Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Почтенный Канн дает дорогу молодому кино


Почтенный Канн дает дорогу молодому кино


Автор: Виталий Макарчев
Источник: "Эхо планеты" - N21 (1-7 июня 2007)

Она присуждена Константину Лавроненко, сыгравшему в прекрасном фильме "Изгнание" режиссера Андрея Звягинцева, который, напомню, совсем недавно был триумфатором Венецинского киносмотра. Новая лента мастера, продолжающего начатую им тему семейных отношений, детей и родителей, отцов и сыновей, была горячо принята зрителями и прессой и до конца входила в число фаворитов смотра. По мнению знатоков, в лице Звягинцева мировой кинематограф обрел мастера уровня Андрея Тарковского и Ингмара Бергмана.
 
Юбилейный Каннский фестиваль открылся 16 мая эмоциональным восклицанием 98-летнего португальского режиссера Маноэла де Оливейры "Да здравствует кино!". А 12 дней спустя он завершился абсолютным триумфом молодого кино. Все его главные призеры либо молодые режиссеры и актеры, либо картины, рассказывающие о проблемах, связанных с новыми поколениями.
 
Победителем Канн стала картина 39-летнего румынского режиссера Кристиана Мунгиу "Четыре месяца, три недели и два дня", увенчанная "Золотой пальмовой ветвью". Мастер принадлежит к так называемой новой волне румынского кинематографа, который уже замечен как одно из наиболее интересных новых явлений в европейском кино. Картина переносит зрителя в страшный мир Румынии периода Чаушеску. Рассказывая о трагической судьбе двух девушек, одна из которых пытается освободиться от еще неродившегося ребенка, она подкупает искренностью и высоким эмоциональным накалом. По мнению критики, лента убедительно свидетельствует, что культура и, в частности, кинематограф стран Восточной Европы быстрее политического класса освобождается от тех серьезных исторических комплексов и психологических травм, которыми были отмечены десятилетия после Второй мировой войны.
 
Вторую по значению премию - Гран-при завоевала камерная картина 38-летней японки Наоми Кавасе "Траурный лес" - о мудрых и смиренных обитателях дома престарелых, расположенного в японской глубинке.
 
Специально созданная Премия 60-летия присуждена картине "Параноид парк" американского режиссера, одного из завсегдатаев Канн - Гаса Ван Сента, завоевавшего в свое время "Золотую пальмовую ветвь" за фильм "Слон". В своей новой работе он вновь обращается к теме современной американской молодежи и ее социально-психологическим проблемам. Таким образом, акцентируя внимание на молодежных вопросах, Каннский фестиваль продемонстрировал, что сохраняет интерес ко всему новому и намерен, несмотря на свой почтенный возраст, искать путь именно к этой аудитории.
 
Приз за лучшую женскую роль увезла из Канн корейская актриса Ли Шин-э ("Тайный свет").
 
Престижный Приз жюри получили сразу две картины: "Беззвучный свет" мексиканца Карлоса Рейгадаса - об уникальной, сохранившейся со средевековья христианской секте анабаптистов-меннонитов, которые сами и сыграли в фильме, и "Персеполис" француженки иранского происхождения Маржаны Сатрапи. Свой мультипликационный черно-белый фильм Сатрапи сделала на основе нашумевших на Западе книг комиксов. Картина рассказывает о личной жизни и поисках молодой женщины на фоне исторических событий: свержение в Иране шаха и установление Исламской республики. Зрители оценили простоту и поэтичность повествования, сделанного в сдержанной, подчас даже скупой, а потому особенно берущей за душу манере.
 
Демонстрация ленты сопровождалась скандалом, который, к чести организаторов фестиваля, удалось погасить. Дело в том, что накануне показа Иран потребовал снять картину из официальной программы. Но художественный совет кинофорума оставил ее в главном конкурсе, а МИД Франции заявил, что лента "не является политической" и не подлежит цензуре. На демонстрации фильма значительная доля аплодисментов досталась знаменитой французской актрисе Катрин Денев, озвучившей роль матери главной героини.
 
Лучшей постановкой Канн признал картину американца Джулиана Шнайбеля "Скафандр и бабочка". В основу фильма режиссер положил удивительную книгу, написанную полностью парализованным человеком, бывшим главным редактором популярного журнала мод "Эль" Жаном-Домиником Боби. В середине 90-х годов у него случился тяжелейший инфаркт. Когда он вышел из длительной комы, оказалось, что общаться с миром он может только с помощью века левого глаза. И в таком безнадежном состоянии этот человек не потерял присутствия духа и жажды жизни. Используя свою единственную возможность, он при содействии специалиста "наговорил" за год и два месяца книгу, которая вышла в 1997 году и стала мировым бестселлером. А вскоре 40-летний автор скончался. Джулиан Шнайбель экранизировал его произведение, создав исключительно светлый, жизнеутверждающий фильм, заслуженно отмеченный наградой Канна.
 
Приз за лучший сценарий достался турецкому режиссеру Фатизу Акину за фильм "На краю рая".
 
"Золотую камеру" - как заявку на будущее - получил израильский режиссер Этгар Керет за фильм "Медузы". В этом году жюри этого конкурса возглавлял российский режиссер Павел Лунгин.
 
Как никогда высоким признан общий художественно-эстетический уровень юбилейного кинофорума. Организаторам пришлось провести огромную работу. Художественный совет фестиваля получил и просмотрел 3 тысячи 983 фильма - на 12 процентов больше, чем в прошлом году. Из них - 1615 полнометражных художественных картин из 95 стран мира, остальное - короткометражные картины.
 
22 художественные полнометражные ленты вошли в конкурсную афишу. Кстати, сегодня Канн надежно удерживает лидерство среди всех международных кинофестивалей как по числу картин, так и по их качеству.
 
Тон 12-дневному смотру, его эмоциональный настрой и творческий уровень задала конкурсная картина известного китайского режиссера Вонг Карвая "Мои черничные ночи", показанная на открытии фестиваля. Это лирическая повесть о молодой женщине, преодолевшей тяжелый кризис после разрыва с любимым человеком. Драма разыгрывается на фоне сентиментального путешествия героини (ее сыграла известная американская джазовая певица, лауреат "Грэмми" Нора Джонс) по США и, по словам режиссера, "представляет собой культурное освоение Америки". Автор подступился к темам, которые раньше целиком принадлежали Голливуду и американским режиссерам. При этом мастер остается верен национальным философским традициям и не отказывается от своих культурных корней, что явственно прослеживается в его фильме.
 
Подлинным открытием юбилейного смотра стала, по всеобщему признанию, новая работа знаменитого российского режиссера Александра Сокурова "Александра", где в заглавной роли снялась Галина Вишневская. Великая певица, раскрывшая свой огромный драматический дар, сыграла мудрую сердцем и умом российскую женщину, приехавшую в Чечню к внуку-воину. В этом фильме о войне нет ни одного выстрела, ни одной смерти. И хотя он рассказывает конкретную историю, в нем нет сиюминутной суетливости. Все построение ленты, ее внутренний пафос поднимается до библейской притчи о цене человеческой жизни и о жизни вообще. Это пятая картина Сокурова, участвовавшая в главной конкурсной программе Канн, хотя сам режиссер к конкурсам относится весьма скептически, утверждая, что "каждый должен делать свое кино, не гонясь за общественным признанием и коммерческим успехом".
 
Конкурсную афишу украсила работа 45-летнего американского режиссера Дэвида Финчера "Зодиак" - психологическая драма, воссоздающая подлинную историю поисков массового убийцы, буйствовашего в Калифорниии в 60-70-е годы и известного под кличкой Зодиак. Горячий отклик получила глубокая социально-психологическая картина "Нет страны для стариков" знаменитых братьев Коэн - об утере Соединенными Штатами своих традиционных ценностей, на которых была построена эта страна, и разложении современного американского общества под натиском тотального насилия. Взбудоражила зрителей драматическая лента австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Экспорт-Импорт" - о новом разделении Европы после падения Берлинской стены, о холодной враждебности сытого западноевропейского общества по отношению к эмигрантам с востока. Особенно впечатляют документальные кадры фильма - значительная часть картины снята в подлинных больничных палатах, где содержатся смертельно больные старики и старухи. С интересом и благожелательно встретил фестиваль искреннюю и теплую картину "Техилим" ("Псалом") французского режиссера израильского происхождения Рафаэля Наджари. Поместив своих героев в один из кварталов Иерусалима, автор решил "изучить диалектические грани соединения иудаизма и современного израильского общества".
 
Вновь блеснул неожиданный и яркий Квентин Тарантино, представивший захватывающую картину "Не поддающийся смерти". У ленты необычная судьба. Вдохновленный автомобильной темой кинематографа 60-х годов, режиссер снял небольшой фильм, который вышел в едином блоке с другой картиной на эту же тему - лентой Роберта Родригеса "Планета страха". Тем самым режиссеры попытались создать новый и необычный киноформат - когда не связанные сценариями картины составляют тематический дуэт. Но эксперимент оказался неудачным, не вызвал зрительского интереса и соответственно не принес больших кассовых сборов. Тогда Тарантино отважился на необычный шаг - он увеличил свою картину на 40 минут и представил ее Канну. Успех здесь подтвердил, что Тарантино уверенно удерживает позиции одного из наиболее интересных современных режиссеров, работающих в жанре триллера.
 
В официальную программу, но вне конкурса, была приглашена и новая работа знаменитого американского режиссера-документалиста Майкла Мура - "Сико". Всемирную известность Мур получил в 2004 году, когда впервые в истории Канн высшую награду получила документальная лента. Это была картина "Фаренгейт 9/11" - о террористическом акте 11 сентября 2001 года. На сей раз Мур с присущим ему кинематографическим талантом сделал глубокий и эмоциональный анализ нынешней системы здравоохранения США. На этот раз режиссер рассказывает драматические истории 10 граждан США из тех 50 миллионов, которые не в состоянии оплатить медицинскую страховку. В "Сико" включены сенсационные эпизоды, когда американские госпитали в прямом смысле выбрасывают больных на улицы, так как они не могут платить за лечение. В картине раскрывается механизм работы находящейся в частных руках системы здравоохранения США, которая, по словам Мура, существует "не для того, чтобы лечить людей, а ради гигантской собственной прибыли". Завершающие эпизоды картины Майлк Мур снял на территории Кубы, где безуспешно пытался попасть на расположенную там американскую базу Гуантанамо. Министерство финансов США начало расследование, обвинив режиссера в том, что он нарушил закон, запрещающий американским гражданам "тратить деньги на кубинской территории". В Канне Мур устроил грандиозную пресс-конференцию, на которой высказал надежду, что его "нынешние трудности с правительством США не помешают картине выйти на экраны в Соединных Штатах 29 июня, как это планировалось".
 
Каннский фестиваль продолжил и свою традицию - показывать работы, которые, как здесь сказано, "пытаются создать новую мировую повестку дня". На этот раз экран был предоставлен ленте "11-й час", продюсером которой выступил знаменитый Леонардо ди Каприо. Картина посвящена проблемам экологии и рассказывает о климатических изменениях, угрожающих нашей планете.
 
Но самой большой и приятной неожиданностью на фестивале стал подарок, который преподнес зрителям к юбилею каннского кинофорума его президент Жиль Жакоб. Около года назад он обратился к 35 крупнейшим режиссерам из 25 стран с просьбой сделать 3-минутный ролик о том, что для каждого из них значит кино. Свою работу - "В темноте" прислал и Андрей Кончаловский. Так получился фильм под названием "Каждому свое кино", ставший центральным событием юбилейных торжеств. Его премьера состоялась в главном зале каннского Дворца кино, носящем имя братьев Люмьер. Потом, правда, режиссеры сетовали, что трех минут для столь важной темы маловато, но тем не менее собранные вместе "картинки" явили собой искреннее и нежное объяснение в любви людям, которые создают кино, зрителям, без которых оно было бы невозможно, и всему кинематографу, давно ставшему окном в большой, порой жестокий и трудный, но все-таки прекрасный мир.
 
Юбилейный фестиваль прошел, как и следовало ожидать, с большим размахом. Одних только журналистов на нем было аккредитовано 4 тысячи. Успешно действовал знаменитый каннский кинорынок, собравший более 10 тысяч специалистов и деловых людей из 91 страны. На кинорынок было выставлено около 4 тысяч картин, съемки и монтаж которых только что завершены или близки к завершению. Уже заключены тысячи контрактов.
 
К слову, одной из важнейших особенностей Каннского фестиваля является его финансовая независимость от частных лиц или компаний, что во многом определяет беспристрастность и непредвзятость решений. Бюджет фестиваля, достигающий сейчас 20 миллионов евро, практически полностью покрывается Францией из государственных средств.
 
Сохранил нанешний Канн и славу одного из наиболее бойких и эффективных мест для сбора всякого рода пожертвований. Так, за 350 тысяч долларов был продан с аукциона поцелуй звездного Джорджа Клуни. Торги прошли во время самой престижной фестивальной вечеринки - благотворительного приема, организованного фондом АмфАР, финансирующим научные исследования по созданию лекарств против СПИДа. Распорядительницей аукциона была знаменитая Шэрон Стоун, которой удалось "выбить" из публики невиданную сумму - семь миллионов долларов. Сам Клуни приехал на Лазурный берег на мировую премьеру фильма с собственным участием "Оушен-13".
 
Удовольствие всем, кто был в эти дни в Канне, доставила и официальная афиша смотра, отметившего почтенный юбилей. Афиша символична: в ней будто закодировано послание о прекрасном состоянии именинника, его устремленность в день завтрашний. Афишу так и назвали - "Прыжок по направлению к будущему". На черно-белой фотографии - 9 известных режиссеров и актеров. Среди них - Брюс Уиллис, Жерар Депардье, Пенелопа Крус, Вонг Карвай, Педро Альмодовар. Их - в прыжке - запечатлел известный фотомастер Алекс Мажоли, а "сложил" в веселую композицию дизайнер Кристоф Ренар, символически подчеркнув динамизм Каннского фестиваля, его высокую энергетику и радость бытия.
 

60-й Каннский погасил огни. А художественный директор фестиваля Тьерри Фремо уже заговорил о новом юбилее - 100-летии самого знаменитого кинофорума мира. И это не шутка.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 4 Июня 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100