С отцом Валентином я встретился после предпасхальной службы. Дьякон загасил свечи,
и иконостас, только что сверкавший майоликой и позолотой, погружается в темноту.
"Пасха — это возрождение, воскресение, красота. И в этот день все православные
в России испытывают радость, а у нас здесь в Аргентине, вдали от родины к этому
чувству примешивается и грусть. Хотя эта страна гостеприимно приютила нас, но
все же она остается чужбиной для сотен тысяч русских", — начинает разговор настоятель
собора, приглашая меня в свою квартиру при храме. "Пасха — это Весна, а мы ее
отмечаем здесь тогда, когда к нам пришла осень, и это тоже не прибавляет настроения",
— продолжает отец Валентин, выставляя на стол скромное угощение.
Решение о строительстве Свято-Троицкого храма, рассказывает отец Валентин, было
принято Александром III, а первый камень в его фундамент был заложен 6 декабря
1898 года. Через три года собор был торжественно открыт и стал первой православной
церковью не только в Аргентине, но и во всей Латинской Америке. "Мы гордимся тем,
что колокол нашему собору подарил Николай II, а императрица Александра организовала
в России сбор средств на возведение храма".
В настоящее время под покровительством Русской Православной церкви заграницей
в Аргентине действует 10 церквей, в том числе две в Буэнос-Айресе, включая Свято-Троицкий
собор. Несколько церквей имеет здесь и Московская патриархия.
Свято-Троицкий собор открылся через четверть века после того, как в Аргентину
начали прибывать первые русские. А произошло это в 1876 году после принятия национальным
конгрессом южноамериканской страны закона о поощрении иммиграции. Сначала это
были представители национальных окраин России, а основная масса переселенцев —
русские крестьяне центральных губерний — хлынула в 1905—1913 годы. Иммигранты
получали землю, работу, органично вливались во все более разраставшуюся русскую
колонию, а та в свою очередь — в интернациональное население страны.
Отец Валентин с одобрением отозвался об инициативе посольства России в Буэнос-Айресе,
которое пригласило несколько лет назад на Рождество представителей всех политических
и идеологических направлений русской общины в Аргентине. Они десятилетиями враждовали
между собой. Пришли все. "Я говорю "миром Господу помолимся" и хочу, чтобы все
русские православные в Аргентине соединились, и чтобы наша молитва дошла до Господа.
Во всех молитвах, а особенно в эти пасхальные дни я произношу первые слова за
спасение России. Я прощаю всех заблудших, даже тех, кто десятилетиями заклинал,
что религия — это опиум для народа", — говорит отец Валентин.
Позднее с настоятелем я случайно встретился в аэропорту Буэнос-Айреса, с которого
стартуют самолеты местных маршрутов. Нам оказалось по пути — на полуостров Сан-Педро,
что в 25 километрах от знаменитого зимнего курорта Барилоче в Патагонии. В Сан-Педро
у меня была назначена встреча с председателем русской общины Дмитрием Ивановым,
который обещал мне рассказать о деятельности общины и показать церковь святого
Владимира. Ее построил собственными руками Константин Фадеев, служивший в Омском
кадетском корпусе. Октябрьская революция вышвырнула его из России, и в конечном
итоге он оказался в Аргентине. Нашел на полуострове Сан-Педро участок свободной
земли, построил там дом и деревянную церковь. Перед смертью старый кадет завещал
ее русской общине, которая насчитывает около 50 человек. Большинство из них, как
и Дмитрий Иванов, — выходцы из Харбина, дети тех россиян, кто оказался там после
революции.
А настоятель Свято-Троицкого храма отец Валентин вез прихожанам церкви святого
Владимира Мироточивую Иверскую икону. Ее прислали в Буэнос-Айрес из Канады от
Зарубежной церкви, и протоиерей возил ее по всем приходам. Побывала она и в провинции
Мисьонес, на другом от Патагонии конце Аргентины, где находится Свято-Троицкий
собор, но в отличие от своего "собрата" в Буэнос-Айресе он сооружен не по указу
императора, а по инициативе самих прихожан, на их собственные средства.
Небольшая провинция Мисьонес расположена на северо-востоке страны, между Парагваем
и Бразилией. Почти вся она покрыта густыми субтропическими лесами. Так многие
и представляют себе Южную Америку, к тому же Мисьонес находится практически в
центре этого континента. Но если вы попадете в Обера — второй по величине город
провинции, то скоро заметите, что вокруг очень много славянских названий. Вывески
на магазинах, наименования улиц и площадей говорят о том, что так далеко от Европы
забрались в свое время поляки, белорусы, украинцы, русские. Они стали осваивать
провинцию с конца XIX века. И надо отметить, что с тех пор представители многих
национальностей живут в Мисьонес дружно. Cто лет назад не помочь соседу было равносильно
самоубийству. Приходилось с тяжелейшими лишениями отвоевывать у лесов землю под
ведение сельского хозяйства. В одиночку это было невозможно.
В Обера всего 50 тысяч жителей. Но при этом в городе — 32 церкви различных религиозных
конфессий. Католики, православные, греко-католики, протестанты, баптисты, мусульмане.
Всех не перечислишь. И у всех есть свой храм. Они создали город, название которого
в переводе с языка местных индейцев гуарани означает: "То, что блестит". По другой
версии Обера — это имя известного вождя гуарани.
Гордость жителей Обера — Национальная деревня. 14 общин уже возвели в ней свои
дома, в которых подчеркивается типичный архитектурный стиль той или иной страны.
Русская община насчитывает около 200 членов. У нее есть целых два дома. Один из
них своими руками построил в 1930 годах выходец из России. Община купила его в
1988 году. Построен он целиком из дерева. Несколько лет назад дом в целом виде
привезли в деревню на специальной платформе. Для этого власти перекрывали движение
на дорогах. Это не изба, а именно дом. Но он дает представление о том, как строили
жилье в России. Капитальные стены, которые до сих пор не берет местная влажность,
основательность во всех деталях.
Члены общины рассказывают, что объединились в 1987 году. Тогда на парад общин
они ходили с флагом СССР. Сегодня — с российским триколором. Много среди них людей
с типичными белорусскими или украинскими фамилиями. Сами же они утверждают, что
ощущают себя русскими. Рядом стоят национальные дома двух братских славянских
народов, но в "Русский дом" приходят те, кто сердцем с Россией. В Обера, кстати,
работает почетный консул РФ.
Сегодня примерно каждый седьмой житель провинции Мисьонес имеет славянские корни.
Привычные к крестьянскому труду, они превратили непроходимую некогда сельву в
процветающий сельскохозяйственный регион. Земля здесь дает хороший урожай маниоки,
батата, фасоли. А в садах растут персики, бананы, ананасы. Переселенцы из Росии
были глубоко верующими. Не успев как следует отстроить свои дома, они начинали
возводить часовни и церкви.
Падре Бартоломео почти не говорит по-русски, но уже достаточно понимает русскую
речь. В России к нему обратились бы как к отцу Варфоломею, но в расположенной
в субтропиках аргентинской провинции Мисьонес его прихожанам, многие из которых
подзабыли язык предков, проще общаться на испанском. Их нисколько не смущает,
что настоятелем Свято-Троицкого храма, находящегося в ведении Московской патриархии,
является парагваец.
Настоятелем храма отец Варфоломей стал в 1993 году. В свое время он изучал философию
и теологию сначала в католическом университете в столице Парагвая Асунсьоне, а
затем в католическом университете Буэнос-Айреса. Сделав для себя решающий выбор,
в феврале 1991 года он принял православие. На мой вопрос о том, как это произошло,
отец Варфоломей ответил: "Бог привел меня". Он много изучал православие самостоятельно,
некоторое время — под руководством опытных духовных наставников. В 1992 году отец
Варфоломей был рукоположен в священники. В 1993 году он принял монашеский постриг
в Троице-Сергиевой лавре в Загорске. Архиепископ Аргентинский и Южноамериканский
Платон рассказал мне, как в 2002 году в канун Святой Пасхи возложил на иеромонаха
Варфоломея патриаршую награду — Наперстный крест.
Накануне пасхи в Свято-Троицких соборах Аргентины все готово к торжественной
службе.