеством, и не стоят ли за всем этим экипажи судов, которые сдаются пиратам добровольно за какую-то конкретную сумму? Ведь за украинское судно пираты запросили, по-моему, 20 миллионов долларов? А не заговор ли это экипажа с этими то ли четырьмя, то ли пятью пиратами, которым, как я читал, всего-то лет 15-20?


Совет Безопасности ООН ставит вопрос о том, чтобы были сформированы многонациональные силы по борьбе с пиратством. Я думаю, что это будет эффективное средство. Но тут возникает еще один вполне естественный вопрос: а платить-то за все это кто будет? Например, идет наш танкер или сухогруз, а его сопровождает наше или американское судно. И кто оплатит услуги американцев, да и наших тоже? Одно только горючее сколько нынче стоит! Получается: идут частные суда, а их охраняют военные за государственный счет? Это же уму непостижимо.


Что касается экипажа, то все расходы по его охране, страхованию жизни должен взять на себя судовладелец. В общем, вопросов здесь много, а результат один - эти меры приводят к удорожанию груза и фрахта.


Ну и еще одна проблема. А что делать с этим судном дальше? Допустим, судно отбили. После этого его надо передать в представительство судовладельца. Плавает оно под флагом Украины, а судовладельцем является частное лицо, скажем, гражданин Израиля, который мог сдать его в субаренду Украине. Все это требует разбирательства.


И, наконец, главное: а как можно "отбить" это судно, если оно стоит во внутренних водах Сомали? Войти туда военный корабль не может. Я читал, будто Сомали дало разрешение на вход в свои территориальные воды нашего сторожевого корабля. В чем я, честно говоря, сомневаюсь, потому что Совбез ООН ясно сказал: военные корабли должны бороться с пиратством в открытом море.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 25 Ноября 2008 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100