Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Падре, научивший летать Большую птицу


Падре, научивший летать Большую птицу


Автор: Андрей Поляков
Источник: "Эхо планеты" - N40 (29 сентября - 4 октября 2006)

Дело в том, что этот изобретательный и пытливый человек в 1709 году, за 74 года до братьев Монгольфье, создал, поднял в воздух и успешно испытал первый в мире аэростат. К сожалению, история нередко бывает несправедливой. В отличие от знакомой каждому школьнику фамилии французских пионеров воздухоплавания, имя родившегося в Западном полушарии изобретателя так и не смогло пересечь границ португалоязычного мира. Не на слуху и легендарная пассарола - изобретенный Бартоломеу де Гужмау летательный аппарат.
 
Впрочем, "Большая птица", как переводится название первого аэростата с португальского, сама в немалой степени виновна в последовавшем забвении ее автора. Изображение пассаролы, распространившееся по европейским странам в ХVIII веке, было настолько неправдоподобным (почему - мы еще поговорим), что это сослужило гениальному изобретателю плохую службу. Историки авиации отказывались всерьез воспринимать материалы об открытии португальца, отмахиваясь от него, как от героя очередной фантастической небылицы, которыми так богат латинопортугальский фольклор.
 
Исправить эту вопиющую несправедливость пытались многие португальские и бразильские энтузиасты. Один из трудов, скрупулезно восстанавливающий жизнь Бартоломеу де Гужмау и историю его изобретений, превышает тысячу страниц. Все тщетно. Стереотип, однажды закрепившийся в общественном сознании, изменить невероятно трудно. И все же, к чести соотечественников ученого, их попытки восстановить историческую правду не прекращаются.
 
Очередным и весьма наглядным доказательством стала выставка в лиссабонском Институте национальных архивов. Ее гвоздь - документальные материалы о пассароле. Посетителям предоставляется возможность самим прочесть манускрипты, раскрывающие детали создания воздухоплавательного аппарата и взглянуть на его изображение. Вряд ли точное, но любопытное. Созданное более трех столетий назад, оно хранит приметы времени, его аромат.
 
Экспозиция воссоздает жизненный путь Бартоломеу Лоуренсу де Гужмау. Он родился в 1685 году в бразильском городе Сантос, том самом, где два с лишним века спустя расцвел талант футбольного гения Пеле. Там же, в штате Баия, будущий изобретатель окончил иезуитскую семинарию, там же впервые выступил в качестве изобретателя. Благодаря его счастливой выдумке семинаристы были избавлены от тяжкого труда. Им не приходилось таскать из реки воду в ведрах - приспособление, созданное их товарищем, позволяло ее выкачивать и поднимать на высоту почти ста метров.
 
Завершив учебу в Бразилии, Бартоломеу переехал в метрополию, Португалию, где в университете Коимбры окончил курс физики и математики. Его брат, Алешандре, также иезуит, стал секретарем португальского короля Жоау V. Позднее, в 1713-1715 годах Бартоломеу поездил по Европе: жил в Англии, Голландии, Франции. Одним словом, он имел возможность познакомиться с передовой наукой своего времени. В португалоязычных странах эти факты широко известны.
 
Особый интерес представляет центральный экспонат выставки - 32 письма Алешандре де Гужмау, адресованные различным влиятельным лицам, в том числе и самому Жоау V, в которых он энергично пропагандирует научно-технические идеи брата. В послании монарху, датированном 1708 годом, Алешандре испрашивает разрешения на создание аппарата, который "легче, чем воздух". "Сеньор, лиценциат Бартоломеу де Гужмау говорит, что открыл инструмент для хождения по воздуху тем же манером, что и по земле, и по морю, и с гораздо большей скоростью, делая в день по двести и больше легуа", - сообщается в письме.
 
Расписывая преимущества изобретения Бартоломеу, его преданный брат особо выделяет возможность быстрой доставки королевских приказов в войска и в заморские территории. "В этом Ваше Величество нуждается больше других государей по причине большей протяженности владений", - добавляет он.
 
Действительно, известные слова про солнце, которое никогда не заходит над британской империей, не в меньшей степени может быть отнесено к португальской. В начале ХVIII века Лиссабон, помимо обширной Бразилии, владел африканскими колониями - Гвинеей, Анголой, Мозамбиком, Сан-Томе и Принсипи, контролировал крупные индийские порты Гоа и Диу, повелевал китайским Макао и некоторыми индонезийскими островами. С помощью летательного аппарата, доказывал Алешандре Гужмау, "Ваше Величество избежит дурного управления завоеванными землями", которое "обыкновенно случается по причине запоздалого прихода новостей".
 
Не забывает автор послания и потенциальных экономических выгод. "Среди прочего торговые люди смогут проворнее обмениваться посланиями, получать векселя и закладные", - продолжал прельщать монарха Алешандре. Окончательное резюме поистине глобально: "Полюса мира станут ближе друг к другу".
 
Красноречие автора писем сыграло свою роль. На следующий год король, покровительствующий наукам, издал соответствующую грамоту-привилегию и назначил Бартоломеу на денежную должность лектора в университете Коимбры.
 
Монаршья милость позволила осуществить задуманное, не особенно стесняясь в средствах. Уже в августе 1709 года Бартоломеу де Гужмау в посольском зале Дома Индии продемонстрировал свои достижения Жоау V, придворным и дипломатическому корпусу. Первый блин, как это и положено, вышел комом: воздушный шар сгорел, не оторвавшись от пола. Вторая попытка оказалась успешной. На глазах у изумленного королевского двора аппарат начал уверенно подниматься вверх.
 
Это была небольшая сфера, изготовленная из проволоки (по другим данным - из ивовых прутьев), покрытая толстой бумагой и наполненная горячим воздухом, который шел от подвешенной жаровни. Достигнув высоты четырех с лишним метров, воздушный шар чуть не поджег шторы на окнах. Пожар предотвратило своевременное вмешательство двух слуг, которые шестами дотянулись до воздухоплавательной машины и для пущей безопасности изорвали ее.
 
Это происшествие упомянуто в различных надежных источниках, в том числе в записках лиссабонского кардинала, будущего Папы Римского Иннокентия XIII. В октябре изобретатель продемонстрировал воздушный шар в действии еще раз, теперь уже во дворе здания, стоявшего на высоком холме, где располагается крепость-цитадель святого Георгия. По воспоминаниям, летательный аппарат воспарил над городом и опустился на многолюдную площадь Террейру ду Пасу.
 
Сохранилась память и о том, что именно послужило толчком к одному из самых удивительных изобретений в истории человечества. Идея создать воздушный шар возникла у Бартоломеу де Гужмау, когда он однажды смотрел на мыльные пузыри, поднимающиеся вверх под воздействием теплого воздуха, шедшего от огня.
 
Современники окрестили Бартоломеу де Гужмау "летающим падре". Однако это было некоторым преувеличением. На самом деле изобретатель никогда не взлетал на своем детище, однако легенда оказалась живуча. Когда в начале 1980-х замечательный португальский писатель лауреат Нобелевской премии Жозе Сарамагу создавал роман "Воспоминания о монастыре", по обыкновению перемешивая правду с вымыслом, он включил в него и историю с пассаролой.
 
Главные герои книги Балтазар и Блимунда вместе с падре Бартоломеу улетают на созданной им странной машине, напоминающей огромную птицу. Можно только гадать, насколько эффектно выглядела бы эта сцена, если бы португальский литератор дал согласие на экранизацию его романа Стивеном Спилбергом. Но Жозе Сарамагу, человек левых убеждений и небольшой поклонник американского кинематографа, отверг предложение режиссера.
 
Тем не менее фантастический эпизод имеет под собой реальную почву. Странная рукотворная птица с крыльями, хвостом и клювом, сферическим туловищем и стоящим внутри него человеком изображена на гравюре, растиражированной в начале VIII века в Лондоне, Вене и других европейских столицах.
 
Как выяснилось, вдохновителем явно абсурдного рисунка, который в немалой степени подорвал научную репутацию изобретателя, был сам создатель пассаролы. Распространяя картинку, не имевшую ничего общего с реальностью, Бартоломеу де Гужмау преследовал более насущную для него цель, чем посмертная слава: он пытался запутать конкурентов. И в этом отношении мог быть доволен - он их дезориентировал, а заодно и последующих историков науки.
 
Увы, дальнейшая судьба "летающего падре" сложилась несчастливо. Завистники плели интриги, натравливали на нечестивца, намеревавшегося вопреки Божьей воле вознестись к небесам, инквизицию. И что оказалось еще более опасным - обвиняли ученого в тесной дружбе с "новыми христианами", то есть крещеными евреями. Защититься от наветов не помогло и избрание де Гужмау в Королевскую академию наук.
 
Инквизицию не слишком занимала наука. Она опасалась не невиданных изобретений и странных воздушных шаров, а "связей с отступниками-иудаистами". Спасаясь от преследований, ученый бежал в Испанию под именем Мигеля Сантуша. В Толедо он заболел лихорадкой и в 1724 году скончался, не дожив и до сорока лет. Алешандре объявил, что брат "помрачился рассудком".
 
Исследователи убеждены, что он сделал это заявление, чтобы прекратить преследования инквизиции. Судя по всему, прием сработал, и брат получил возможность отправиться во Францию, захватив с собой бумаги Бартоломеу.
 
К сожалению, дальнейшая судьба архива изобретателя неизвестна. Это тем более обидно, что среди наследия Бартоломеу значится не только пассарола, но и более заземленные, вполне практичные работы. Известен изданный в Лиссабоне трактат "Различные способы откачки воды из судов без участия человека", сочинение "О механизме для поджаривания мяса за счет энергии солнечных лучей с использованием стекольных линз". Остались от "летающего падре" и проповеди, тоже отмеченные печатью его яркого таланта.
 

Что касается братьев Монгольфье, то есть основание полагать, что они были в курсе работ своего португальского предшественника. Во всяком случае, известно, что Алешандре довез бумаги Бартоломеу до Парижа. Известно и то, что он общался там с португальским ученым Жозе де Баррушем, бывшим, в свою очередь, другом французских воздухоплавателей. Но даже если французы и позаимствовали идею португальского изобретателя, их заслуг перед историей никто не умаляет. Пусть воздушный шар придумал Бартоломеу де Гужмау, братья Монгольфье первыми поднялись на нем в воздух.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 2 Октября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100