Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Любовь к Америке недешево обходится полякам


Любовь к Америке недешево обходится полякам


Автор: Алексей Карцев
Источник: "Эхо планеты" - N48 (23-29 ноября 2006)

В последние дни польская пресса большое внимание уделяла прибытию в страну из США первых четырех из 48 американских истребителей F-16, закупленных для военно-воздушных сил Войска Польского. До этого ряд польских независимых военных экспертов уже высказывал сомнения в целесообразности выбора, сделанного руководством министерства национальной обороны, отдавшего предпочтение морально устаревшим американским F-16 перед более современными шведско-британскими "Гриппенами" и французскими "Миражами-2000". Показательным в этом плане стало мнение председателя комиссии по оборонным вопросам польского Сейма Богдана Здроевского, заявившего, что появление в польском небе американских истребителей имеет не столько стратегическое, сколько психологическое значение.
 
Польских журналистов интересуют сейчас главным образом два вопроса: с какими проблемами столкнется страна в связи с новыми американскими приобретениями и не "проглотила" ли Польша, купив целых 48 самолетов F-16, кусок больше того, который способна была "переварить"?
 
 "Командование военно-воздушных сил убеждает нас в том, что мы полностью готовы принять прилетающие из США F-16. Первые четыре, которые недавно приземлились на аэродроме в Кшесинах, может быть, и можем, а вот с остальными 44 возникнут проблемы. Через пару лет у нас будет больше новых самолетов, чем пилотов, обученных на них летать",- пишет информированный еженедельник "Политика".
 
 Независимым аналитикам внушает большие опасения сумма, которую придется выложить на приобретение новых самолетов. В соответствии с договором между правительствами Польши и США, за всю партию из 48 F-16 необходимо заплатить 3 532 миллиона долларов. Денег таких в польской казне нет, поэтому сделка оформлена в кредит, выплата процентов по которому составит дополнительно 1,1 миллиарда долларов. Помимо этого значительные суммы придется потратить на переоборудование аэродромов (эти работы еще не завершены) и на подготовку пилотов, способных не просто поднимать в небо F-16 перед сидящими на трибунах аэродромов членами высоких комиссий, но и вести воздушный бой.
 
 По данным открытой польской печати, обучение пилотированию истребителей в США должны были пройти 49 польских пилотов и 182 представителя технического персонала. Оплатить это весьма дорогое удовольствие главный стратегический союзник Польши предложил полякам из их собственных средств. 80-часовой курс учебы на F-16 стоит 1,6 миллиона долларов для одного пилота. Учитывая, что для этого требуются хорошие знания английского языка и летчикам придется пройти полугодовые языковые курсы в США, то эта сумма увеличивается до двух миллионов долларов. Подготовка командира звена обойдется еще в 600 тысяч долларов. Больше всего денег американские союзники запросили с поляков за подготовку пилота-инструктора -- почти три миллиона долларов. Но и после возвращения из США платный курс обучения этих летчиков будет продолжен. Теперь уже на родной земле -- ведь в польском небе американские инструкторы будут вынуждены переучивать польского летчика с модели F-16 Block 40, пилотировать которую поляков обучали в США, на модель F-16 Block 50, которую Войско Польское закупило за океаном. Учитывая все эти сложности, руководитель группы по приему F-16 в Польше при министерстве национальной обороны Петр Лукашевич считает, что лишь в 2009 году численность пилотов, способных летать на американских истребителях, сравняется с количеством самих истребителей, поставленных в Польшу. Поэтому ему кажется совершенно нереальным план министерства обороны уже к 2010 году подготовить по полтора пилота на один новый самолет. "Мы должны делать ставку на качество подготовки пилотов. На меня не действует аргумент, что в этом случае на аэродромах будут стоять F-16 с пустыми кабинами", -- говорит Петр Лукашевич в интервью польской прессе. Подсчитав примерную стоимость расходов, связанных с закупкой F-16, некоторые экономисты полагают, что до 2015 года она составит (без учета эксплуатации самолетов) около 21 миллиарда злотых (примерно семь миллиардов долларов), что превышает весь годовой бюджет министерства национальной обороны Польши..
 
 Другой проблемой, порожденной закупкой F-16, является отсутствие в стране аэродромов, способных их принимать. По планам министерства национальной обороны Польши, 32 новых истребителя будут базироваться на военном аэродроме Кшесины под Познанью , а остальные 16 -- на аэродроме в Ласке под Лодзью . Несмотря на ударные темпы строительства в Кшесинах, там готова лишь новая взлетно-посадочная полоса. План по полной подготовке базы к приему F-16 к 30 июня этого года оказался сорванным.
 
Еще медленнее идут строительные работы на пяти других польских аэродромах, способных принимать F-16. Из запланированного на эти цели миллиарда злотых (около 330 миллионов долларов) 800 миллионов злотых уже истрачены. Тем самым оправдываются опасения, что реальная стоимость затрат значительно превысит смету.
 
...Аэродром в Кшесинах был построен немцами еще во время Второй мировой войны. Вскоре советские самолеты его разбомбили и после освобождения Польши в восстановленных Кшесинах базировались истребители польских ВВС. В те времена авиабаза находилась еще довольно далеко от Познани. Но со временем городок разросся и в настоящее время Кшесины -- это почти пригород Познани, в котором проживают около полумиллиона человек.
 
 Жители окрестных населенных пунктов страшно недовольны таким соседством и уже подали свыше 4500 судебных исков о выплате им компенсаций за ущерб, нанесенный расширяющимся военным аэродромом и новыми самолетами, производящими при взлете и посадке шум в 101 децибел. Сколько придется выложить за это министерству национальной обороны Польши, пока никто не подсчитывал. Помимо финансовых важны и другие проблемы -- окрестные жители в союзе с экологами уже формируют группы протеста и собираются, насколько это возможно, осложнить жизнь командованию базы и ее персоналу. Эксперты еще раньше предвидели такой поворот событий и называли места, где было бы дешевле и безопаснее разместить базовый аэродром для F-16.
 
 Примечательно, что в настоящее время даже чиновники министерства национальной обороны не могут выяснить, кому первому пришла в голову идея готовить в качестве основного гнезда для "ястребов" именно Кшесины. Название "ястребы", кстати, закреплено за F-16 совершенно официально после конкурса на лучшую "кличку" для новых истребителей, на который было представлено около 1200 различных вариантов.
 
 Аналитики недовольны и тем, что в Кшесинах оказываются сосредоточенными сразу две трети новейших польских военных самолетов. По их мнению, это может угрожать безопасности польских ВВС. "Жизнь показала недавно, что в Кшесины не надо направлять ракету с кассетной боеголовкой. Достаточно гражданского самолета, который просто "перепутает" военный аэродром Кшесины с гражданским аэродромом Познани в Лавице", -- пишет еженедельник "Политика".
 
 Речь при этом идет об эпизоде примерно двухмесячной давности, когда турецкая женщина-пилот по ошибке посадила пассажирский "Боинг" турецкой авиакомпании не в гражданском аэропорту Лавице, а на посадочную полосу военного аэродрома в Кшесинах.
 
 Скептики, полагавшие, что F-16 -- не лучшее приобретение для польских ВВС, еще раз почувствовали свою правоту и после того, как торжественное прибытие этих самолетов из США едва не было сорвано по причине технических неполадок на борту двух из четырех машин, летевших через Атлантику. В первый раз самолет был вынужден развернуться над океаном и вернуться на свою базу в США. Соответственно повернул и второй F-16, входивший в эту пару. Вторая неполадка произошла через день с другим истребителем уже на подлете к Европе. F-16 опять не смог заправиться в воздухе и вынужден был сесть в Исландии, поскольку до Польши или Германии просто не дотянул бы.
 

Предполагалось, что покупка 48 американских истребителей, которые должны поступить в Польшу до 2012 года, полностью закроет "брешь" в польских ВВС, вызванную нехваткой современных самолетов. Основу воздушного парка боевой авиации Польши составляют уже три года не поднимавшиеся в воздух 500 МиГ-21 советского производства, закупленные в СССР еще в 60--80-х годах.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 28 Ноября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100