Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > "Сотбис". Беспрецедентный аукцион


"Сотбис". Беспрецедентный аукцион


Автор: Борис Зайцев
Источник: "Эхо планеты" - N29 (27 июля - 2 августа 2007)

Согласно заявлению "Сотбис", супруги высказали пожелание о проведении аукциона, когда приняли решение вернуться в Россию. 21 апреля в Москве после продолжительной болезни великий 80-летний музыкант скончался. Певица не изменила их совместного решения. "Нам хотелось, чтобы произведения, которые мы покупали во всех странах мира, ценные вещи, которые собирали любовью на протяжении нашей жизни, перешли к настоящим знатокам, к людям, которые любят русское искусство и русский антиквариат, -- объяснила она. -- Мы надеемся, что наши произведения попадут в коллекции людей, которые будут их любить и ценить, с которыми эти произведения будут говорить".
 
Это уникальное собрание сложилось главным образом в то время, когда Ростропович и Вишневская по недоброй воле советских властей вынуждены были жить за рубежом. Галина Васильевна вспоминала об их переезде из Москвы в Париж: "Когда нас вынудили покинуть Россию в 1974 году, мы должны были распроститься со всем; все наше имущество осталось в России. Мы уехали, по сути дела, без пенни в кармане. Вся наша собственность осталась там. Когда мы уехали -- Ростропович с виолончелью и Кузей, ньюфаундлендским догом, я с двумя чемоданами и двумя детьми -- мы должны были создавать все заново, и когда в 1978 году нас лишили российского гражданства, мы купили квартиру, в которой жили все эти годы. Квартира, которую мы решили сделать Русским домом, по-прежнему там".
 
Их российское гражданство было восстановлено в 1990 году. Со временем пришло решение возвратиться на родину. А потом -- и решение расстаться с коллекцией, содержащей более 350 уникальных произведений. Это живописные полотна и портретные миниатюры, изделия из слоновой кости, стекла и фарфора и еще множество вещей, отмеченных высоким художественным мастерством их авторов и взыскательным вкусом их обладателей. "Сосредоточившись на приобретении дореволюционного искусства, выдающиеся исполнители Ростропович и Вишневская, объединившие свои коллекции, сумели за тридцать лет создать в своих апартаментах уникальную российскую обстановку", -- заметила глава русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери. -- Предварительная цена отдельных лотов колеблется от 150--200 фунтов до 800 тысяч -- 1,2 миллиона фунтов стерлингов (от 300 до 2,4 миллиона долларов соответственно). Что в сумме (опять же предварительно) составляет 3 миллиона фунтов стерлингов (около 6 миллионов долларов).
 
Однако к этим торгам нельзя относиться как к традиционной распродаже, считают эксперты "Сотбис". И дело не только в том, что это русское искусство и получено из рук русских, но и в том, что "каждый экспонат освящен личным вниманием двух великих людей.
 
Одна из жемчужин коллекции, которая будет выставлена в главном торговом зале "Сотбис" на улице Нью-бонд в центре Лондона, -- полотно Николая Рериха (1874--1947) "Сокровище ангелов". Работу над этим монументальным полотном, написанным маслом и темперой и изображающим Священный град на холмах Северной Руси, выдающийся художник-философ завершил в 1905 году, Тогда он увлекся творчеством постимпрессионистов, переосмысливая его "на русской почве и в русском духе". В 1998 году музыканты увидели это выдающееся творение на аукционе "Сотбис" и, плененные его красотой, купили за 287,5 тысяч фунтов стерлингов (575 тысяч долларов). Теперь оно выставляется с начальной ценой 800 тысяч -- 1,2 миллиона фунтов. "Сокровище ангелов", убежден представитель русского отдела "Сотбис" Михаил Каменский, -- "абсолютно выдающийся шедевр, который, несомненно, вызовет огромный интерес".
 
Среди живописных работ обращает на себя внимание и конный потрет Великого князя Петра Федоровича, которому в 1761 году суждено было стать императором Петром III, а 1762-м быть свергнутым в результате заговора, организованного его женой Екатериной. Портрет принадлежит кисти одного из лучших европейских художников Георга Кристофа Гроота (1716--1749), работавшего при русском императорском дворе в первой половине XVIII века. Примечательно, что другой вариант картины "Великий князь Петр Федорович верхом на лошади" хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
 
В "живописном разделе" знатоки проявляют большой интерес к произведению Сергея Иванова (1864--1910) "Крепостные боярина", написанному маслом по дереву, к уникальной работе замечательного художника-сказочника Ивана Билибина (1876--1942) "Охота" и, конечно, к произвдениям, посвященным театру, составляющим значительную часть коллекции. Здесь, в частности, привлекает эскиз декорации для балета "Аполлон и Дафна", выполненный акварелью и гуашью по карандашу на бумаге Александром Бенуа (1870--1960).
 
Впечатляющую часть собрания, по свидетельству экспертов "Сотбис", представляет удивительный фарфор, к которому оба музыканта питали особое пристрастие. "Я люблю фарфор, -- признавалась Вишневская. -- Русский фарфор -- это что-то особенное. Я сразу отличу его от любого другого. Там, где выставлено несколько вещей, я сразу же найду русскую. Потому что мне кажется, будто я знала об этой вещи с детства... Мне интересно вспоминать, когда и как я покупала те или иные предметы, какие впечатления у меня возникали, когда я впервые видела их. Эти воспоминания согревают душу, напоминая, какой была жизнь раньше, и заставляют думать о том, что останется после нас".
 
В своей автобиографической книге "Галина" Вишневская рассказывала, как возник этот интерес к фарфору. И возник он в самые, наверное, страшные годы творческой жизни. Ростропович, приютивший в свое время опального Солженицина, остался по существу без работы. Гениальный музыкант, в рассвете сил оттесненный от больших концертных залов, скитался с гастролями по российской глубинке, испытывая острую творческую неудовлетворенность. "...более верной медленной казни для Ростроповича придумать не могли, -- писала Вишневская. -- Весь вопрос был -- надолго ли его хватит". И вот тогда он стал собирать фарфор, "начал покупать какие-то вещицы. В России все это давно исчезло из антикварных магазинов, и нужно было заводить новые знакомства с коллекционерами, ездить по каким-то адресам... А так как Ростропович ничего не делает наполовину, то скоро решил, что у нас должна быть самая лучшая в России коллекция русского фарфора. Поставив себе такую задачу, он кинулся на поиски сокровищ... Я рада была его новому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимая, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра... Это его страсть явилась спасением в его безделье".
 
Теперь в коллекции -- фарфор Императорского фарфорового завода, начиная с его основания в 1744 году и заканчивая 1920-ми годами, когда он был переименован в Государственный; изделия частных фарфоровых фабрик в XVII -- XIX веков, в том числе Попова, Корнилова, Кузнецова, Юсупова. Есть здесь две фарфоровые супные тарелки с инвентарными номерами Зимнего дворца из Георгиевского сервиза. Они были сделаны в конце XVIII века на заводе, основанном англичанином Френсисом Гарднером, преуспевшем в банковском деле в Москве. Его завод, славившийся фарфором великолепного качества -- желтовато-белого цвета, привлек внимание Екатерины II. Императрица заказала четыре сервиза, украшенных орденами Святого Георгия, Александра Невского, Владимира и святого Андрея. Каждый из этих сервизов раз в год выставлялся в Зимнем дворце на торжественном обеде, который устраивался для кавалеров этих орденов в день празднования их святых. Такие традиции сохранялись до царствования Николая I вступившего на трон в 1825 году, и были нарушены лишь в течение четырех лет правления Павла I с 1796 по 1801 год.
 
Заинтересовала "Сотбис" и история шести фарфоровых блюд с изображением цветов из Юсуповского сервиза, созданных на Архангельском фарфоровом заводе в 1820 годы. Князь Николай Юсупов, занимавший пост директора Императорского фарфорового завода, сенатора и главы департамента заводов, лично участвовал в производстве фарфора. В 1814-м в своем имении в Архангельское он создал фарфоровый завод, который изготавливал сервизы, статуэтки и другие произведения исключительно для аристократической элиты. При этом фарфор не продавался -- его дарили членам императорской фамилии, семейству князя Юсупова, узкому кругу друзей. "Мануфактуру в Архангельском нельзя было назвать заводом, -- говорят эксперты "Сотбис". -- Это было скорее ателье или студия, где расписывали импортный фарфор из Севра, Лиможа или завода Попова. Любопытна декоративная пластина из фарфора на военную тему, датированная 1841 годом: она изображает парад офицеров на фоне великолепного пейзажа. Безусловно привлекут внимание коллекционеров изделия из стекла, в том числе бокалы с выгравированными императорскими вензелями и портретами императриц Елизаветы и Екатерины Великой, произведенные на Санкт-Петербургском стеклянном заводе. Прекрасна и коллекция ранних произведений русского эмального искусства конца XVII, изготовленных в Великом Устюге. Среди них выделяется ювелирная шкатулка из медного сплава с перегородчатой эмалью, сверкающая традиционными устюжскими цветами на белом фоне -- желтым, зеленым, голубым и синим. В числе произведений декоративного искусства и зеркало для туалетного столика, украшенное костью, Его сделали архангельские мастера.
 
Словом, коллекционеров ждет масса ярких открытий.
 

Собрание Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, двух талантливейших музыкантов ХХ века, было частью их жизни, оно отражает их любовь в России, к ее истории, -- сказала мне Джоанна Викери. -- Международный рынок русского искусства ныне успешно развивается. И можно гордиться, что в этот чрезвычайно важный момент мне доверено организовать этот аукцион, на который выставляется столь выдающееся частное собрание. Это большая честь для нас.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 2 Августа 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100