Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Контрреволюция роз и ее шипы


Контрреволюция роз и ее шипы


Автор: Алексей Александров
Источник: "Эхо планеты" - N43 (2-8 ноября 2007)

Руководители 11 оппозиционных движений, объединившихся в Национальный координационный совет, проводя массовую акцию протеста, сознательно повторяли сценарий 2003 года. Вплоть до того, что свой бессрочный митинг они начали в тот же календарный день, 2 ноября, и перед тем же зданием парламента на проспекте Руставели.
 
Тогда, в 2003-м, оппозиционеры, координатором действий которых был посол США Ричард Майлз, возмущенные несправедливым, как они считали, подсчетом голосов при подведении итогов парламентских выборов, начали круглосуточный митинг под лозунгом "Грузия без Шеварднадзе". Внутренние пружины разыгравшихся событий проанализированы в опубликованной в этом же номере нашего журнала статье "За кулисами холодной войны-2" (стр. 20-23), а ныне перед нами разворачивается вторая часть политического сериала. При том же, между прочим, составе исполнителей. Только роли частично переменились: многие из бывших соратников Михаила Саакашвили успели за прошедшее время стать его заклятыми врагами. Несколько видоизменился и лозунг. Принципиальная конструкция сохранилась, но место Шеварднадзе занял действующий президент. Получилось не менее выразительно: "Грузия без Саакашвили".
 
Правда, развязка оказалась иной, поскольку тогдашний глава государства сам ушел в отставку. Нельзя сказать, что вполне добровольно. "Розовые" революционеры во главе с молодым и полным амбиций Михаилом Саакашвили, возглавившим партию "Единое национальное движение", буквально вырвали из-под него кресло. Они выбросили этот предмет мебели в окно на потеху толпе после того, как штурмом овладели кабинетом Шеварднадзе, которого едва успела вывести охрана.
 
Москва сыграла определенную роль в мирном разрешении конфликта, и Владимир Путин, открывая очередное заседание российского правительства, тогда сказал, что смена власти в Грузии - закономерный результат в серии системных ошибок во внешней и внутренней политике прежнего руководства. Но подчеркнул, что Шеварднадзе никогда не был диктатором и поэтому вызывает озабоченность, что власть в Грузии сменилась на фоне очевидного силового давления.
 
Сам Эдуард Амвросиевич, дома у которого на следующий день побывал корреспондент агентства Рейтер, признался: "Вчера, вместо того чтобы уйти в отставку, я мог бы приказать моим министрам обороны и внутренних дел применить силу для разгона демонстрации. Однако это было бы не в моем стиле".
 
Зато Саакашвили, президент и верховный главнокомандующий, 7 ноября 2007 года действовал вполне в своем стиле - отдал соответствующий приказ обоим министрам. Дальнейшие события видел на телеэкранах весь мир. На безоружных манифестантов со всей своей устрашающей мощью обрушились полицейские и солдаты внутренних войск, проходившие специальную подготовку под руководством американских инструкторов и оснащенные новейшими спецсредствами западного образца.
 
Это походило на нашествие инопланетян. Странные фигуры в ярко-желтых накидках с лицами, спрятанными за тупорылыми масками противогазов, принялись избивать толпу, одновременно поливая ее ядовитым клубящимся газом. Вовсю работали мощные, сбивающие с ног водометы. Некоторые спецназовцы для нагнетания ужаса стреляли в людей, как в бумажные мишени, резиновыми пулями. Это было поразительно жестокое зрелище. Стражи порядка колотили дубинками и пинали ногами упавших. Причем каждый подбегавший на подмогу солдат начинал с одного и того же ритуального действия - с размаху бил тяжелым башмаком жертву.
 
Безнаказанная бойня, похоже, распаляла атакующих, как хмель. Солдаты крушили дубинками стекла автомобилей и фотоаппаратуру подвернувшихся журналистов. Ничего подобного видеть прежде не приходилось. Одна из женщин в перепуганной толпе тоже вспомнила сюжет с пришельцами. "Это не грузины! - кричала она. - Грузины не могут избивать своих, это - марсиане!"
 
Среди избитых оказался омбудсмен (в Грузии их называют народными защитниками) Созар Субари. Чтобы остановить расправу, он пытался что-то говорить о правах человека, записанных в Конституции, а ему отвечали дубинками. Легендарная шахматистка, пятикратная чемпионка мира Нона Гаприндашвили в прямом эфире телекомпании "Имеди" сказала, что 7 ноября 2007 года "войдет в историю Грузии как трагический день, когда власти применили слезоточивый газ против мирных демонстрантов". Каталикос-патриарх всея Грузии Илия Второй заявил, что "действия, осуществленные властями в отношении народа, являются совершенно неприемлемыми и недопустимыми".
 
А через день я с удивлением прочел на страницах "Новой газеты" циничное интервью, которое Саакашвили дал ее обозревателю на начальном этапе описанных выше событий. Оказалось, что более 50 тысяч человек, собравшихся на митинг со всей Грузии, президента "не впечатлили". Если их не трогать, пренебрежительно сказал он, "то перебесятся и рассосутся". Комментарий журналиста был выдержан в том же иронично-снисходительном ключе. По его наблюдениям, полиция на проспекте Руставели была "настроена лояльно и даже добродушно". "Впрочем, - заключает автор, - если в конце концов реально дойдет до столкновения, на этот крайний случай сила у Саакашвили есть, и немалая".
 
Эту силу мы увидели. Между прочим, грузинский президент гордится тем, что военный бюджет его страны составляет 9-10 процентов ВВП (примерно втрое больше российского). Вполне вероятно, что в эти цифры входит и стоимость некоторых новинок боевой техники для разгона протестантов. Что касается "добродушия" полицейских, то вот статистика, в которую оно вылилось: число пострадавших при разгоне митинга, обратившихся за помощью в медицинские учреждения, составило 508 человек, среди них немало женщин.
 
Вечером рокового дня в прямом телелеэфире с обращением к нации выступил Михаил Саакашвили. Его речь походила на истерику: много эмоций и полное отсутствие логики. Главная мысль, которую он пытался внушить аудитории, сводилась к тому, что в резком обострении ситуации в Грузии виновата Россия. "Включены все механизмы лжи и провокаций со стороны государства, у которого много денег и большой опыт", - объявил президент и пообещал обнародовать доказательства подрывной шпионской деятельности некоторых сотрудников посольства РФ, объявленных персонами нон-грата.
 
Первое доказательство он предъявил незамедлительно, ткнув рукой в телеэкран, на котором за ресторанным столиком группа не очень четко снятых мужчин что-то жевала - возможно, пыталась проглотить секретные разведданные. Выглядело это не слишком убедительно, и все же я не в первый раз подумал, почему наши дипломаты, среди которых наверняка есть какой-то процент разведчиков, с тупым упорством назначают встречи с "друзьями" в ресторанах, где их с таким сладострастием запечатлевают на кинопленке бдительные наблюдатели. Нет, на штирлицев эти ребята никак не тянут...
 
А мысль Саакашвили между тем уже поскакала дальше. Он неожиданно заявил, что не допустит "превращения Грузии в подобие ельцинской России, когда всем заправляли олигархи". Тут угадывался намек на Бадри Патаркацишвили, которого грузинские власти почему-то именуют "российской олигархической силой и организатором заговора против Грузии". Этот чрезвычайно богатый, авантюрной складки бизнесмен, друг и соратник Березовского, неоднократно клялся "использовать все свои силы и ресурсы, до последнего лари, чтобы освободить Грузию от Саакашвили". Однако как эта угроза может быть связана с Россией, Генеральная прокуратура которой вот уже пять лет тщетно добивается выдачи ей названного господина, а Грузия его не выдает, остается непонятным.
 
Главной темы - жестокой расправы с участниками оппозиционного митинга в Тбилиси - президент коснулся вскользь, авторитетно заявив, что именно так действуют правоохранительные органы западных стран. Правда, сами эти страны с ним не согласились. Главный дипломат Евросоюза Хавьер Солана выразил озабоченность событиями, происходящими в Тбилиси, подчеркнув, что "политические противоречия должны разрешаться в рамках демократических институтов". Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур решительно осудила применение силы в отношении мирных демонстрантов. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер признал, что действия Тбилиси "идут вразрез с евроатлантическими ценностями". И даже Белый дом, не раз ставивший демократические достижения Саакашвили в пример остальным лидерам постсоветского пространства, на этот раз погрозил ему пальчиком. Руководитель пресс-службы госдепа Шон Маккормак напомнил, что Вашингтон "полностью поддерживает право граждан на мирные протесты и свободное высказывание своих взглядов".
 
МИД РФ откликнулся на выступления Михаила Саакашвили самым жестким за последние годы официальным заявлением, в котором подчеркнуто, что грузинское руководство продолжает старательно формировать образ врага в лице России", желая "оправдать очевидные провалы" своего курса, и предостерег Тбилиси от "дальнейших деструктивных шагов, чреватых непредсказуемыми последствиями".
 
Однако упрямый грузинский президент, выйдя на тропу войны, закусил удила и продолжал нагнетать истерию. В тот же день "в связи с крайним обострением ситуации в Грузии и явной попыткой свержения государственной власти" он объявил о введении на территории страны чрезвычайного положения сроком на 15 дней. А это означает ограничение на проведение уличных акций, забастовок и распространение информации по телевидению и радио. Последнее право закреплялось лишь за Общественным (иначе говоря, пропрезидентским) ТВ Грузии. Всем остальным каналам предписывалось забыть до поры о новостных и политических передачах и сосредоточиться исключительно на увеселении народонаселения.
 
Главный и в сущности единственный рупор оппозиции - телекомпания "Имеди", хозяином которой до последнего времени являлся все тот же Патаркацишвили, была вообще закрыта. Хотя она и без того не могла выходить в эфир, поскольку захвативший ее спецназ расколошматил все передающую аппаратуру. Надо отдать должное Бадри - он предвидел возможность такого развития событий и неделей раньше передал на год право управления своей компанией одному из самых могущественных медиа-магнатов современного мира Руперту Мердоку. И тот уже успел предъявить счет грузинским властям за столь неаккуратное обращение с его собственностью. Что прибавило головной боли президенту. Он понял, что зашел слишком далеко и, чтобы спасти остатки "демократической" репутации, ему надо срочно что-то предпринять.
 
В Тбилиси циркулируют упорные слухи, что Саакашвили несколько часов держал совет с американским послом в Грузии Джоном Теффтом и в результате был найден этюдный ход, а, возможно, даже выход.
 
Одной из причин нынешнего конфликта главы государства с оппозицией стало его решение объединить педстоящие президентские выборы с парламентскими и провести их осенью будущего года. Такое решение продлевало срок полномочий депутатов и сокращало президентский срок, истекающий только в январе 2009 года. Имея твердое большинство в парламенте, Саакашвили без труда добился своего, упирая на то, что это сокращает расходы. Однако оппоненты продолжали требовать, чтобы парламент избирался в конституционный срок - будущей весной, а не осенью, когда сельский электорат занят на сезонных работах.
 
И тут произошла сенсация. 9 ноября Саакашвили выступил с предложением: перенести президентские выборы с осени 2008-го на 5 января того же года и одновременно провести плебисцит по определению даты выборов в парламент.
 
"Мой пост ничего для меня не значит, - гордо заявил Саакашвили. - Я сознательно решил сократить срок своих полномочий на целый год, чтобы получить новый мандат доверия народа в борьбе за возрождение Грузии. Это поможет укрепить ее независимость, зашитить от любого давления извне и сделает невозможным аннексию какой-либо части нашей территории". В общем, президент пошел ва-банк, предложив рассудить его спор с оппозицией избирателям. Это ли не благородство?
 
Оппозиция с излишним оптимизмом объявила решение президента своей победой. "После того кошмара, который он устроил, - у него нет ни одного шанса, - объявил один из главных оппонентов главы государства бывший госминистр Георгий Хаиндрава. - Выборы у него выиграет даже будка для газет". С газетами, кстати, могут возникнуть проблемы - режим чрезвычайного положения пока не отменен. Есть и другие сложности, просчитать которые Саакашвили помогли его американские консультанты.
 
Беда оппозиции в том, что она разрознена и не имеет харизматического лидера. В этой роли мог бы выступить бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, находящийся ныне в Мюнхене. Он успел отказаться от всех своих саморазоблачений и вновь обличает президента. В народе он по-прежнему популярен и имеет поддержку у молодежи. Однако Окруашвили нет 35 лет, а таков по Конституции возрастной ценз для кандидатов в президенты.
 
Другой авторитетный политик - экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, в недавнем прошлом гражданка Франции, тоже не может вступить в президентскую гонку, поскольку для этого требуется прожить в Грузии не менее 15 лет, а у нее набралось всего три. Зато заявку на участие в борьбе за президентство передал в электронном виде из Лондона Бадри Патаркацишвили, сообщивщий, что его лозунг: "Грузия без Саакашвили - Грузия без террора". При этом олигарх заявил, что готов снять свою заявку, если оппозиция выдвинет единого кандидата. Но такового пока нет, хотя некоторые намеки на возможность появления неожиданной и весьма сильной кандидатуры появляются.
 
Сыграв на опережение, президент поставил конкурентов в условия жесткого цейтнота. За оставшиеся два месяца, да еще не имея доступа в СМИ, "раскрутить" проходного кандидата практически невозможно. К тому же у оппозиции нет своей программы. Ее приоритеты те же, что и у Саакашвили: курс на вступление в НАТО и Евросоюз, восстановление территориальной целостности Грузии и критика России. Комическую струю в предвыборную полемику вносят взаимные обвинения президента и оппозиции в том, что противоположная сторона является "агентом влияния Москвы".
 

Не пора ли нам задуматься, как сложилась такая ситуация и есть ли из нее выход?




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 23 Ноября 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100