Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Дикая вода


Дикая вода


Автор: Сергей Орловский
Источник: "The Chief (Шеф)" - N6 (июнь 2006)

Тут есть от чего закружиться даже самой трезвой голове: бурлящая вода, ледяные брызги, свежий воздух, пропитанный духом соперничества. Весло, которое так и норовит выпасть из рук, лодка, готовая перевернуться при первом удобном случае, впечатляющие окрестные пейзажи. Все это великолепие называется одним коротким словом – сплав – спуск по реке с преодолением различных водных препятствий.
 
Притягательности сплаву добавляет тот факт, что это удивительно демократичный экстрим. Опасность варьируется от практически нулевой до смертельной. Какие-то маршруты спокойно проходят даже малые дети, а какие-то, простите за грубость, – только психи. В любом случае, гарантирован уход в полный отрыв – от душного города, от привычного образа жизни. За какую-то неделю вы посвежеете, подтянетесь и будете готовы к новым свершениям на ниве менеджмента. Такого эффекта не даст ни один, самый распрекрасный, пляжный отдых.
 
Спуском по рекам человек занимается с незапамятных времен. Сначала он делал это по необходимости, но потом, с совершенствованием конструкции плавсредств, решил получать от процесса удовольствие. Как спорт, сплав по рекам оформился сравнительно недавно – в середине ХХ века. Средства сплава разнообразны, у каждого из них свои достоинства и недостатки.
 
Большая лодка для большой компании
Начнем со столь популярного сегодня рафтинга – группового спуска по реке на рафтах (от англ. raft – "плот"), специальных надувных лодках-плотах. Рафты считаются очень надежными и устойчивыми конструкциями, они специально были созданы для сплава по порожистым полноводным рекам. Это настоящий подарок для новичков, решивших испытать острые ощущения на воде. Лодка состоит из многосекционных бортовых баллонов, на которых закреплены канаты безопасности, надувного дна и подушек-сидений. Рафты различаются, в основном, количеством мест (от 6 до 12 человек), длиной и шириной, а также некоторыми техническими особенностями (дополнительные усиления и т.п.), в зависимости от условий эксплуатации.
 
Конструкция рафта – яркое свидетельство того, насколько молод этот вид спорта. Формально рафтинг появился лишь в 1995 году, когда были разработаны его официальные правила. В действительности все произошло намного раньше. Если верить бытующей байке, то своему возникновению новое увлечение обязано шестерке американских парней, воевавших во Вьетнаме. Во время переправы надувной понтон вместе с солдатами оторвался от привязи и стремительно понесся через пороги Меконга (самая большая река Юго-Восточной Азии). Изрядно покувыркавшись в бурной воде, парни назвали свой головокружительный спуск рафтингом. Вот такая получилась красивая история с налетом героизма и традиционным американским хэппи-эндом.
 
Как уже было сказано выше, рафтинг идеален для людей с минимальной подготовкой. На простых маршрутах наличия в команде одного профессионального плотовика вполне достаточно, чтобы остальные новички получили настоящее удовольствие от сплава – субъективно страшного и объективно безопасного.
 
Лояльность рафтов к непрофессионалам стала причиной их активного использования для увеселения туристов. Сплав на плотах пошел в массы, стал популярным и… подпортил себе репутацию. Теперь слово "рафтинг" у большинства людей ассоциируется с визжащей компанией "чайников", преодолевающей пороги на большом "надувном матрасе". Вместе с тем, рафтинг – серьезный вид спорта. Чтобы это понять, достаточно хотя бы раз посмотреть профессиональные соревнования по рафтингу, тем более что на международных состязаниях российские команды выступают весьма успешно.
 
Благодаря своим достоинствам, рафт прекрасно подходит для походов и экспедиций. Он очень прочен, его оболочка не боится камней. Несмотря на большие размеры, плот обладает маневренностью, особенно при грамотном управлении. Казалось бы, научиться грести вшестером – трудная задача, однако на практике такая "коллегиальность" требуется крайне редко. Как правило, греблей занимается лишь часть экипажа.
 
У рафта приемлемый для транспортировки вес. Шестиместный плот туристского класса весит порядка 50 кг, что вполне переносимо одним человеком на небольшие расстояния. Судно очень вместительное, удобно разбирается и собирается. Достаточно безопасное – несмотря на кажущуюся незащищенность гребцов, выпасть из рафта сложно. Кроме того, это чрезвычайно комфортное средство сплава. Во время стоянки резиновый плот заменяет диван, на нем удобно загорать или, в конце концов, удить рыбу!
 
В качестве недостатка можно отметить большую парусность судна и относительно невысокую скорость. Спортивные рафты "выжимают" пятисотметровку со скоростью 8 км/ч. Туристские рафты помедленнее, а коммерческие вообще не привыкли торопиться (средняя скорость в походных условиях – 3–4 км/ч). Байдарки, конечно же, резвее плотов. Они плывут в среднем на 15–20% быстрее хорошего туристского рафта.
 
В качестве резюме хочется привести слова известного плотовика Максима Сысоева: "Рафт – замечательное судно для походов "в свое удовольствие"! Но понять это можно, только попробовав. А для солидных мужчин, предпочитающих активный отдых в компании себе подобных или в семейном кругу, – это вообще оптимальный вариант".
 
Весла от байдарки – лучшие подарки
В сплаве на байдарках нет групповой удали рафтинга, это более интимный процесс. Можно грести в паре с товарищем в двухместной байдарке, либо в одиночку. Существует много разновидностей байдарок. Одни больше подходят для сплава по лихим горным рекам, другие – для длительных многодневных походов, а какие-то – для коротких путешествий по спокойной воде.
 
Маленькую одноместную байдарку называют каяком, он не столь универсален, как классическая байдарка. В большие походы на каяках не ходят, чаще целенаправленно приплывают на пороги – покататься на волнах. Некоторые современные каяки настолько малы, что напоминают, скорее, не лодку, а пластиковый колпачок для ног размером менее 2 метров.
 
Каякинг чрезвычайно популярен за рубежом, стремительно увеличивается число его поклонников и в России. В отличие от сплава на рафтах или катамаранах, каякинг – это спорт одиночек. Командного духа здесь нет, зато есть возможность остаться один на один со стихией. Это одновременно и большая свобода (ты сам себе хозяин), и большая ответственность (все зависит только от тебя). Сплав на каяке требует сильной концентрации и напряжения.
 
Полиэтиленовые каяки используют для прохождения самых сложных и опасных препятствий. Жесткая, фиксированная посадка гребца обеспечивает максимальную управляемость байдаркой при сплаве. Для обеспечения полной герметичности применяются "юбки" из пористой резины – неопрена, плотно облегающие талию гребца.
 
Компактные, прочные каяки обладают великолепными ходовыми качествами и неуязвимостью при контактах с препятствиями благодаря прочному корпусу. Из-за своих небольших размеров они позволяют виртуозно применять уникальные технические приемы. Например, при перевороте судна вверх дном гребец каяка может быстро восстановить исходное положение, не прерывая сплава (так называемый "эскимосский переворот"). Этот прием существенно повышает безопасность сплава. Еще один "фирменный" трюк – прыжок гребца в судне в воду с обрыва ("тюлений спуск"). Это актуально для начала сплава в местах, где затруднен или полностью отсутствует непосредственный подход к воде.
 
Само собой разумеется, что все эти ловкие штучки под силу только опытным гребцам. Сплав на байдарке вообще требует определенной подготовки. Сначала новички тренируются в бассейне и в небольших спокойных речках, а через несколько месяцев уже могут выбираться на большую воду.
 
Байдарка – не катамаран, она более чутко реагирует на препятствия. Участник сплава по реке Куручай Николай Мазаев вспоминает, что перед прохождением самого крутого порога ему больше всего понравились указания инструктора. Тот нарисовал на песке схему порога и сказал следующее: "По опыту, данный порог, не перевернувшись, проходят максимум две байдарки – одна из них моя. Как его пройти, я сказать вам не могу. Знаю, что если нос байдарки будет направлен на миллиметр левее или правее порога, то вы перевернетесь. Так вот, когда перевернетесь, убирайте ножки из воды. Мне все равно, где находится ваша голова, главное – чтобы ноги были на поверхности. Под водой на этом пороге находится большой камень, и вы можете сильно себя исцарапать". Сам порог выглядел так: сначала сверху накрыла полутораметровая волна, затем справа – метровая и слева – чуть больше, потом накатила завершающая двухметровая прямо по курсу. Через такие водяные жернова прошли немногие участники. "Я не знаю, как и почему, но через этот порог мы, перекрестясь, все же прошли", – признается Николай Мазаев.
 
Катамаран в экстрим-амплуа
Еще один славный представитель сплавных судов – катамаран, разборная конструкция, состоящая из двух надувных баллонов, соединенных между собой специальной рамой. Чаще всего катамараны бывают двух- и четырехместными. Это быстроходные, маневренные и устойчивые конструкции, на которых проходят маршруты высшей категории сложности, лихо обходя труднейшие препятствия.
 
Считается, что автором идеи знаменитого надувного катамарана-четверки стал наш соотечественник. Специфическое судно вышло на водные просторы где-то в середине 1970-х, и всего через 15 лет стало самым массовым при проходе мощных и крутопадающих рек. Даже нашествие полиэтиленовых каяков не смогло выкинуть катамараны из группы лидеров. Есть большой класс сложнейших препятствий, которые неоднократно пройдены и продолжают проходиться на катамаранах-четверках, но при этом случаи прохождения каяков через такое месиво чрезвычайно редки.
 
Еще одно преимущество катамарана перед каяком – его вместительность. На нем легко транспортируется весь груз. Это значит, что не нужно будет экономить на комфортности палаток и спальников, калорийности походного рациона и количестве веревок для страховки. Впрочем, все это справедливо и для рафта.
 
Оригиналы сплава
Существуют другие, менее популярные средства сплава, например, каноэ. Принципиальное отличие между байдаркой и каноэ состоит в том, в байдарке гребец сидит, а в каноэ – стоит на коленях. В байдарке весло с двумя лопастями, в каноэ – с одной. Вопрос, что лучше – каяк или каноэ – риторический, однако суровая правда жизни состоит в том, что на сто каякеров в среднем приходится один поклонник каноэ. Что поделать, ну любит народ байдарки! Пока греблю на каноэ можно назвать экзотическим способом сплава. В Интернете нет даже ни одного русскоязычного сайта, посвященного этой теме. Существуют проблемы с поиском снаряжения и обучением. Се ля ви!…
 
Два особых, чисто российских судна для экстремального сплава – это плот на поперечных гондолах (не путать с рафтом!) и "бублик". До середины 1980-х годов плоты были чуть ли не единственным средством прохождения максимально сложных препятствий, но сейчас они практически полностью вытеснены катамаранами. Причина проста. Плот – плохой конкурент катамарану в плане мобильности. Он хуже развивает положительную скорость при сплаве и труднее собирается-разбирается, что необходимо при обходе непроходимых участков.
 
"Бублик" – неподражаемый образчик изобретательного мышления. Представьте себе две огромные, вертикально стоящие надувные баранки, соединенные между собой рамой. В каждой баранке – по гребцу-бездельнику. Это не ругательство, а констатация факта. Делать в "бублике", правда, нечего, роль экипажа почти нулевая. Пристегиваешься ремнями, зажмуриваешь глаза и можешь готовиться к покорению ультрасложного порога. Судно пройдет его самостоятельно, а в случае переворота неизменно вернется в прежнее положение. Спортивным средством сплава "бублик" назвать нельзя, однако в нем есть своя прелесть. Он феноменально безопасен.
 
Они такие разные – простые и опасные
Для оценки сложности водных препятствий существует классификация горных рек. Она позволяет заранее оценить свои силы, еще только планируя сплав. Для россиян актуальны два основных стандарта – международный и отечественный.
 
Согласно международной классификации, сплавные реки подразделяются на шесть категорий.
 
Категория I: несложные реки. Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.
 
Категория VI: верхний предел проходимости. Последствия при прохождении препятствий данной категории сложности не прощают ошибок. Либо их рискнули пройти лишь немногие, либо они так и остались непокоренными.
 
В описании сплав-туров часто можно встретить такие обозначения: II, III+, IV или III4 (т.е. участок в целом третьей категории сложности, но содержит препятствие четвертой категории).
 
В отечественной практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. У них одинаковое количество градаций, но разные подходы к оценке. Поэтому соответствие между ними весьма относительное. Неоднозначны и сами классификации, так как в зависимости от того, какая вода – высокая или низкая – сложность маршрута может очень сильно меняться. К тому же, для разных плавсредств категории могут разниться. Например, "четверка" для рафтов может быть "шестеркой" для байдарок.
 
О безопасности сплава по горным рекам можно встретить противоречивые отзывы. Если, например, спуск происходит по относительно спокойной воде и на рафте, то риск здесь зачастую не больше, чем при посещении бассейна. Другое дело – преодоление препятствий высокой категории сложности. Как сказал один умный человек, вода не любит "халявы". Спасатели вообще считают сплав одним из самых опасных видов спорта. Хорошим доказательством тому служат традиционные таблички на сложных порогах, где перечислены имена погибших смельчаков.
 
Где сплавляться
Два самых любимых в России места для сплава – Карелия и Алтай. Еще интересны реки Кубани, Кавказа, Кольского полуострова и Якутии. Жителям Петербурга, безусловно, повезло. Великолепие чистейших карельских речек у них под боком. Шуя – самая известная и, пожалуй, самая красивая из них.
 
Далекий Алтай по-своему прекрасен. Он сохранил свою природу в почти первозданном виде. Обилие разнообразных рек притягивает туда туристов со всей России. Главная река Горного Алтая – своенравная Катунь, расположенная в одном из самых экологически чистых районов края.
 
За границей можно отметить Непал, Африку (особенно Зимбабве с рекой Замбези), Южную Америку (Аргентину, Чили, Коста-Рику), Тянь-Шань. Для коротких сплавов хороши реки Турции, Италии, Таиланда и Хорватии, спуск по которым можно совместить с отдыхом на морских курортах. Какие-то места особенно облюбованы рафтерами, какие-то – байдарочниками, но существенной дифференциации в зависимости от типа судов нет.
 
Большинство пригодных для сплава горных рек уже освоены профессионалами, которые готовы предложить желающим туры практически в любую точку мира. При этом они предоставляют полный спектр услуг: прокат профессионального снаряжения, школу сплава, групповые и индивидуальные туры с инструкторами разной степени сложности. Это могут быть как совсем непродолжительные поездки (на полдня), так и многодневные путешествия с разбиванием лагеря и исследованием отдаленных уголков гор с нетронутой природой.
 
Для того чтобы получить истинное удовольствие от сплава, вовсе не обязательно быть "профи". Главное – понимать и ценить бесконечную красоту реки, ее историю и окрестности. Чувствовать, что можешь приручить ее дикие жестокие воды и стать от этого сильнее.
 
Суда для сплава
Байдарка – узкая легкая лодка без уключин с двухлопастными веслами (средний размер двухместной байдарки 4,5 м в длину и 0,8 м в ширину). У спортивных байдарок – цельная деревянная или пластмассовая обшивка. Туристские лодки – разборные с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала. Ступни и колени гребцов фиксируются в упорах для обеспечения максимально эффективного управления судном. Герметичность внутреннего объема лодки обеспечивает затягивающаяся на поясе у гребца неопреновая юбка. Большинство используемых при сплаве байдарок – разборные, каркасно-надувные. При сборке наружная оболочка из прочной водонепроницаемой ткани натягивается на каркас из алюминиевого сплава. Плавность обводов и неуязвимость при ударах о камни обеспечиваются надувными баллонами, размещенными между каркасом и оболочкой судна. В последнее время появились цельнолитые полиэтиленовые двухместные байдарки.
 
Каяк – небольшая одноместная байдарка (форма и конструктивные особенности байдарки и каяка были заимствованы у эскимосов, которые использовали подобные суда для прибрежного плавания). Длина спортивных каяков для фристайла (выполнения различных трюков) может быть менее 2 м. В отличие от байдарок, большинство каяков для спортивного сплава полиэтиленовые. Прочный полиэтиленовый корпус неуязвим при контактах с препятствиями. Жесткая, фиксированная посадка гребца обеспечивает максимальную управляемость судном при сплаве. Это позволяет гребцам делать на каяках такое, что немыслимо на других судах.
 
Каноэ или пирога – одновесельная лодка без уключин, с однолопастным веслом, с заостренным носом и высоко поднятой кормой. Это традиционное плавсредство индейцев и народов Океании для плавания по рекам. В оригинальном исполнении каноэ выпиливали из целого ствола дерева, либо мастерили обтянутый кожей деревянный каркас. В спортивных каноэ гребцы (от 1 до 7 человек) стоят на коленях. Для обеспечения жесткой посадки и полной управляемости судном они пристегиваются ремнями. Герметичность судна обеспечивается применением юбки. Современные каноэ по размерам и очертаниям корпуса судна практически не отличаются от байдарок.
 
Рафт – бескаркасное надувное судно, состоящее из многосекционных бортовых баллонов, надувного дна и подушек-сидений. Предназначено для гребли канойными веслами. По сути, это большая надувная лодка (4–7 м в длину). Гребцы в рафте располагаются, сидя на борту. Существуют рафты, весла которых закрепляются в уключинах.
 
Катамаран – судно с двумя соединенными вверху корпусами. Передвигаются на нем при помощи весел, паруса, мотора или других "ускорителей". Катамараном может быть и плот, и яхта, и большое грузовое судно. Катамараны, используемые для сплава, представляют собой два объемных надувных поплавка, скрепленных между собой деревянной или металлической рамой и оборудованных специальными посадочными местами (гребцы стоят на коленях). Длина современных сплавных катамаранов доходит до 6 м. Существуют катамараны, весла которых закрепляются в уключинах, они называются катарафтами.
 
Плотплавучая площадка (платформа) для перевозки людей и грузов. Это в широком смысле слова. Если говорить о сплаве, то первоначально здесь использовались деревянные плоты, но впоследствии они были вытеснены надувными плотами на поперечных гондолах. Такие конструкции представляют собой три и более надувных баллона, расположенных перпендикулярно направлению движения плота и связанных между собой жесткой рамой. Собственного хода по течению реки плот не имеет и перемещается со скоростью течения. Плот, судно с распашным типом гребли, ведет свое начало от плотов для сплава древесины. Плоты управляются двумя веслами, маневрирование сводится к смещению судна поперек потока с помощью согласованных движений носовым и кормовым веслом. Такие надувные плоты используются только в отечественной практике спортивного сплава.
 

"Бублик" – гибрид плота на поперечных гондолах и катамарана с канойными веслами. Это достояние российской изобретательности используются исключительно в отечественной практике сплава. Представляет собой два огромных торообразных поплавка (наружный диаметр до 3 м), стоящих вертикально на ребре, между которыми закреплена продольная рама длиной 3–4 м. Внутри каждого поплавка на посадочных местах располагается по одному гребцу. "Бублик" с чистой совестью можно было бы назвать неваляшкой, т.к. после переворота он сразу же возвращается в исходное положение. Это его уникальная особенность. "Бублики" используются для прохождения самых сложных и опасных участков мощных крутопадающих рек. Возможно, они стали бы более популярны, если бы не плохая их управляемость. Он экипажа здесь мало что зависит.




Журнал "The Chief (Шеф)"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 11 Июля 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100