Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Армагед..., простите, Автогеддон на дорогах планеты


Армагед..., простите, Автогеддон на дорогах планеты


Автор: Андрей Федяшин
Источник: "Эхо планеты" - N32-33 (7-20 августа 2006)

Мало кто знает, но в нынешнем году мир отмечает круглую и весьма печальную дату -- 110-ю годовщину первого дорожного происшествия со смертельным исходом. Сомнительная слава этого первенства принадлежит британцам, на островах которых и было собственно положено начало тому, что сегодня эксперты называют даже не эпидемией, а пандемией смертности на наших дорогах.
 
Первый автомобильный наезд со смертельным исходом был зарегистрирован в лондонском парке Кристал Пэлас, или Хрустальный дворец (по названию тогдашней чудо-новинки -- полностью застекленной огромной оранжереи), 17 августа 1896 года. Парк в лондонском пригороде уже тогда был излюбленным местом гуляний и развлечений.
 
Вот сюда-то и приехала полюбоваться на танцевальный фестиваль с дочерью и друзьями 44-летняя англичанка Бриджет Дрисколл. На ее беду в тот же день некий Артур Эдселл, сотрудник Англо-Французской компании моторных экипажей, давал "показательные выступления " на невиданном самодвижущемся агрегате, катая на нем за умеренную плату всех желающих. Названия машины, созданной в одной из лондонских мастерских, не сохранилось. Скорее всего, его просто не было.
 
Так вот, тот самый Эдселл наехал на Бриджет Дрисколл на одной из парковых аллей, по словам очевидцев, "с потрясающей скоростью" -- аж в 4 мили, или примерно около 7 километров в час. Удар пришелся в голову, и бедняга скончалась в считаные минуты. Расследование показало, что Эдселл для пущего блеска демонстрационных выездов подтянул приводной ремень, вдвое увеличив скорость экипажа -- с 2 до 4 миль в час. Ко всему прочему в момент наезда, он развлекался беседой с милой барышней, сидевшей рядом с ним на сиденье, и леди на аллее просто не заметил.
 
Мы рассказываем об этом так подробно потому, что по сути дела причины той первой аварии -- превышение скорости и отвлечение внимания -- и по сей день входят в пятерку самых главных причин смертности на дорогах. Так что вполне можно сказать, что автомобильное человечество мало чему научилось.
 
Кстати сказать, еще в то далекое время расследовавший дело лондонский коронер (судебно-медицинский эксперт, констатирующий причину смерти и наделенный полномочиями решать была ли смерть насильственной, естественной, или неумышленной, и надо ли направлять дело в суд) заявил, что "это никогда больше не должно повториться". Куда там!
 
Давайте-ка мы попугаем сами себя, может, в конце концов и возьмемся за ум. Так вот, с тех давних пор человечество словно с цепи сорвалось и количество жертв на дорогах стало расти невероятными темпами. К 2005 году мы дошли до того, что на дорогах планеты ежегодно погибают в автоавариях и катастрофах более 1,2 миллиона человек. Это равносильно тому, если бы каждый день взрывали по башням Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, где, как известно, 11 сентября погибло 3 тысячи человек. Около 50 миллионов получают ранения. Многие становятся инвалидами на всю жизнь. И это, заметьте, отнюдь не самые точные данные. Это -- статистика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка, основанная на данных в первую очередь полицейских дорожных подразделений.
 
При всем уважении к этим авторитетным организациям надо заметить, что даже они не в силах собрать полные данные, поскольку в развивающихся странах Африки и Азии (менее автомобилизированных, чем развитые государства, но -- как ни странно -- эти страны чмслятся в лидерах по росту дорожных происшествий) многие дорожные аварии просто не учитываются. Часто статистика берется из головы скучающих шефов дорожной полиции. А, во-вторых, о точном числе раненых и травмированных на дорогах вообще трудно судить. Ведь многие пострадавшие отказываются от госпитализации, не чувствуя травм и лишь через пару-другую дней или даже недель и месяцев обращаются в травмопункты или госпитали, когда ушиб или удар проявляются со всей силой или вообще превращаются в патологические отклонения. Посему главный совет медиков -- после любой аварии проверьтесь в травмопункте или больнице, ведь то, что не беспокоит вас в данную минуту, может обернуться годами мук в будущем. В общем, по мнению экспертов, точное число раненых и травмированных на дорогах почти вдвое больше, чем по имеющимся статистическим данным. А это уже тянет на 100 миллионов ежегодно!
 
Давайте дадим слово британским экспертам по дорожной безопасности, которые считаются одними из самых осведомленных в мире, -- недаром же первенство в открытии печальной статистики дорожной смертности принадлежит именно Британии. Хотя, надо отдать должное Британии, сейчас имеет наименьший показатель по числу смертей на дорогах во всем Европейском союзе (см. таблицу). Так вот они называют все ныне происходящее на автомагистралях планеты не иначе как "дорожной резней".
 
По данным британских экспертов, в настоящее время в одном только Соединенном королевстве ежегодно на дорогах погибает впятеро больше людей, чем в результате ограблений и грабежей с применением огнестрельного оружия! Самое поразительное в том, что, по статистике, катастрофы на магистралях Британии "выдают" больше смертей и тяжелых ранений и травм среди граждан от 5 до 40 лет, чем все другие заболевания вместе взятые! За всю историю автомобилизации Британии в старне погибло в автокатастрофах более 500 тысяч человек и более 30 миллионов получили ранения. Это вдвое больше жертв в Первой и Второй мировых войнах вместе взятых! Если же верить экспертам Европейского Союза, то один из каждызх 80-ти жителей Европейского сообщества погибнет, не достигнут возраста в 40 лет по причине автомобильной катастрофы. Это ли не Автогеддон?
 
А если мы возьмем Соединенные Штаты, то там этот показатель будет намного больше. В северо-восточном штате Массачуссетс, например, самое большое число смертей зарегистрировано именно по причине дорожных происшествий. И больше всего гибнут в них молодые люди в возрасте до 32 лет! Автогеддон? Почти в натуральном виде!
 
Но даже это еще не все. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2005 году смертность в результате дорожных происшествий и катастроф составила 2,3 процента от общей смертности в мире, которая, как утверждает ВОЗ, в основном происходит за счет инфекционных заболеваний и голода -- главных бичей человечества. Мало? Так вот смертность на дорогах составляет почти 24 процента от общей смертности в результате ранений и травм, по всему миру. Для сравнения можно сказать, что от ранений и травм, не связанных с дорогами или чем -- то еще, в мире гибло 17 процентов людей. Всего 3,4 процента пришлось на жертвы от внутренних конфликтов и войн и еще 10,8 процента от насилия на криминальной и иной почве.
 
ВОЗ сегодня утверждает, что если положение сохранится, то к 2020 году по числу жертв дорожные происшествия выйдут с нынешнего девятого места в списке причин общей смертности (ОБЩЕЙ, легко сказано: имеется в виду общее число от всех вместе эпидемий, заболеваний и жертв войн и конфликтов), на третье место. Масштабы истребления себе подобных потрясают.
 
Международное сообщество с этим, надо признать, борется. На последней конференции по вопросам безопасности, состоявшейся в июле в Лондоне, травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий был признан представляющим серьезную и разрастающуюся "эпидемию", которая угрожает населению планеты. Был составлен доклад международной комиссии по глобальной дорожной безопасности.
 
На презентации доклада председатель Комиссии, бывший генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон призвал международное сообщество, национальные правительства, политиков и рядовых граждан активизировать усилия в области обеспечения безопасности на дорогах. Комиссия была учреждена Фондом Международной федерации автоспорта с целью исследования структуры и уровня международного взаимодействия в области глобальной безопасности дорожного движения и выработки соответствующих рекомендаций. Для участия в работе комиссии приглашается по одному человеку от каждой из стран "большой восьмерки".
 
Ущерб, причиняемый ДТП, является, по словам Робертсона, таким же бременем для здоровья народов планеты, как малярия и туберкулез. И наряду с этими болезнями наибольший урон "эпидемия" ДТП причиняет опять же развивающимся странам. "Но в то время, как к борьбе с малярией и туберкулезом привлечены -- что совершенно правильно -- значительные средства, внимание политиков и СМИ, проблема обеспечения глобальной безопасности на дорогах испытывает серьезный дефицит по всем этим аспектам",- указал Робертсон. Иными словами, страны "восьмерки" не выделяют достаточно средств на борьбу с эпидемией дорожной смертности.
 
Он напомнил, что на Саммите тысячелетия в 2000 году было решено к 2015 году взять под контроль проблему распространения малярии и туберкулеза путем выделения на эти цели достаточных человеческих и финансовых ресурсов (этого не было сделано). А ведь проблема двух названных заболеваний, сказал он, "прогрессирует" темпами всего в 1 процент в год, в то время как глобальное бремя травматизма и смертности в результате ДТП, по прогнозам, увеличится к 2020 году на 65 процентов.
 
 Задача обеспечения безопасности на дорогах, считает Робертсон, едва упоминается в политической повестке международного сообщества -- в Декларации целей развития тысячелетия, в документах ООН и решениях "большой восьмерки" (включая и санкт-петербургскую), хотя она должна была бы стать приоритетной в проектах обеспечения устойчивого, поступательного развития. Подготовленный комиссией доклад, сказал он, призван способствовать включению дорожной безопасности в планирование стратегии развития. Так что пока, как видим, дело не идет дальше призыва.
 
Страны с высокими доходами, уверен Робертсон, на личном болезненном опыте убедились в том, что сокращение травматизма на дорогах возможно даже в условиях дальнейшего расширения дорожной сети. Теперь предстоит передать и использовать накопленный опыт странам со средними и низкими доходами. Это, по мнению председателя комиссии, возможно в случае наличия у этих стран политической воли и технических возможностей для реализации собственных стратегий в этой области. Комиссия по глобальной дорожной безопасности рекомендует в этой связи правительствам-донорам и частным донорам совместно учредить фонд в объеме 300 миллионов долларов для финансирования разработки и реализации в течение 10 лет плана действий по обеспечению глобальной безопасности, который гарантировал бы мобилизацию национальных возможностей на этот счет в странах со средними и низкими доходами.
 
"Нам необходимо привлечь внимание к огромному показателю смертности и травматизма на дорогах,- сказал Робертсон. Это -- очень важная проблема и для России. В минувшем году в результате ДТП в России погибли 34 тысячи человек и более 100 тысяч человек получили серьезные ранения, причем значительную часть среди тех и других составили дети". "И это происходит в стране, и без того испытывающей серьезные демографические проблемы", -- добавил Робертсон. Он отметил, что в последнее время российское правительство стало уделять повышенное внимание проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. "Я надеюсь, что это даст результаты. Премьер-министр Тони Блэр лично мне сказал, что он окажет поддержку в обсуждении этого вопроса в Санкт-Петербурге и на последующих встречах в рамках "восьмерки".
 
Один из подразделов доклада комиссии повествует о тех задачах, которые предстоит решать России. В 2005 году в нашей стране произошло 204 267 ДТП. С 2002 года их количество увеличилось на 10,8 процента, число погибших -- на 7 процентов, серьезно пострадавших -- на 12,7 процента.
 
"Российская Федерация признает необходимость всестороннего подхода в целях улучшения безопасности на дорогах страны, -- указывается в докладе. -- Так же, как и во Франции, где президент Ширак взял на себя важную роль в осуществлении усилий по обеспечению безопасности на дорогах..."
 
Но как это сделать? Россия занимает одно из последних мест по безопасности на дорогах и по дорожной хорошести и надежности. Будем ждать. А что еще остается делать в стране, где главной проблемой всегда были "дураки и дороги". Теперь к ним добавляется еще и новая -- беззастенчивые мошенники, занимающиеся дорожным строительством. Они убеждают нас, автомобилистов, что, скажем, на Ленинградке полосы просели, поскольку по ним ездят слишком часто внедорожники! Интересно, а для чего же тогда дороги? Может разом решить эту проблему -- отменить дороги и внедорожники. Тогда уж точно легче будет жить всем! И дорогам, и внедорожникам.
 
Ложь, наглая ложь и... автостатистика
Приведенные ниже таблицы основаны на данных ВОЗ и Всемирного банка, которые получают информацию от национальных статистических ведомств, а те, в свою очередь, от дорожной полиции, госпиталей, травмопунктов и пр. Эти данные, увы, нуждаются, в серьезных пояснениях. Все эксперты признают, что статистика летальности на дорогах полна лукавства, степень которого зависит от методов и системы учета дорожной смертности. Одни данные учитывают число смертей на дорогах на душу населения (обычно одна на каждые 100 тысяч человек), другие -- на число зарегистрированных в стране автотранспортных средств, третьи -- на мили автопробега. И ни один метод или даже все вкупе не дают реальной картины. Многие специалисты по дорожной безопасности (из наиболее задиристых) даже говорят, что тех умников-статистиков, которые рассчитывают число смертей "на душу населения" хорошо бы было самих вытащить на дороги, скажем, Китая (население 1,3 миллиарда), который никогда не ставится ими на первое место, хотя ежегодно там погибает столько народа (почти 240 тысяч в год), что будь такое в Исландии (около 300 тысяч жителей), эту страну можно было бы запросто исключить из числа населенных земных территорий.
 
Но вот вам принятая статистика на основе смертей на душу населения (одна жертва на 100 тысяч в процентах).
 
Самые страшные нарушители.
 
Процент число погибших население (миллионы)
 

1. Малайзия 26,75 6286 23,5

2. Южная Африка 25,3 12400 44,3

3. Россия 24,77 35600 143,7

4. Латвия 21,43 493 2,3

5. Литва 19,7 709 3,6

6. Китай 18,73 239000 1300

7. Беларусь 17,2 1800 10,3

8. Лихтенштейн 16,7 5 0,03

9. Хорватия 15,6 701 4,5

10. Греция 15,25 1680 10,6
 
(США, кстати, с их 45 тысячами жертв стоят на 12-м месте)
 
А вот -- первая десятка по числу наименьших жертв:
 

1. Бруней 3,29 12 0,37

2. Мальта 4,00 16 0,4

3. Македония 5,62 118 2,1

4 Британия 5,82 3560 60,3

5. Швеция 5,88 600 9,0

6. Норвегия 6,02 286 4,6

7. Нидерланды 6,32 1030 16,3

8. Япония 6,97 8900 127,4

9. Финляндия 7,03 397 5,2

10. Швейцария 7,34 546 7,45
 
Дорога -- это человеческое общежитие на колесах.
 
Если собрать воедино все советы и наставления по безопасному вождению и поведению на дорогах, то на их перечисление понадобятся десятки страниц. Самое парадоксальное в том, что если "до буквы" соблюдать правила движения и выполнять все советы и наставления, то движение на дорогах планеты может замедлиться минимум раз в пять, а то и вообще встанет: это все равно как если бы человечество принялось соблюдать опять же "до буквы" все написанные им законы. Это как в забастовке по принципу "работа по правилам",Ю когда скрупулезно выполняются все рекомендации и установления. Фактически работа останавливается. Мы отнюдь не советуем "дорожные законы" (писаные и неписаные) игнорировать, упаси господь, но использовать их хорошо бы в рамках "разумной достаточности", а эта достаточность в рамки законов не всегда укладывается.
 
Здесь мы даем выборку из основных правил безопасного вождения, выработанных за многие десятилетия автомобилизации (основу этим постулатам заложили опять же англичане). Технические азы, типа проверьте бензин, уровень масла, воды, фары, давление в шинах, ремни безопасности и пр. можно опустить, поскольку без таких проверок на дорогу может выехать лишь мало вменяемый, мало любящий себя, близких и собственный автомобиль человек. Равно как мы не упоминаем и о том, что "выходить на трассу" надо трезвым.
 
Правила эти на удивление просты, касаются и новичков и водителей со стажем, но, как ни странно, мало соблюдаются, хотя могут спасти не одну жизнь. Все они касаются чисто водительской психологии. Итак.
 
1. Самое главное! Помните, что на дороге вы не один и отнюдь не ее полный повелитель (особенно этим грешат водители со стажем от 1 до 3 лет, пребывающие в опасной иллюзии "накопленного опыта"). Вы просто один из участников движения.
 
2. Проявляйте терпимость и вежливость на дорогах. Великолепные качества. Как говорят англичане, "терпимость и вежливость на дорогах хороши тем, что не только хорошо потребляются, но и подвигают всех других к их воспроизводству -- будьте педагогом, передавайте свою вежливость окружающим".
 
3. При движении по дорогам и шоссе (особенно на скорости) не думайте, что вы "провидец" и можете предсказать, что через несколько секунд сделает водитель,следующий перед вами, за вами, справа или слева. Их маневры могут быть совершенно непредсказуемыми.
 
4. Всегда(!) при движении (особенно по скоростным магистралям) придерживайтесь "правила 2 секунд", т.е. перед вами и впереди идущей машиной должно сохраняться растояние, которое ваш автомобиль проходит за две секунды. Для проверки заметьте стационарный объект на обочине, который прошла машина перед вами и отсчитайте время, когда вы проедете мимо него. Ночью этот интервал должен быть увеличен до 3 секунд, а в плохую погоду -- до 4-х. За секунду автомобиль на скорости в 90 километров пролетает минимум 60 метров!
 
5. Придерживайтесь принципа "уверенного оборонительного вождения": вокруг вас много людей, которые мало знают, не хотят знать или не соблюдают правил дорожного движения. Вы -- единственный, кто "едет по правилам"! И в случае любой аварии правда -- на вашей стороне!
 
6. Избегайте сближения с "агрессивными водителями". Распознать их легко. Это те, кто едет с превышением скорости, на красный свет, "подрезает" автомобили при обгоне, резко тормозит перед светофором, совершает обгон по обочине.
 
7. Не раздражайтесь на маньяков с "синдромом Шумахера". Это те, кто встает вам "на хвост" (три-четыре метра до бампера) на скорости от 80 до 90 килметров. Пропустите их вперед. Поверьте, они (или их машины) рано или поздно плохо кончат.
 

8. Если сзади вам начинают сигналить дальним светом, требуя уступить дорогу, не спешите этого делать (это особенно актуально для России с ее практикой "автомобильных подстав"). Спокойно посмотрите во все зеркала заднего вида и, особенно назад и направо (нет ли там машин) и неспеша начинайте съезжать на правую полосу.

9. Не верьте (ни за что!), что на светофорах или на нерегулируемых перекрестках подъезжающие с другой стороны машины ждут "своей очереди" для проезда. Притормозите и убедитесь, что ни справа, ни слева вам не грозит столкновение.
 
10. И уж ни за что не верьте (!), что пешеходы уважают ваше транспортное средство. Где бы то ни было притормозите, если вы видите хотя бы одного человека на краю улицы или на обочине: пусть он пройдет перед вами. Ведь сумасшедших пешеходов на дорогах тоже хватает.
 

Не правда ли, все просто? Давайте попробуем эти элементарные правила соблюдать. Ведь игнорировать их -- себе ведь дороже.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 22 Августа 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100