На проходившей в Берлине с 16 по 21 мая 2006 г. авиакосмической выставке ИЛА
всех посетителей интересовал вопрос "Россия – страна-партнер выставки ИЛА или
нет?" И действительно, 27 апреля 2006 г. на встрече с Федеральным канцлером Германии
А. Меркель Президент России В.В. Путин выразил готовность России участвовать в
качестве страны-партнера ИЛА. Но было ли реализовано пожелание Президента?
Как известно, подготовкой российского участия в ИЛА 2006 занимался организационный
комитет, сформированный Федеральным агентством по промышленности (Роспром). Предполагалось,
что российская экспозиция разместится, пусть во временном, но отдельном павильоне.
И конечно, по идее, работа российской экспозиции должна была сопровождаться обширной
деловой программой.
Сама российская экспозиция получилась самой значительной за всю историю ИЛА.
Она занимала выставочную площадь 1500 кв. м, что сопоставимо с российским участием
на салоне в Ле Бурже. Однако заполнить российский павильон организаторам не удалось.
И в результате предназначенный для России павильон № 10 стал… российско-узбекистанским
павильоном, что демонстрировалось на табличках на входах в павильон.
Но даже при всем этом на экспозиции остались "дыры" - свободные площади, предназначенные
для несостоявшихся российских участников.
К сожалению, мировой опыт по оформлению национальных экспозиций, ранее успешно
примененный Россией на Ганноверской промышленной ярмарке, на Зеленой неделе в
Берлине, на ИЛА-2006 не нашел применения. Прежде всего, что бросалось в глаза
- отсутствие художественного оформления российской экспозиции: посетителей встречали
белые блочные стены временного павильона и дешевое ковровое покрытие, уложенное
немецкими устроителями выставки.
Что касается состава участников российской экспозиции ИЛА-2006, то это - традиционные
экспоненты авиакосмических салонов. Шанс, представляемый участием в качестве страны-партнера,
для привлечения новых российских экспонентов, в том числе предприятий малого и
среднего бизнеса, был упущен. Пользовавшийся огромным интересом в Ганновере в
2005 г. раздел российской экспозиции "Новые материалы для авиации", где демонстрировалась
продукция, в частности ВСМПО-Ависма, Всероссийского института авиационных материалов,
на выставке ИЛА не был представлен вообще. И это, несмотря на то, что основным
экспонатом выставки ИЛА был новый европейский авиалайнер А 380, а уникальные штамповки
для изготовления крупногабаритных узлов шасси этого аэробуса производятся в России
корпорацией ВСМПО-Ависма. Но об этом ярком примере российско-германского партнерства
в авиастроении на выставке ИЛА ничего не говорилось. Впервые за долгое время на
выставке ИЛА отсутствовала экспозиция Центрального аэрогидродинамического института
– крупнейшего в мире центра авиационной науки.
Да и успешный опыт российской участия в качестве страны-партнера в Ганновере,
где на площади 640 кв. м был организован открытый Российский промышленный форум,
в котором приняло участие более 600 специалистов из России и Германии, тоже не
нашел продолжения на ИЛА. Давайте вспомним, на каком подъеме и при переполненном
зале проходил первый день работы открытого форума на Ганноверской ярмарке-2005,
посвященный вопросам российско-германского сотрудничества в области авиастроения.
Беспокоит то, что организаторам как с немецкой (Мессе Берлин), так и с российской
стороны (Роспром) не удалось уйти от привычных штампов и стереотипов при подготовке
российской экспозиции. И самое главное - определить цель и перспективы российского
участия в качестве страны-партнера ИЛА для развития экономических отношений между
нашими государствами. В результате продолжение успеха страны-партнера Ганноверской
ярмарки на ИЛА не получилось.
Положение спасали сами участники, которые, в отличие от организаторов, подготовились
очень добросовестно. Особой популярностью у посетителей выставки пользовалась
грамотно продуманная и удивительно зрелищная экспозиция Федерального космического
агентства (Роскосмос). Традиционно выделялись стенды ФГУП "Салют", Рособоронэкспорта,
АВПК "Сухой", корпорации "Иркут".
К сожалению, интерес к ИЛА со стороны общественности значительно меньше, чем
к другим европейским авиационно-космическим салонам. Так, по официальной информации,
число посетителей предшествующей выставки ИЛА более чем в два раза меньше чем
аналогичные показатели на салоне в Ле Бурже или на российском МАКСе (ИЛА-2004
посетило 201500 человек, последние салоны в Ле Бурже и в Жуковском – МАКС - посетило,
соответственно, 480000 и 512000 человек).
Признаком отношения политических кругов Германии к ИЛА явилось то, что впервые
за историю Берлинского авиасалона Федеральный канцлер Германии его не посетила.
А к нашей политической и деловой элите возникает несколько вопросов.
Вопрос первый: кто несет ответственность за проявленную беспечность и равнодушие в подготовке
столь масштабного выставочного события?
Вопрос второй: как это соотносится с продвижением национальных интересов России, в том числе
в области российско-германского партнерства.
Особенно интересно получить конкретные ответы в связи с реальным намерением правительства
РФ расширить возможности участия российских предприятий на выставочных площадках
за рубежом, в частности, в Ганновере.