Картина, показанная буквально под занавес знаменитого киносмотра, попала на фестивальный
экран прямо с монтажного стола, и как заверил автор, для него "она тоже в некотором
роде была сюрпризом". Кто-то назвал ленту ремейком известного американского фильма
Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин". Российский режиссер считает, что общее
лишь в канве: история о том, как 12 присяжных обсуждают, виновен ли 18-летний
юноша, обвиняемый в убийстве своего отца. Кстати, пьеса, легшая в основу картины,
стала первой театральной постановкой совсем юного студента Щукинского училища
-- Никиты Михалкова. Фильм -- размышление о том, что такое свобода, душа и буква
закона. Главный вывод, к которому приходит режиссер и его герои, -- в России закон
без сострадания не действует. В картине занято целое созвездие блистательных актеров:
Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Михаил Ефремов,
Александр Адабашьян, Сергей Арцибашев и сам Никита Михалков. Публика очень тепло
приняла новую работу россиянина, который 16 лет назад блеснул в городе на лагуне
лентой "Урга, территория любви", которой тоже "улыбнулся" "золотой лев".
-- Получить награду от нынешнего жюри мне особенно приятно, сказал Никита Сергеевич,
принимая награду. -- Ведь судят нынешний смотр только режиссеры, все -- знаменитые
и требовательные.
Возглавлял жюри китайский мастер Чжан Имоу, создатель культовых лент "Красный
Гаолянь" и "Зажги красный фонарь", блокбастеров "Герой" и "Дом летающих кинжалов",
сам неоднократный призер Венеции. К слову, Китайский Олимпийский комитет пригласил
Чжан Имоу возглавить работу по постановке торжеств Пекинский Олимпиады-2008. Судейские
обязанности с ним делят с ним француженка Катрин Брейллат, оскаровский лауреат
новозеландка Джэйн Кэмпион, итальянец Эммануэле Кьялезе, обладатель венецианского
"Серебряного Льва"-2006, мексиканец Алехандро Гонзалез Иньярриту, итальянский
мастер турецкого происхождения Ферцан Оцпетек и голландец Поль Верховен.
Нынешний смотр с первого же дня высоко поднял планку, показав подборку великолепных
премьерных фильмов. Открыл этот расчет Алексей Балабанов, представивший в программе
"Авторское кино" ленту "Груз-200". Захватывающая дух драма на экране и гробовая
тишина в зале -- венецианский зритель буквально потрясен мощью и страстным реализмом
трагедии, разыгравшейся по воли автора в советской глубинке в 1984 году. Пресса
откликнулась сразу. Римская газета "Мессаджеро" писала: "Человеческий триллер
"Груз-200" знаменует впечатляющее возвращение певца посткоммунистического хаоса
Алексея Балабанова, автора блестящей дилогии "Брат" и "Брат-2"... Как и в этой
саге музыка "поп" звучит великолепным реквиемом по духовным ценностям и достоинству".
Влиятельная "Манифесто": "Фильм Балабанова, судя по разговорам в кулуарах, очень
понравился. И это уже успех. Фильм рассказывает о годах, предшествующих перестройке:
много алкоголя, много насилия -- словесного и физического, много маргинальности...".
Сразу замечу, что российское кино представлено на фестивале и первой режиссерской
работой известного сценариста Александра Миндадзе "Отрыв" в рамках 22-й Международной
недели кинокритики, и двенадцати минутной лентой Леонида Рыбакова "Люди из камня"
в конкурсе короткометражных фильмов.
Официальная церемония открытия сопровождалась демонстрацией первого конкурсного
англо-американского фильма "Искупление", возвращающего во времена Второй мировой
войны, снятого 35-летним режиссером Джо Райтом. (Он, к слову, был самым молодым
участником главного конкурса, а патриархом фестиваля стал 99-летний Мануэл де
Оливейру, представивший внеконкурсный фильм "Загадка Христофора Колумба"). Примерно
тот же временной период охватывает и конкурсный фильм "Вожделение, осторожность"
тайваньского режиссера Энга Ли. Материковый Китай, оккупированный японцами, во
власти ячейки юных мстителей-подпольщиков, которые охотятся за замминистра коллаборационного
правительства. Подсадная утка в этой охоте -- молодая актриса, тоже участница
сопротивления. Зрители и критика сразу предсказали ленте успех -- и не ошиблись:
лента удостоена "Золотого льва".
-- Я посвящаю эту награду великому шведскому режиссеру Ингмару Бергману, -- сказал
мастер, два года назад одержавший такую же победу с драмой "Горбатая гора". А
год спустя он получил за нее и "Оскара".
В первый же день венецианский смотр отдал дань жанру фильм-ужасов, показав мировую
премьеру испанской картины "РЕК" (режиссеры Балагуэро и Плаза). "Дедушка" Хичкок
остался бы доволен: публика визжала от страха и закрывала глаза, чтобы не видеть
кошмара, происходящего на экране. А ведь началось действие вполне мирно: съемочная
группа испанского телевидения выехала по ночному вызову с пожарной командой...
Пока конкурсные фильмы держали экзамен перед жюри и публикой, дирекция фестиваля
вручала самые почетные награды, уже нашедшие своих хозяев. Специальный приз Ватикана
присужден знаменитому российскому кинорежиссеру Александру Сокурову. Награда носит
имя Роберо Брессона, французского мастера, известного своим трепетным отношением
к проблемам веры и морали. Премия сопровождается следующей аргументацией: "За
вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанные поиски вечного".
Премию лауреату вручил патриарх Венеции кардинал Анджело Скола. "Духовность помогает
художнику и всем людям принимать реальность жизни, и Сокуров вводит нас в это
измерение в своих работах", -- сказал он. Ответное слово Сокуров начал со слов
соболезнования по поводу кончины великого итальянского тенора Лучано Паваротти.
"Я благодарен ему за то, что он сумел увлечь нас за собой в своем восхождении
к художественному совершенству".
Юбилейного "Золотого льва-75" получил итальянский маэстро Бернардо Бертоллуччи.
Другого "Золотого льва" -- за кинематографическую карьеру -- вручили американскому
режиссеру Тиму Бартону.
Программа фестиваля включала и несколько специальных юбилейных программ. Ровеснику
Венецианской выставки, немецкому режиссеру Александру Клуге, которому тоже исполнилось
75 лет, посвящена ретроспектива его лучших фильмов, в том числе и известный "Призрак
оперы". Его итальянский коллега, один из мастеров неореализма, Карло Лидзани отметил
на кинопразднике свое 85-летие. Недавно скончавшему великому Микеланджело Антониони
была посвящена подборка его последних короткометражных лент. Творчество знаменитых
юбиляров в Венеции обсуждается на семинарах и круглых столах с участием ведущих
киноведов разных стран.
Политика и события в мире всегда попадали в поле зрения авторов и организаторов
Венецианского кинофестиваля. Нынешний смотр не стал исключением. О войне в Ираке
рассказали два американских конкурсных фильма: "Отредактировано" знаменитого Брайно
Де Пальмы и "В долине Элаха" Поля Хэггиса. Первый посвящен болезненной теме "Война
и СМИ". Основанный на реальных фактах, фильм Де Пальмы вновь ставит вопрос о бессмысленности
вооруженных конфликтов. (Эту тему режиссер затрагивал в нашумевшей ленте "Жертвы
войны", снятой в 1990 году). На сей раз фильм снят в режиме видео как бы при помощи
мобильного телефона одного из солдат, принимающего участие в расправе над мирными
жителями. Де Пальму хорошо знают в Венеции: в прошлом году он пленил зрителей
картиной "Черная орхидея". Своим новым "политкорректным" и актуальным фильмом
он вновь привлек внимание критики и публики -- и увез в США "Серебряного льва
Святого Марка" за лучшую режиссуру.
Но не кинематографом единым живет Венеция. В воскресенье на Большом Канале состоялась
традиционная "Историческая регата" -- самый большой городской праздник, знаменующий
окончание летнего сезона. Вместе с карнавалом и художественной Биеннале регата
входит в тройку главных торжеств города на лагуне и уходит корнями в XIII век.
Состязаниям гребцов на гондолах, сандолах, карминах и других типах лодок предшествовал
костюмированный кортеж, который возглавлял роскошный многовесельный корабль дожей
-- позолоченный "Бучентавр", сгоревший во времена наполеоновского нашествия и
только недавно восстановленный на местных верфях. Победителям вручались фигурки
поросят, специально изготовленные из муранского стекла. Раньше призом был живой
поросенок, но из-за протестов Лиги защиты животных от этого обычая пришлось отказаться.
Все это так и просилось в кадр -- не случайно зрелищем регаты на Большом канале
вместе с тысячами зрителей любовались и гости и участники фестиваля.
А просмотры шли своим чередом. Целую коллецию -- 24 голливудских фильма отобрала
для венецианской киновыставки комиссия во главе с художественным руководителем
фестиваля Марко Мюллером. Семь из них участвовали в конкурсе, а главным героем
внеконкурсной части стал, как и следовало ожидать, Вуди Аллен с новой лентой "Мечта
Кассандры" -- лондонской драмой о судьбе двух братьев. Но с ней случился казус:
картину почти никто почти не сумел посмотреть, ибо прокатная фирма в последний
момент разрешила только один сеанс. Зато с интересом встретили заново отреставрированную
ленту "Нетерпимость" Дейвида Уорка Гриффита, снятую в 1916 году. Эта лента по
праву считается одной из этапных в развитии мирового кинематографа. Снятая с грандиозным
постановочным размахом, она затрагивала широкий круг философских и моральных проблем,
а нетерпимость трактовалась как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех
народов. Весьма актуально!
Еще более многочисленно присутствие в Венеции хозяев фестиваля: 53 названия,
в том числе 3 конкурсных ленты и 32 фильма специальной ретроспективы "вестерн
по-итальянски". Внимание привлекла новая антифашистская работа живого классика
итальянского кино Карло Лидзани "Отель Меина". 85-летний режиссер рассказал о
подлинных драматических событиях в этой гостинице на озере Лаго-Маджоре, ставшем
первым концлагерем на территории Италии, оккупированной нацистами. Карло Лидзани,
начавший свою кинематографическую карьеру в 1945 году, работая у Де Сантиса и
Росселлини, три года сам возглавлял Венецианский кинофестиваль и написал обстоятельное
исследование истории итальянского кино. Несмотря на некоторый рост производства
фильмов, кино Италии еще не преодолело затянувшийся кризис. По мнению специалистов,
новое поколение режиссеров в состоянии возродить былую славу итальянского кинематографа.
Об этом говорил прибывший в Венецию вице-премьер и министр культуры Италии Франческо
Рутелли. Он сообщил, что правительство наконец утвердило архитектурный проект
и план финансирования строительства нового здания Дворца кино на острове Лидо.
Нынешнее было сооружено по приказу Муссолини ровно 75 лет назад -- в 1932 году.
И пока известный оскароносный художник кино Данте Ферретти обновил фасад Дворца
кино. В основу оформления он взял цитату из фильма своего друга и кумира Федерико
Феллини "Репетиция оркестра" -- пробивающую стену огромную чугунную "бабу" как
символ тревоги и насилия.
"Сюрпризом" фестиваля стал конкурсный фильм китайского мастера Джонни То (Гонконг)
"Шентан" ("Сумасшедший детектив"). По сложившейся традиции на многих подобных
смотрах название одного из фильмов, допущенных к соисканию главного приза, держатся
дирекцией в секрете, как правило, до середины творческого соревнования, чтобы
"подогреть" к нему интерес. Сюжет ленты разворачивается вокруг пистолета, потерянного
полицейским. Его табельное оружие становится орудием убийства, которое стремится
раскрыть другой страж порядка. Но уловка с "сюрпризом" не оправдалась.
Специальную премию жюри получили сразу два фильма: "Я не здесь" американца Тодда
Хайнса и "Рыбный кускус" француза Абделлатифа Кешиша. Кубок "Вольпи" за лучшую
женскую роль присужден американской актрисе Кейт Бланшетт, сыгравшей в ленте Хайнса
легенду мировой рок-музыки Боба Дилана. На вручении премии Кейт Бланшетт не было.
Отсутствовал на цереонмм награждения и Брэд Питт, удостоенный премии за лучшую
мужскую роль в фильме режиссера Эндрю Доминика с длинным названием "Убийство Джесси
Джеймса трусом Робертом Фордом".