Правда, этот юбилей не без лукавства: ведь вплоть до 1988 года салон считался
американским и лишь в упомянутом году получил прибавку "международный". Но кто
же, скажите, будет обращать внимание на такие мелочи? В этом году на суд специалистов
и публики представили около 700 моделей машин - 50 из них новинки и консепты.
Рекордное число экспонатов.
Детройт, надо сказать, всегда был особенным автосалоном. Во-первых, он по традиции
открывает все мировые ежегодные смотры автомобилей и является самым крупным в
мире. Во-вторых, из всех подобного рода мероприятий он, чисто по-американски,
самый прагматичный: задает тон всему автомобильному году, определяет основные
тенденции. Не случайно вся первая неделя (он проходил с 7 по 21 января) отдана
исключительно автодилерам и экспертам (на других выставках на это уходит два-три
дня). Они решают, что и в каких количествах стоит закупить, какие новинки будут
пользоваться наибольшим спросом.
К вышеупомянутым особенностям добавилась еще одна, для американцев весьма приятная.
В первый день работы автошоу по традиции были названы лучшие автомобили нынешнего
года. "Лучшим легковым автомобилем" стал семейный седан "Сатурн Аура", а "лучшим
легким грузовиком" - "Шевроле Сильверадо". Оба выпущены гигантом автомира США
"Дженерал моторс" (Джи-эм). Впервые за 14 лет американский автопроизводитель получил
награды в обеих номинациях. До этого "лучшими автомобилями" на детройтском автосалоне
признавались машины азиатских, точнее, японских автомобильных концернов. Они и
в нынешнем году наступают на пятки американцам - вторыми финалистами были популярный
сейчас в США автомобиль "Тойота Кэмри" и малолитражка "Хонда Фит".
Но американцев подобный выбор экспертов здорово вдохновил, и они, судя по всему,
полны решимости отстаивать свои позиции в борьбе с конкурентами из Азии. Поэтому
они и выкатили на стенды новейшие модели, разработанные крупнейшими автопроизводителями
США - компаниями "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер".
По словам организаторов автошоу, в нынешнем году оно, как никогда, ориентировано
на то, чтобы среднестатистический американец смог выбрать себе машину по душе.
Причем представители американской "большой автомобильной тройки" явно надеются,
что в этом году в "душе" их соотечественников будет больше места для национального
автопрома. Хотя при этом хорошо понимают, что рядовой американец выбирает себе
машину не душой, а бумажником.
Опасения американских производителей вполне обоснованы, так как японские автогиганты,
особенно "Тойота" и "Хонда", активно укрепляют позиции в США. Так, в 2006 году
"Тойота" по объемам продаж в США вытеснила с третьего места концерн "Даймлер-Крайслер",
вплотную подобравшись к лидерам - "Джи-эм" и "Форду". Более того, по словам аналитиков,
японский автогигант близок к тому, чтобы занять первое место по объемам продаж
в США, так как не только прочно занял лидирующие позиции по объему продаж легковых
машин, но и планирует в ближайшее время выйти на североамериканский рынок с легкими
грузовиками.
Успех позволит японскому автогиганту потеснить с первого места лидера - "Дженерал
моторс". В настоящее время "Тойоте" и ее дочерним компаниям "Лексусу" и "Сиону"
принадлежат 15,4 процента американского рынка, в то время как "Даймлер-Крайслер"
имеет лишь 13,3 процента. Занимающий второе место по объему продаж "Форд" владеет
16,4 процента американского авторынка, а лидер "Дженерал моторс" по итогам 2006
года имеет 24,3 процента. Причем, как отмечают специалисты, американские автопроизводители
проигрывают своим азиатским конкурентам на всех фронтах. Так, в 2006 году объемы
продаж автомобилей "Тойота" выросли в США на 12,9 процента. Объем продаж автомобилей
"Хонда" вырос на 3,2 процента, что позволило этому японскому концерну получить
9,1 процента американского рынка.
В то же время корпорация "Форд" сообщила о том, что в минувшем году продажи ее
автомобилей в стране упали на 8 процентов, снижение данного показателя у "Даймлер-Крайслер"
составило 5 процентов, а продажи "Джи-эм" снизились по сравнению с 2005 годом
на 8,7 процента. Аналитики утверждают, что американские автогиганты и в нынешнем
году продолжат проигрывать японским компаниям. В первую очередь это объясняется
высоким качеством азиатских машин, а также их экономичностью, что в условиях растущих
цен на бензин стало особенно актуальным. Специалисты считают, что уже в 2007 году
"Тойота" сможет отобрать корону мирового автопроизводителя у "Дженерал моторс".
Однако руководство американского автомобильного гиганта готово к такому повороту
событий. Если "Тойота" обойдет "Джи-эм", "это не будет счастливым днем моей жизни",
заявил накануне открытия автосалона в Детройте исполнительный директор корпорации
Рик Вагонер. Он подтвердил намерения компании отстоять свое лидирующее положение.
"Мы не будем сидеть сложа руки и ждать, пока нас кто-нибудь обойдет", - подчеркнул
он. Однако, если это произойдет, "Джи-эм" сделает все возможное, чтобы вернуть
себе лидирующие позиции, отметил Вагонер.
В подтверждение его слов "Джи-эм" представила на нынешнем автосалоне сразу несколько
новинок, которые призваны продемонстрировать американцам, что продукция отечественного
производства ни в чем не уступает зарубежной, а в чем-то даже превосходит.
Например, "Джи-эм" продемонстрировала публике новый седан среднего класса "Шевроле
Малибу", который, по утверждению представителей компании, призван успешно конкурировать
на североамериканском рынке с такими японскими автомобилями, как "Тойота Кэмри"
и "Хонда Аккорд", пользующимися огромной популярностью среди американцев. По мнению
специалистов, потенциальных покупателей должны привлечь новый дизайн, высокий
уровень безопасности водителя и пассажиров, а также богатая комплектация.
"Дженерал моторс" показал публике и новую версию легендарного спортивного автомобиля
"Шевроле Камаро", который будет выпускаться теперь и в виде кабриолета. Правда,
как сообщил представитель "Джи-эм", эту машину запустят в серийное производство
только во второй половине 2008 года, а в продаже появится лишь в начале 2009 года.
Помимо этого "Дженерал моторс" представила на нынешнем автосалоне обновленную
версию крупного седана "Кадиллак Си-ти-эс", а также кроссоверы "Джи-эм-си Акадия",
"Сатурн Аутлук" и "Бьюик Анклав".
Неподдельный интерес специалистов и прессы вызвал представленный "Дженерал моторс"
"автомобиль будущего" - "Шевроле Вольт". "Это принципиально новый автомобиль с
электрическим двигателем, а не новый "гибрид", - заявил на презентации машины
вице-президент "Дженерал моторс" Боб Латц. Он отметил, что двигатель этого автомобиля
работает от специальной батареи, которую можно полностью зарядить в течение шести
часов дома от обыкновенной розетки и подзаряжать на ходу с помощью небольшого
бензинового движка.
Корпорация "Форд" представила публике обновленный "Фокус" в кузовах седан и купе
(этот "Фокус" вскоре поступит и на российские рынки, где он пользуется постоянно
растущим спросом), а также концепт-кар "Интерсептор". Это большой седан, оснащенный
8-цилиндровым двигателем.
Компания "Крайслер" предложила своим почитателям обновленные мини-вэны "Таун
энд кантри" и "Додж Караван". По словам представителей "Крайслера", в эти машины
внесено более 30 разного вида изменений, в том числе для обеспечения большей безопасности
водителя и пассажиров. Кроме того, "Крайслер" представил "Джип Трейлхок" и "Крайслер
Нассау". По мнению специалистов, "Нассау" является необычной машиной. Она представляет
собой большой хэтчбэк экстра-класса, сделанный на базе известной модели "Крайслер
300". При этом "Нассау" оснащен мощным 6-литровым двигателем и имеет специфический
дизайн кузова. Другое детище компании "Даймлер-Крайслер" - концепт "Джип Трейлхок"
поразил зрителей необычным дизайном кузова и внутренней отделкой салона. Одним
из интересных элементов этого автомобиля является откидная задняя дверь, которую
на пикниках можно использовать в качестве стола или скамейки. Кроме того, автомобиль
оборудован закрепленной в багажнике музыкальной системой "бум-бокс", в которой
есть разъем для подключения MP3-плеера "ай-Под". Однако главной особенностью концепта
"Джип Трейлхок" является трехлитровый дизельный двигатель, созданный в компании
"Мерседес-Бенц" с использованием новейшей технологии, удовлетворяющей современные
экологические требования.
Но и японцы, надо сказать, тоже явно не сидели сложа руки. "Тойота" "расчехлила"
рестайлинговый легкий грузовик "Тундра", "Мазда" - концептуальную модель спорт-кара
"Реюга", а компания "Субару" показала публике обновленные седан "Легаси" и полноприводный
универсал "Аутбэк". Свои новинки выставили также "Роллс-Ройс", "Акура", "БМВ"
и "Ауди". Большой интерес вызвали две премьеры компании "Мицубиси" - компактный
седан "Лансер" и концепт "Прототайп Экс". Обновленный "Лансер" кардинально внешне
отличается от своего предшественника эффектными новыми фарами. Кроме того, производители
обещают, что автомобиль не только не утратит своих гоночных качеств, но и благодаря
новым конструкторским решениям улучшит их. Теперь "Лансер" сможет составить в
своем классе сильную конкуренцию автомобилю "Мазда-3", который нравится водителям,
предпочитающим активный стиль езды.
Состоялись и другие премьеры. Так, например, концепт своего нового компактного
кроссовера представила компания "Вольво". Перспективная модель "Вольво Экс-си
60" начнет сходить с конвейера не раньше 2009 года. Как полагают в руководстве
шведской компании, их новинка составит серьезную конкуренцию таким автомобилям,
как "Ауди Кью-5", "Мерседес Джи-эл-кей" и "Фольксваген Тигуан". Последний выставлен
на нынешнем автосалоне в Детройте и привлекает повышенное внимание специалистов
и журналистов. Кроме того, зрители смогли увидеть концепт нового "Ягуара Си-экс-эф",
который в ближайшем будущем, как ожидается, должен прийти на смену "Ягуару Эс-тайп",
и концепт "Хонды Аккорд" в кузове купе. Эксперты полагают, что эта перспективная
модель положит начало новому "Аккорду" в различных модификациях.
Детройт стал особенным и по причине еще одной премьеры, которая не вызвала у
американцев никакого энтузиазма. Здесь к японскому "большому дракону" добавился
и растущий автомобильный "китайский дракон". Впервые в истории в Детройте приняла
участие китайская компания "Чангфен", которая выкатила на подиумы сразу четыре
новых автомобиля. Дебютанты предложили внедорожники "Лиебао Си-Эс-6" и "Лиебао
Си-Эс-7", а также два пикапа. Это стало первой презентацией продукции "Чангфен"
за пределами Китая. Грандиозная премьера состоялась на так называемой "основной
сцене" в Мичиган-холле - одном из залов выставочного комплекса "Кобо-центр". О
значимости премьеры именно в Мичиган-холле свидетельствует тот факт, что именно
там оглашают названия лучших автомобилей года, а также проводят свои премьерные
показы ведущие автопроизводители мира. Так что Китай явно намерен крепко внедриться
на автомобильный рынок США и с учетом дешевизны производства автомашин в Поднебесной
еще доставит американцам очень большую головную боль. Как, кстати, сообщил в беседе
с вашими корреспондентами один из представителей "Чангфен", автомобили концерна
поставляют и в Россию. "Пока машины нашей компании только экспортируют в вашу
страну, однако изучаются возможности открытия в России автозавода по сборке китайских
внедорожников".
Самое большое число зрителей собрала презентация на стенде "Мерседес-Бенц". Там
было продемонстрировано настоящее представление на льду. В день открытия автосалона
компания отмечала 100-летний юбилей полноприводного автомобиля "Мерседес". По
этому случаю "Мерседес" соорудил в павильоне "Кобо-центра" каток, на который и
выехала сначала команда хоккеистов, а затем два внедорожника "Мерседес", которые
"приняли участие" в игре и остановились на площадке.