Нева в геологическом отношении сравнительно молодая река. В очертаниях, близких
к современным, она сложилась 2500 лет назад и человек был свидетелем ее рождения.
Длина Невы 74 километра. Причем, длина реки в черте города составляем 25 всей
ее длинны - 32 километра. Скорость течения Невы на разных ее участках в среднем
равна 0,9-1,2 метра в секунду, то есть 3,2-4,3 километра в час. Нева переносит
воды столько же, сколько реки Днепр и Дон вместе взятые. Она занимает шестое место
по полноводности в Европе. В настоящее время в дельте Невы имеется 42 острова
(ранее насчитывалось 101).
Самый большой остров в дельте Невы - Васильевский. Кое-кто считает, что остров
назван в честь В. Д. Корчмина, командовавшего здесь артиллерийской батареей в
первые дни основания Петербурга. Последнему Петр I якобы посылал приказы по адресу:
"Василию на остров". Такая версия неубедительна хотя бы потому, что остров назывался
Васильевским задолго до рождения города.
Частично разгадать тайну названия острова помогла переписная окладная книга Водской
пятины великого Новгорода, найденная в 40-х годах прошлого столетия в одном новгородском
монастыре. В ней есть запись, из которой следует, что еще в 1500 году остров в
дельте Невы именовался Васильевым. Известно также, что в середине XVв. в этой
местности владели землями новгородские посадники Василий Казимир, Василий Селезень
по прозвищу Губа и Василий Ананьин. Но кто из перечисленных посадников оказался
увековечен в названии острова? На этот вопрос дать определенный ответ пока невозможно...
В последнее время в Петербурге насчитывается 342 моста, в том числе 21 разводной.
По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в мире.
Самый протяженный - Мост Александра Невского. Его длина - 909 метров (с учетом
пандусов).
Первый в Санкт-Петербурге постоянный мост был открыт 21 ноября 1850 года. Творческий
спор за лучший проект длился необычайно долго - 60 лет. В этом соревновании победил
молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили
там, где в Неву впадал Крюков канал. Часть канала заключили в каменную трубу и
засыпали. Так Петербург получил еще одну приневскую площадь.
Грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными,
да и вести подводные работы при тогдашней технике было делом невообразимо рискованным,
и немыслимо трудным.
Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой
опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность.
Однако Кербедз, представивший свой проект в чине инженер-капитана, закончил строительство
генералом.
И еще одна интересная деталь: мало кто знает, что мост менял свое название не
три раза (Благовещенский, Никольский, Лейтенанта Шмидта). В самом начале, когда
Будущая Благовещенская церковь только воздвигалась, он носил название Невский.
Фонтанка - одна из рек в черте Петербурга. В древности эту реку называли Безымянный
ерик (заметьте: без прописной буквы). Ериком тогда именовали малые речки, которые
вытекали из большой реки и в нее же впадали. Такова Фонтанка - она берет начало
от Невы, охватывает дугой центральную часть города и вновь впадает в Неву у Финского
залива.
Берега этой реки были обжиты давно. В XVII веке у истока Бзымянного ерика стояли
деревни Враловщина и Кандуя, ниже по течению, на месте нынешнего Александринского
театра - деревня Усадница, а возле устья - деревня Калина. Это обозначение сохранилось
в наименовании моста у площади Репина.
Однако в районе современного Вознесенского проспекта и прилегающих к нему улиц
даже в 1720-х годах между Фонтанкой и современным каналом Грибоедова простиралось
обширное топкое болото, поросшее мелким кустарником.
Современное название Фонтанка получила вскоре после 1719 года от фонтанных труб,
которые были протянуты над ней и вели воду от Лиговского канала (засыпанного в
1890-х годах) к фонтанам Летнего сада. До того в Санкт-Петербурге эта речка называлась
Малой Невой.
Прачечный мост чрез Фонтанку - это первый трехпролетный мост в городе. Название
свое он получил в связи с тем, что во время его постройки вблизи, на левом берегу
Фонтанки, на углу нынешней улицы Чайковского, находился Прачечный двор, проще
сказать - дворцовые прачечные. Мост сооружен в 1766-1768 годах Т. И. Насоновым,
возможно по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (сына повара Петра I). Длина моста
40,9 метра. Мост сохранился до наших дней без всяких изменений, лишь несколько
смягчены уклоны его проезжей части.
Невский проспект - центральная магистраль Санкт-Петербурга, замечательный пример градостроительного
искусства, свидетель многих знаменательных событий в жизни города. История его
возникновения уводит нас к первым годам существования Петербурга.
С постройкой на левом берегу Невы Адмиралтейской судостроительной верфи появилась
необходимость кратчайшим путем соединить ее с Новгородской дорогой, пролегавшей
по трассе нынешнего Лиговского проспекта. Рабочие с верфи и солдаты через болота
и леса стали прорубать просеку. Начали вести трассу и монахи Александро-Невского
монастыря, которые тоже были заинтересованы в этом пути. Соединится предполагалось
на старой Новгородской дороге в районе будущей Знаменской площади (ныне Восстания).
Работы по пробивке просеки и устройству на ней дороги были в основном завершены
в 1718 году. Этот год и принято условно считать годом возникновения Невского проспекта.
Первоначально просеку называли Першпективной (Проспективной) или Большой першпективной
(проспективной) дорогой. Два ее самостоятельных отрезка вливались в Новгородскую
дорогу на некотором расстоянии друг от друга. В дальнейшем "адмиралтейский" отрезок,
проделанный немного далее, встретился с отрезком, идущим от монастыря. В результате
образовалась единая магистраль с изгибом у нынешнего Суворовского проспекта.
С годами дорога-просека превращалась в благоустроенную центральную улицу города.
С 1738 года она стала называться Невскою перспективою, а с 1783 года - Невским
проспектом. Название происходит от Александро-Невского монастыря, который жители
столицы называли просто Невским.
В 1733 году начали прокладывать другую, более короткую и удобную дорогу по трассе
современных Гончарной и Тележной улиц. Ее навали "вновь проложенной перспективой".
А за старым участком в народе укоренилось название "старой перспективы" или проще
- Старо-Невского проспекта.
На Исаакиевской площади на высоком, богато декорированном постаменте, конный
памятник царю Николаю I. Эта статуя имеет всего лишь две точки опоры - задние ноги коня, что является
исключительно редким примером для конной статуи. На пьедестале - барельефы с изображением
эпизодов из истории царствования Николая I. На углах верхней части фигуры, олицетворяющие
веру, мудрость, справедливость и силу.
Самыми знаменитыми сфинксами в городе являются те, что украшают гранитную пристань
перед зданием Академии художеств. Им около трех с половиной тысяч лет! Высеченные
из сиенита, они стояли у входа в храм, сооруженный в Египте близ Фив для фараона
Аменхотепа III. "Каменные стражи" были найдены в 1820 году во время раскопок на
месте древней столицы Египта - Фив. Вскоре их доставили в Александрию с целью
найти там выгодных покупателей. Первоначально сфинксов купила Франция. В июле
1830 года во Франции вспыхнула революция. Новому правительству было не до древних
изваяний, оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
Каменным ликам сфинксов древние каменотесы придали сходство с лицом фараона Аменхотепа
III (1419-1383 гг. до н. э.), голову украшает двойная корона Верхнего и Нижнего
Египта. На лбу сфинкса - украшение в виде извивающейся кобры - она считалась покровительницей
фараонов.
Иероглифы на постаментах сообщают титулы фараона: "Царь Верхнего и Нижнего Египта,
Сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона Ра..." Внимание привлекают сколотые
бородки на ликах сфинксов. Долгое время считалось, что это результат повреждений
при погрузке. Однако однотипные сколы, скорее всего, были сделаны по распоряжению
одного из владык Древнего Египта, правившего после Аменхотепа III. Дело в том,
что бородки символизировали могущество египетских фараонов. При Аменхотепе III
Египет достиг
большого расцвета. Видимо, кому-то из властителей Египта не захотелось, чтобы
каменные изваяния Аменхотепа III напоминали о прошлом величии Египта.
Эти древние сфинксы, подобно египетским пирамидам, символизируют вечность. На
них лежит пыль 35 веков. И проведенные ими в Петербурге 170 лет всего лишь короткий
миг их существования.
Интересно одно обстоятельство, связанное с выбором места для установки сфинксов
в Санкт-Петербурге. Дело в том, что город Александрия, откуда "прибыли" сфинксы,
находится на том же меридиане 30° восточной долготы, что и Санкт-Петербург. Этот
меридиан мы называем Пулковским (совпадает с направлением Московского проспекта).
Любопытно, что когда весной 1834 года сфинксов установили на Университетской набережной,
начиналось строительство Пулковской обсерватории. Таким образом, египетские сфинксы,
совершив далекое морское путешествие, попали в тот же временной пояс. Только солнце
северной столицы оказалось для них не столь жарким.
Самые молодые сфинксы нашего города находятся на набережной Робеспьера, своими очертаниями отдаленно напоминающие тех, что были найдены при раскопках
Древних Фив. Но лики этих самых молодых петербургских сфинксов не говорят нам
ни о вечности, ни о загадочности. К жилым домам на набережной обращены профилем
их юные женские лица, к Неве - изъеденные, обнажившиеся черепа. Они напоминают
страшное время сталинских злодеяний. И место их установки выбрано не случайно.
Напротив, за Невой видны очертания скорбно знаменитой тюрьмы "Кресты". Скульптор
Михаил Шемякин создал памятник жертвам политических репрессий. Двуликие сфинксы
символизируют жизнь и смерть. И торжество правды над ложью.
Одним из первых каменных жилых зданий Петербурга был самый роскошный дворец молодой
столицы - Меншиковский, на Университетской набережной Невы, напротив Адмиралтейства
и Эрмитажа. Принадлежал он сподвижнику Петра I, светлейшему князю, герцогу Ижорскому, санкт-петербургскому
губернатору, сыну простого конюха Александру Даниловичу Меншикову. Постройка была
начата в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана. Архитектурное
убранство фасадов главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными
пилястрами, резными капителями окон типично для архитектуры петровского времени.
Архитектура дворца имеет итальянские черты, и в то же время напоминает голландские
здания той эпохи. Использование в отделке стен, потолков и печей раскрашенных
кобальтом кафельных плиток - голландская особенность.
Дворец был украшен настолько роскошно, что затмил все особняки, построенные до
него в Петербурге. Петр I вначале был сильно разгневан такой нескромностью. Но
дворец оказался единственным местом, где можно было принимать европейских дипломатов,
и царь вскоре сменил гнев на милость.
После опалы Меншикова дворец сменил несколько хозяев. Каждый раз он перестраивался
и перетерпел ряд изменений, ветшая со временем. Наконец он потерял неповторимый
облик дворца со старинной голландской картины. Погиб и великолепный регулярный
сад с оранжереей и цветниками, который был украшен фонтанами, статуями и лабиринтами.
С 1956 года во дворце стали вестись реставрационные работы и он был восстановлен
в своем первоначальном виде, а в 1981 году Меншиковский дворец был открыт для
публики и стал частью комплекса зданий, принадлежавших музею Эрмитаж, здесь разместилась
экспозиция русского искусства первой трети XVIII в. петровского времени.
Самой красивой из петербургских оград, бесспорно, является ограда Летнего сада. Тридцать шесть пепельно-розовых колонн, завершенных вазами и урнами, ритмично
чередуются с железными звеньями решетки простого и строгого рисунка. Классический
ритм чередующихся лаконичных строк чугунных копий, с изящным, словно в сонете,
завершением в конце поэтического ряда, вызывает смутное, как во сне, необъяснимое
ощущение чуда, ради которого стоит хоть один раз побывать в Петербурге.
Сооружена решетка в 1770-1784 годах, но к сожалению, история не оставила письменных
доказательств конкретного авторства ограды. В разное время ее строительство приписывали
таким прославленным зодчим, как Ринальди, Баженов и Валлен-Деламот. Однако современные
исследователи почти единодушно считают авторами этого феномена Юрия Фельтена и
Петра Егорова. Металлические звенья выкованы умельцами-кузнецами в Туле на заводах
купца Денисова, а гранитные колонны созданы руками искусных каменотесов из села
Путилова, расположенного недалеко от Петербурга.
Сохранилось любопытное свидетельство о том, что в начале XIX века в воды Невы
вошла английская яхта и стала на якорь у Летнего сада. Владелец яхты - лорд и
меценат, не сходя на берег, восхищенно осмотрел ажурную решетку сада и... приказал
выбирать якорь, брать курс на Лондон. Лорд заявил с удовлетворением, что цель
его путешествия достигнута и ничего более прекрасного увидеть нельзя...
В 1920-х годах американские бизнесмены за эту ограду Летнего сада предлагали
100 паровозов, так необходимых тогда для нашей страны, разоренной гражданской
войной и иностранной интервенцией. Но народный комиссар просвещения А. В. Луначарский
от имени Советского правительства категорически отверг это предложение.
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла
первая крупная партия из 225 картин берлинского купца Гоцковского, приобретенная
В. С. Долгоруким по распоряжению Екатерины II. Первоначально коллекцию разместили
в Зимнем дворце...
Знаток Эрмитажа В. Ф. Левинсон-Лессинг утверждал, что "мы не знаем сейчас, когда
и как зародилась мысли о создании эрмитажной галереи, как не можем сказать, в
какой мере она явилась результатом осуществления заранее намеченного широкого
плана". По видимому, причины создания Эрмитажа были более глубокие, чем личные.
Считая себя прямой наследницей Петра I Екатерина II не безуспешно пыталась доказать
Европе, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации
любое европейское государство. Поэтому создание своей собственной картинной галереи
становилось делом политическим.
Дипломаты В. С. Долгорукий, Д. А. Голицын, А. И. Мусин-Пушкин, зарубежные корреспонденты
Екатерины Вольтер, Дидро, Гримм приобретают для Эрмитажа на европейских аукционах
целые коллекции. Благодаря их настойчивости и художественному вкусу в Эрмитаже
складывается уникальное собрание ценностей мирового значения.
Сегодня Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира, где открыто для обозрения 400
залов. В Эрмитаже хранится около 2 миллионов 700 тысяч экспонатов. Для того, чтобы
познакомиться с экспозицией всех залов музея придется проделать путь в 22 километра.
А если задерживаться у каждого экспоната на одну минуту (проводя ежедневно в музее
8 часов), то на осмотр всех коллекций придется потратить 15 лет.
Одним из самых загадочных дворцов Петербурга по праву считается Михайловский
замок. Построен он был для императора Павла I и послужил роскошной декорацией
для гибели своего владельца.
История проектирования и строительства здания сложна и запутана. Новейшие исследования
позволяют заключить, что работа началась вскоре после возвращения великого князя
Павла Петровича из своего знаменитого заграничного путешествия.
На месте Михайловского замка стоял когда-то деревянный Летний дворец. Барочный,
роскошный, огромный, он был возведен Растрелли для веселой царицы Елизаветы. Именно
в Летнем дворце будущий император Павел I родился и провел свои лучшие годы в
отдалении от нелюбимой матери Екатерины II.
Но ни уникальность Летнего дворца, ни сентиментальные воспоминания детства не
остановили Павла в решимости разрушить отчий дом и возвести свой. Свой дом - свою
крепость. Даже в то время единоличного правления такое решение надо было чем-то
обосновать. Объяснение придумали такое: как-то ночью простому караульному при
дворце было видение. В золотом сиянии явился ему архангел Михаил, велел идти к
императору и передать, что на месте сем надо строить что-то другое. Летний дворец
снесли и в феврале 1797 года торжественно заложили первый камень Михайловского
замка.
Привлекая в качестве помощников швейцарского художника и архитектора А. Ф. Виоллье,
а затем русского зодчего В. И. Баженова, итальянца В. Бренну и других, Павел I
долго и мучительно искал архитектурное решение своего будущего дворца. В разработанных
при его личном участии более чем десяти вариантах проекта явственно проступали
черты крупнейших произведений европейской архитектуры. Одержимый манией преследования,
Павел отделил замок, от "большой земли" сетью каналов, окружил его валом, устроил
повсюду потайные ходы, по которым мог мгновенно ускользнуть от грозящей опасности.
И все же замок выглядел ловушкой не для врагов императора, а для него самого.
По замыслу Павла замок сочетал в себе функции жилой резиденции и музея его художественных
коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Но тем не менее...Казалось,
что в этом огромном неуютном здании нельзя жить - в нем можно только умирать.
"Ничто не могло быть вреднее для здоровья, как это жилище,- вспоминал потом один
из гостей замка.- Повсюду видны были следы сырости, и в зале, в которой висели
большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь
в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся
сверху донизу по углам".
Михайловский замок прослужил новым владельцам в качестве парадной резиденции
только сорок дней: в ночь с 11 на 12 марта Павел I был убит в своей спальне, став
жертвой дворцового заговора. По рассказам современников Павла накануне последней,
страшной ночи в Михайловском замке Павел был необычайно весел. За ужином он много
шутил, сам смеялся своим шуткам, подтрунивал над сыном, молчаливым и бледным Александром.
Взглянув на себя в зеркало, сказал Кутузову: "Какое смешное зеркало. Я вижу себя
в нем со свернутой на сторону шеей..." А выходя из-за стола, неожиданно бросил:
"Чему быть, того не миновать!"
Мрачная судьба Павла не миновала и его детище. Вскоре после убийства Павла I
из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои раздали под жилые
квартиры, устроив "общежитие" для вдов и сирот высокопоставленных чиновников.
Жила там и Екатерина Татаринова, генеральская вдова, по совместительству "богородица"
хлыстов - таинственной секты, пришедшей в чинный Петербург из российских глубин.
В 1822 году "бесовские сборища" под боком у царской семьи были запрещены, а веселую
вдовушку сослали в монастырь. Здание было передано Главному Инженерному училищу
и в феврале 1823 года переименовано в Инженерный замок, студенты которого нередко
без видимой причины кончали с собой. Учился здесь и самый мрачный из русских писателей
- Достоевский.
Считается, что дух Павла I присутствует в замке, и утверждают, что не раз видели
в темном коридоре бледную фигуру в камзоле и напудренном парике... Но верить
ли этому?...
Началом белых ночей принято считать25-26 мая. В эти дни солнце опускается под
горизонт не более чем на 9 0. В результате не бывает полной темноты. К 21-22 июня
солнце максимально удаляется от экватора в Северное полушарие и глубина погружения
под горизонт уменьшается до 6,5 0. Продолжительность дня составляет 18 часов 53
минуты. Конец белых ночей - 16-17июля.
Чудное колдовское время - белые петербургские ночи...Тишина этих ночей кажется
по особенному значительной. Все вокруг не спит, но чутко дремлет.
... И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...
Как сказочный золотой петушок, неслышно поворачивается по воле воздушных волн
Адмиралтейский фрегат, охраняя спящий город. Запрокинули вверх руки мосты, пропуская
по Неве караваны судов. Мягко трогают лапой шары львы у Дворцового моста. Сквозь
зелень деревьев Летнего сада белеют пленительно-изящные мраморные боги и героини
античной мифологии.
Давно отмечено, что в белые ночи город становится фантастически красивым, по-особенному
задумчивым. И львы, и сфинксы, и грифоны приобретают какой-то неуловимый призрачный
оттенок. А графически четкий рисунок кружев решеток мостов и садовых оград словно
размыты влагой.