Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Венеция снова порадовала россиян


Венеция снова порадовала россиян


Автор: Алексей Букалов
Источник: "Эхо планеты" - N35 (7-13 сентября 2007)

Картина, показанная буквально под занавес знаменитого киносмотра, попала на фестивальный экран прямо с монтажного стола, и как заверил автор, для него "она тоже в некотором роде была сюрпризом". Кто-то назвал ленту ремейком известного американского фильма Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин". Российский режиссер считает, что общее лишь в канве: история о том, как 12 присяжных обсуждают, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отца. Кстати, пьеса, легшая в основу картины, стала первой театральной постановкой совсем юного студента Щукинского училища -- Никиты Михалкова. Фильм -- размышление о том, что такое свобода, душа и буква закона. Главный вывод, к которому приходит режиссер и его герои, -- в России закон без сострадания не действует. В картине занято целое созвездие блистательных актеров: Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Михаил Ефремов, Александр Адабашьян, Сергей Арцибашев и сам Никита Михалков. Публика очень тепло приняла новую работу россиянина, который 16 лет назад блеснул в городе на лагуне лентой "Урга, территория любви", которой тоже "улыбнулся" "золотой лев".
 
-- Получить награду от нынешнего жюри мне особенно приятно, сказал Никита Сергеевич, принимая награду. -- Ведь судят нынешний смотр только режиссеры, все -- знаменитые и требовательные.
 
Возглавлял жюри китайский мастер Чжан Имоу, создатель культовых лент "Красный Гаолянь" и "Зажги красный фонарь", блокбастеров "Герой" и "Дом летающих кинжалов", сам неоднократный призер Венеции. К слову, Китайский Олимпийский комитет пригласил Чжан Имоу возглавить работу по постановке торжеств Пекинский Олимпиады-2008. Судейские обязанности с ним делят с ним француженка Катрин Брейллат, оскаровский лауреат новозеландка Джэйн Кэмпион, итальянец Эммануэле Кьялезе, обладатель венецианского "Серебряного Льва"-2006, мексиканец Алехандро Гонзалез Иньярриту, итальянский мастер турецкого происхождения Ферцан Оцпетек и голландец Поль Верховен.
 
Нынешний смотр с первого же дня высоко поднял планку, показав подборку великолепных премьерных фильмов. Открыл этот расчет Алексей Балабанов, представивший в программе "Авторское кино" ленту "Груз-200". Захватывающая дух драма на экране и гробовая тишина в зале -- венецианский зритель буквально потрясен мощью и страстным реализмом трагедии, разыгравшейся по воли автора в советской глубинке в 1984 году. Пресса откликнулась сразу. Римская газета "Мессаджеро" писала: "Человеческий триллер "Груз-200" знаменует впечатляющее возвращение певца посткоммунистического хаоса Алексея Балабанова, автора блестящей дилогии "Брат" и "Брат-2"... Как и в этой саге музыка "поп" звучит великолепным реквиемом по духовным ценностям и достоинству". Влиятельная "Манифесто": "Фильм Балабанова, судя по разговорам в кулуарах, очень понравился. И это уже успех. Фильм рассказывает о годах, предшествующих перестройке: много алкоголя, много насилия -- словесного и физического, много маргинальности...". Сразу замечу, что российское кино представлено на фестивале и первой режиссерской работой известного сценариста Александра Миндадзе "Отрыв" в рамках 22-й Международной недели кинокритики, и двенадцати минутной лентой Леонида Рыбакова "Люди из камня" в конкурсе короткометражных фильмов.
 
Официальная церемония открытия сопровождалась демонстрацией первого конкурсного англо-американского фильма "Искупление", возвращающего во времена Второй мировой войны, снятого 35-летним режиссером Джо Райтом. (Он, к слову, был самым молодым участником главного конкурса, а патриархом фестиваля стал 99-летний Мануэл де Оливейру, представивший внеконкурсный фильм "Загадка Христофора Колумба"). Примерно тот же временной период охватывает и конкурсный фильм "Вожделение, осторожность" тайваньского режиссера Энга Ли. Материковый Китай, оккупированный японцами, во власти ячейки юных мстителей-подпольщиков, которые охотятся за замминистра коллаборационного правительства. Подсадная утка в этой охоте -- молодая актриса, тоже участница сопротивления. Зрители и критика сразу предсказали ленте успех -- и не ошиблись: лента удостоена "Золотого льва".
 
-- Я посвящаю эту награду великому шведскому режиссеру Ингмару Бергману, -- сказал мастер, два года назад одержавший такую же победу с драмой "Горбатая гора". А год спустя он получил за нее и "Оскара".
 
В первый же день венецианский смотр отдал дань жанру фильм-ужасов, показав мировую премьеру испанской картины "РЕК" (режиссеры Балагуэро и Плаза). "Дедушка" Хичкок остался бы доволен: публика визжала от страха и закрывала глаза, чтобы не видеть кошмара, происходящего на экране. А ведь началось действие вполне мирно: съемочная группа испанского телевидения выехала по ночному вызову с пожарной командой...
 
Пока конкурсные фильмы держали экзамен перед жюри и публикой, дирекция фестиваля вручала самые почетные награды, уже нашедшие своих хозяев. Специальный приз Ватикана присужден знаменитому российскому кинорежиссеру Александру Сокурову. Награда носит имя Роберо Брессона, французского мастера, известного своим трепетным отношением к проблемам веры и морали. Премия сопровождается следующей аргументацией: "За вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанные поиски вечного". Премию лауреату вручил патриарх Венеции кардинал Анджело Скола. "Духовность помогает художнику и всем людям принимать реальность жизни, и Сокуров вводит нас в это измерение в своих работах", -- сказал он. Ответное слово Сокуров начал со слов соболезнования по поводу кончины великого итальянского тенора Лучано Паваротти. "Я благодарен ему за то, что он сумел увлечь нас за собой в своем восхождении к художественному совершенству".
 
Юбилейного "Золотого льва-75" получил итальянский маэстро Бернардо Бертоллуччи. Другого "Золотого льва" -- за кинематографическую карьеру -- вручили американскому режиссеру Тиму Бартону.
 
Программа фестиваля включала и несколько специальных юбилейных программ. Ровеснику Венецианской выставки, немецкому режиссеру Александру Клуге, которому тоже исполнилось 75 лет, посвящена ретроспектива его лучших фильмов, в том числе и известный "Призрак оперы". Его итальянский коллега, один из мастеров неореализма, Карло Лидзани отметил на кинопразднике свое 85-летие. Недавно скончавшему великому Микеланджело Антониони была посвящена подборка его последних короткометражных лент. Творчество знаменитых юбиляров в Венеции обсуждается на семинарах и круглых столах с участием ведущих киноведов разных стран.
 
Политика и события в мире всегда попадали в поле зрения авторов и организаторов Венецианского кинофестиваля. Нынешний смотр не стал исключением. О войне в Ираке рассказали два американских конкурсных фильма: "Отредактировано" знаменитого Брайно Де Пальмы и "В долине Элаха" Поля Хэггиса. Первый посвящен болезненной теме "Война и СМИ". Основанный на реальных фактах, фильм Де Пальмы вновь ставит вопрос о бессмысленности вооруженных конфликтов. (Эту тему режиссер затрагивал в нашумевшей ленте "Жертвы войны", снятой в 1990 году). На сей раз фильм снят в режиме видео как бы при помощи мобильного телефона одного из солдат, принимающего участие в расправе над мирными жителями. Де Пальму хорошо знают в Венеции: в прошлом году он пленил зрителей картиной "Черная орхидея". Своим новым "политкорректным" и актуальным фильмом он вновь привлек внимание критики и публики -- и увез в США "Серебряного льва Святого Марка" за лучшую режиссуру.
 
Но не кинематографом единым живет Венеция. В воскресенье на Большом Канале состоялась традиционная "Историческая регата" -- самый большой городской праздник, знаменующий окончание летнего сезона. Вместе с карнавалом и художественной Биеннале регата входит в тройку главных торжеств города на лагуне и уходит корнями в XIII век. Состязаниям гребцов на гондолах, сандолах, карминах и других типах лодок предшествовал костюмированный кортеж, который возглавлял роскошный многовесельный корабль дожей -- позолоченный "Бучентавр", сгоревший во времена наполеоновского нашествия и только недавно восстановленный на местных верфях. Победителям вручались фигурки поросят, специально изготовленные из муранского стекла. Раньше призом был живой поросенок, но из-за протестов Лиги защиты животных от этого обычая пришлось отказаться. Все это так и просилось в кадр -- не случайно зрелищем регаты на Большом канале вместе с тысячами зрителей любовались и гости и участники фестиваля.
 
А просмотры шли своим чередом. Целую коллецию -- 24 голливудских фильма отобрала для венецианской киновыставки комиссия во главе с художественным руководителем фестиваля Марко Мюллером. Семь из них участвовали в конкурсе, а главным героем внеконкурсной части стал, как и следовало ожидать, Вуди Аллен с новой лентой "Мечта Кассандры" -- лондонской драмой о судьбе двух братьев. Но с ней случился казус: картину почти никто почти не сумел посмотреть, ибо прокатная фирма в последний момент разрешила только один сеанс. Зато с интересом встретили заново отреставрированную ленту "Нетерпимость" Дейвида Уорка Гриффита, снятую в 1916 году. Эта лента по праву считается одной из этапных в развитии мирового кинематографа. Снятая с грандиозным постановочным размахом, она затрагивала широкий круг философских и моральных проблем, а нетерпимость трактовалась как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Весьма актуально!
 
Еще более многочисленно присутствие в Венеции хозяев фестиваля: 53 названия, в том числе 3 конкурсных ленты и 32 фильма специальной ретроспективы "вестерн по-итальянски". Внимание привлекла новая антифашистская работа живого классика итальянского кино Карло Лидзани "Отель Меина". 85-летний режиссер рассказал о подлинных драматических событиях в этой гостинице на озере Лаго-Маджоре, ставшем первым концлагерем на территории Италии, оккупированной нацистами. Карло Лидзани, начавший свою кинематографическую карьеру в 1945 году, работая у Де Сантиса и Росселлини, три года сам возглавлял Венецианский кинофестиваль и написал обстоятельное исследование истории итальянского кино. Несмотря на некоторый рост производства фильмов, кино Италии еще не преодолело затянувшийся кризис. По мнению специалистов, новое поколение режиссеров в состоянии возродить былую славу итальянского кинематографа. Об этом говорил прибывший в Венецию вице-премьер и министр культуры Италии Франческо Рутелли. Он сообщил, что правительство наконец утвердило архитектурный проект и план финансирования строительства нового здания Дворца кино на острове Лидо. Нынешнее было сооружено по приказу Муссолини ровно 75 лет назад -- в 1932 году. И пока известный оскароносный художник кино Данте Ферретти обновил фасад Дворца кино. В основу оформления он взял цитату из фильма своего друга и кумира Федерико Феллини "Репетиция оркестра" -- пробивающую стену огромную чугунную "бабу" как символ тревоги и насилия.
 
"Сюрпризом" фестиваля стал конкурсный фильм китайского мастера Джонни То (Гонконг) "Шентан" ("Сумасшедший детектив"). По сложившейся традиции на многих подобных смотрах название одного из фильмов, допущенных к соисканию главного приза, держатся дирекцией в секрете, как правило, до середины творческого соревнования, чтобы "подогреть" к нему интерес. Сюжет ленты разворачивается вокруг пистолета, потерянного полицейским. Его табельное оружие становится орудием убийства, которое стремится раскрыть другой страж порядка. Но уловка с "сюрпризом" не оправдалась.
 

Специальную премию жюри получили сразу два фильма: "Я не здесь" американца Тодда Хайнса и "Рыбный кускус" француза Абделлатифа Кешиша. Кубок "Вольпи" за лучшую женскую роль присужден американской актрисе Кейт Бланшетт, сыгравшей в ленте Хайнса легенду мировой рок-музыки Боба Дилана. На вручении премии Кейт Бланшетт не было. Отсутствовал на цереонмм награждения и Брэд Питт, удостоенный премии за лучшую мужскую роль в фильме режиссера Эндрю Доминика с длинным названием "Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом".




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 17 Сентября 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100