Между тем стройка на атлантическом побережье Франции непосредственно касается
и России. Путешественники, пересекавшие Бретань с севера на юг - от скал из розового
гранита в Перрос-Гиреке через монументальные храмовые ансамбли Сен-Тегоннек и
Гимийо к живописному заливу Морбийан, непременно обращали внимание на причудливо-романтический
замок с изящным названием Кериоле. Искусствоведы и эксперты затрудняются определить
его архитектурный стиль и лишь пожимают плечами при виде кружевного фасада, вычурных
башенок и заросшего сада, в котором мирно пасется пожилая коза. Кто-то назвал
Кериоле "маленьким архитектурным безумством", и отныне этот эпитет неизменно сопровождает
в многочисленных путеводителях описание замка, возведенного здесь в XIX веке по
прихоти своенравной русской княгини. Звали ее Зинаида Ивановна Нарышкина (1809
- 1893).
З.И. Нарышкина принадлежала к старинному русскому роду из-под Смоленска. Выйдя
замуж за действительного статского советника, гофмейстера и предводителя Санкт-Петербургского
дворянства князя Бориса Николаевича Юсупова, она не только стала княгиней, но
и вошла в историю как самая удачливая представительница семьи, над которой тяготел
многовековой рок. Когда сыновья ногайского хана Юсуфа, ведшего свою родословную
от племянника Магомета - пророка Али, приняли православие и стали Юсуповыми, татарская
колдунья наложила на них страшное проклятие, которое должно было привести к вымиранию
рода. Впрочем, анафема особо не отразилась ни на благосостоянии Юсуповых, которые
до революции 1917 года оставались самой богатой в России семьей после Романовых,
ни на судьбе Зинаиды Ивановны.
Современники называли ослепительно красивую, образованную и склонную к изящным
искусствам княгиню Юсупову "украшением салонов" и "звездой первой величины". Она
входила в пушкинское окружение, а ее поклонниками были российский император Николай
I и французский Наполеон III. Кроме того, после смерти мужа в 1849 году пленительная
Зинаида оказалась владелицей несметного состояния, в том числе дворцов в Москве
и Архангельском, в Санкт-Петербурге и Кореизе. Узнав о языческом проклятии, вольнолюбивая
княгиня не пожелала мириться с судьбой, а возмутившись против рока, как говорится,
ни в чем себе не отказывала. Ее экстравагантный образ жизни стал притчей во языцех
при императорском дворе, а особую известность среди ее многочисленных авантюр
получила фатальная страсть к узнику Шлиссельбургской крепости юному революционеру-народнику.
Использовав свои немалые возможности, влиятельная Нарышкина добилась, чтобы любимого
отпускали из застенка к ней по ночам. Говорят, уже после революции в ее доме на
Литейном проспекте при обыске был найден гроб с забальзамированным телом...
В 1855 году Зинаида переехала во Францию, где заняла роскошный особняк в Парке
принцев, неподалеку от Булонского леса, и пугала беспечных французов двумя огромными
протасьевскими борзыми. Она, конечно же, была вхожа в высшее парижское общество,
и на одном из приемов ей представили блестящего офицера имперской гвардии Шарля
Шово (1828-1889). Человек незнатного рода, Шарль тем не менее был принят при дворе,
так как сумел завоевать доверие Наполеона III, назначившего его секретарем Имперской
палаты. В свою очередь, покоренная изысканными манерами прелестного француза Зинаида,
несмотря на изрядную разницу в возрасте (ей - 57, ему - 32!), приняла решение
выйти за него замуж. Но чтобы заключить брак с вдовой князя, Шарлю нужно было
тоже иметь дворянский титул. И Зинаида купила предмету своей страсти сразу два
- графа Шово и маркиза де Серр.
Имперский двор России, не одобрявший ни отъезда княгини, ни ее нового брака,
потребовал, чтобы новоиспеченный дворянин имел и серьезную государственную должность.
В то время в департаменте Финистер стало вакантным место генерального советника
кантона Конкарно. В 1860 году Шарль сумел получить эту должность, предварительно
заверив местного префекта в намерении поселиться в департаменте. После того как
все формальности наконец были улажены, в сентябре 1860 года Зинаида и Шарль подписали
брачный контракт. Церемония бракосочетания прошла в России, в часовне санкт-петербургского
дворца Юсуповых на Мойке в присутствии французского посла. А в 1862 году новобрачные
приобрели в Бретани, на берегу Атлантического океана, небольшой замок, окруженный
густыми тенистыми алеями. Документальные свидетельства о нем сохранились с XV
века.
На древнем бретонском Кериоле значит "дом солнца", и предполагается, что башня
замка, которую было видно далеко из океана, служила маяком для местных моряков.
Княгиня, привыкшая к комфорту и роскоши, энергично взялась за обустройство своего
нового жилища, напоминавшего скорее суровую средневековую крепость. Коренным образом
перестроить замок было поручено главному архитектору региона Жозефу Биго, который
внимательно прислушивался к пожеланиям русской дамы, почитая ее изысканный вкус.
И все же обновленный замок производит странно-мрачное, фантасмагорическое впечатление,
отражая, по-видимому, умонастроения хозяйки в то время. С архитектурной точки
зрения новое строение являло собой гибрид нескольких стилей - неоготического,
французского реннесанса и местного бретонского. На крыше - страшные химеры и...
славянская ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани - горностаями, королевскими
лилиями и... оккультными пятиконечными звездами. Среди украшений - барельеф медведя,
который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной, дворянские короны
Шово и Серра, и девиз "Всегда и вопреки всему".
Площадь замка была значительно увеличена, в подвалах установлены калориферы,
которые создавали для русской княгини невиданный по тем временам комфорт и уют.
Новомодная система отопления считалась небывалой роскошью, однако эффективность
ее оставалась слабой. Раскаленные котлы лишь слегка смягчали атлантическую сырость
в помещениях, способствуя все же сохранению коллекций, которые Зинаида перевезла
в Бретань из Парижа. И сегодня в Кериоле можно увидеть сохранившиеся здесь произведения
искусства - картины, скульптуры, гобелены. В отдельной комнате - русские кокошники,
расписные подносы и неизменные матрешки. На почетном месте - живописные портреты
надменно-капризной Зинаиды и фальшиво-чопорного Шарля.
Общая стоимость оплаченных Нарышкиной работ по обустройству поместья достигла
полутора миллионов франков. В 1889 году граф Луи-Шарль-Оноре Шово, маркиз де Серр,
чьи политические убеждения не отличались особой стойкостью (бонапартист, республиканец,
монархист), скончался. Поскольку брак оказался бездетным, он завещал Кериоле...
своей сестре, забыв предупредить об этом супругу! В результате Зинаида, вложившая
в реконструкцию немалую долю состояния, должна была выкупить собственное имение
у свояченицы еще за полтора миллиона франков.
А между тем княгине Нарышкиной, достигшей преклонного возраста, переезды из Парижа
в Конкарно давались все труднее, и она решила преподнести поместье вместе с коллекциями
в дар департаменту Финистер. Но с условием: использовать Кериоле "для эстетического
воспитания и прогулок жителей", сохранив его в том же виде. 28 октября 1894 года
Зинаида скончалась в своем парижском особняке. Ей было 90 лет. Прах, согласно
предсмертному пожеланию, был отправлен в Россию и похоронен в фамильном склепе,
а дар Франции обрел юридическую силу.
Посетив Кериоле, члены Наблюдательного комитета составили протокол, в котором
указывалось: "При виде столь чудесного разнообразия художественных богатств, примечательных
поисков стиля, настойчивого и замечательного стремления к красоте мы лучше поняли,
что мадам Шово-Нарышкина хотела уберечь свое детище от превратностей судьбы, и
мы выражаем нашу признательность княгине, предназначившей Франции и Бретани столь
пышный дар". Судьба подарила Кериоле несколько спокойных десятилетий. Лишь во
время Второй мировой войны здесь были расквартированы германские солдаты, которые
разграбили замок и срубили деревья, устроили на его территории конюшню и стрельбище.
А в конце войны в имении размещался военный госпиталь.
В 1948 году о бретонском замке вдруг вспомнил правнук Зинаиды - князь Феликс
Юсупов, вошедший в историю как убийца Григория Распутина. Впрочем, в предреволюционном
Санкт-Петербурге он был известен и другими "чудачествами". Так, обладающий внешностью
"падшего ангела" Феликс любил бродить в женском платье по улицам северной столицы,
прикидываясь проституткой. Говорят, будто Распутина в роковую ночь 18 декабря
1916 года он сумел завлечь к себе благодаря прелестям не своей жены Ирины, урожденной
великой княжны Романовой, как считают официальные историки, а своими собственными.
По слухам, Юсупов был ясновидцем и медиумом, увлекался йогой и каббалой. Наконец,
известно, что уже в эмиграции за некие таинственные заслуги он был удостоен важного
ордена...
Обосновавшийся в Париже, Феликс решил проверить выполнение условий передачи Кериоле
в дар. Назначенные им эксперты обнаружили многочисленные нарушения пунктов дарственной:
были срублены деревья, алтарь из часовни передан в местную церковь, а фламандские
ковры - в музей соседнего города Кемпера. Были проданы ряд земельных участков
и часть мебели, а сам замок периодически сдавался в аренду под различные вечеринки.
Юсупов немедленно потребовал возвращения Кериоле. В 1951 году он направил соответствующее
письмо префекту Финистера и одновременно обратился в суд, выдвинув претензии на
компенсацию за нанесение ущерба собственности в 4 миллиона франков. Генеральный
совет департамента, которого не смущали ни родовитость, ни таинственные заслуги
русского князя, назначил контрэкспертизу, которая констатировала лишь незначительные
нарушения. К тому же префект заявил, что часть из них объясняется форс-мажорными
обстоятельствами, а другая списана за давностью лет. В результате департаментский
суд отверг иск правнука Нарышкиной.
В 1954 году под давлением многочисленных кредиторов и по совету парижских адвокатов
Феликс обратился в высшую инстанцию, не подверженную прессингу местных властей,
- апелляционный суд города Ренна. Ход оказался верным: новые судьи вынесли окончательное
решение в пользу Юсупова. Теперь Генеральный совет Финистера должен был не только
освободить замок и вернуть коллекции, но и выплатить князю компенсацию в размере
25 миллионов франков. Едва вступив во владение желанной собственностью, Феликс
принялся от нее поспешно избавляться. Чтобы расплатиться с огромными долгами,
он опустошил покои замка, распродавая произведения искусства, мебель и уникальный
архив с документами XII-XIX веков. А потом предложил муниципальному совету Конкарно
выкупить само поместье.
В 1960 году Юсупов разбил прилегающие угодья общей площадью 48 гектаров на мелкие
участки, уступая их тем, кто больше даст. Кто-то из местных жителей даже подал
на князя в суд, чтобы остановить застройку площади вокруг замка в соответствии
с французским законом об охране лесов и исторических памятников. Когда же непроданным
остался только замок, хозяин вдруг нашел его "уродливым, лишенным стиля и вкуса".
Без всякого сожаления он бросил Кериоле на произвол судьбы и возвратился в Париж,
где умер в 1967 году, будучи совершенно разорен. Последний Юсупов похоронен вместе
с женой Ириной, дочерью и ее мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под
Парижем в могиле матери, так как на отдельное место денег уже не было.
А поместье пошло с молотка, и новый хозяин поначалу хотел превратить замок в
доходный дом, однако отказался от этой идеи из-за чрезмерно больших расходов на
переустройство. Началось новое разграбление: из поместья вывозили витражи и внутренние
колонны, резное дерево и кухонную утварь. В саду были повреждены статуи Анны Бретонской
и Шарля VIII, лишь чудом сохранился памятник Нотр-Дам д‘Эсперанс - Богоматери
надежды. Камень за камнем была разобрана часовня, а строительный материал использован
для сооружения жилого дома в центре Конкарно. В 1988 году по западу Франции пронесся
разрушительный ураган, не пощадивший и многострадальное поместье: в Кериоле были
повалены деревья, сорваны крыши, разбиты стекла. Непоправимый ущерб в залитом
водой замке был нанесен деревянным потолкам и полам. Казалось, что лежавшему в
руинах поместью нанесен последний удар...
Но тут произошел новый поворот судьбы, которая будто сама подсказывала, что надежду
не следует терять никогда. В Кериоле случайно заехал некий француз, где-то услышавший
о замке, выстроенном в Бретани сумасбродной русской княгиней. Лучи солнца вдруг
волшебно осветили остатки когда-то великолепного фасада из белого гранита, и проезжий,
переживший чудесное озарение, решил купить замок и вернуть ему былой блеск.
- Кто же этот сказочный принц? - осведомился я у миловидной Франсуазы, которая
работает в замке экскурсоводом и увлеченно повествует о тернистой истории Кериоле
немногочисленным посетителям.
- Владелец одной из компаний в Париже, который не ищет известности, - с загадочной
улыбкой ответила девушка.
И вот на территории поместья полным ходом развернулись реставрационные работы.
Часть замка уже открыта для экскурсий, и в возвращенном из забвения Кериоле вновь
поселился дух русской княгини Зинаиды Нарышкиной.