Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Пустеющий бак


Пустеющий бак


Автор: Анна Ким
Источник: "Финанс." - N15 (17 - 23 апреля 2006)

Страх дефицита
В ближайшем будущем в нефтеперерабатывающей отрасли могут возникнуть "кризисные явления" — такой прогноз дал глава Минпромэнерго Виктор Христенко на недавнем заседании правительственной комиссии по вопросам ТЭКа и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Отметив, что сейчас состояние нефтепереработки в целом удовлетворяет существующим параметрам спроса, министр заявил, что рост в нефтяной отрасли базируется в значительной степени на активах и мощностях, доставшихся России от прошлого. Потенциал, заложенный еще в советские времена, практически исчерпан. Перспективы нефтеперерабатывающей отрасли волнуют и бизнес. Президент нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов говорит, что уже к концу текущего десятилетия Россия может столкнуться с дефицитом светлых нефтепродуктов, в первую очередь бензина.

Нефтеперерабатывающие мощности в стране по большей части устарели морально, а многие — и физически. Степень износа отечественных нефтеперерабатывающих заводов составляет, по данным Минэкономразвития, 65%. Из 27 имеющихся заводов 6 были пущены в эксплуатацию еще до войны, еще 6 — построены до 1950 года и 8 — до 1960 года. Нефтепереработка до сих пор во многом ориентирована на структуру спроса, существовавшую во времена строительства этих НПЗ. В ней высока доля выхода мазута и дизельного топлива. При этом значительная часть этих продуктов идет на экспорт, в то время как практически весь бензин остается на внутреннем рынке.
 
Между тем с ростом доходов населения увеличивается и автопарк — на 5-7% ежегодно. По данным Минпромэнерго, в прошлом году в России было продано около 1,8 млн машин, к 2010 году продажи составят 2,6-2,8 млн автомобилей в год. Причем российские автолюбители становятся все более взыскательными и все чаще выбирают иномарки, а значит, растет спрос на бензин с более высоким октановым числом.
 
Нефтеперерабатывающая отрасль к такому развитию событий оказалась не готова. Российские НПЗ из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина — втрое меньше, чем заводы США. А уж за скверное качество российский бензин не ругал только ленивый.
 
Надо чаще встречаться
На волне очередной кампании по борьбе с инфляцией и в период весенних полевых работ правительство особенно озабочено ростом цен на горючее. Причем, как и в сентябре прошлого года, в качестве "противопожарных" мер в ход пойдут неформальные договоренности, достигнутые с главами нефтяных компаний. Однако прошлогодняя "заморозка", как отмечают эксперты, оказалась для них даже выгодной. Ведь после объявления моратория оптовые цены начали снижаться, а розничные так и остались высокими. Сейчас нефтяникам тоже не резон отвечать правительству отказом: оно вот-вот примет решение о дифференциации НДПИ. Впрочем, чиновникам опыт "государственно-частного партнерства" в топливном вопросе явно пришелся по душе. Замглавы Минэкономразвития Андрей Белоусов высказал недавно мнение, что проводить встречи представителей нефтяных компаний и правительства нужно регулярно. "Важно, чтобы компании информировали правительство о том, на сколько они планируют повышать цены на бензин, а правительство будет исходить из этого при формировании политики, в том числе таможенно-тарифной", — сказал он, подчеркнув, что речь не идет о госрегулировании цен.
 
Понятно, что околоадминистративные методы регулирования цен на нефтепродукты фундаментально проблему не решают. В правительстве подготовлен целый комплекс мер, которые, по мнению чиновников, способны увеличить предложение на рынке ГСМ, улучшить его структуру и стабилизировать цены. В этом году оно отказалось индексировать акцизы на нефтепродукты. До середины апреля правительство обещало принять решение об отмене импортных пошлин на топливо, хотя эксперты считают, что это мало поможет обуздать цены, поскольку поставки нефтепродуктов в Россию из-за рубежа очень незначительны. Кроме того, Минпромэнерго предлагает дифференцировать ставки акциза на бензин: для более качественного Евро-4 они будут ниже, что должно стимулировать его производство. "Акцизы нужно менять, — соглашаются в компании "Лукойл". — Сегодня система их уплаты построена таким образом, что производителям невыгодно выпускать качественную продукцию".
 
По мнению Минэкономразвития, поможет и предстоящая дифференциация НДПИ — она даст компаниям возможность обеспечивать базу для производства собственных нефтепродуктов. "Существующая система сбора НДПИ является одной из причин внутреннего роста цен на нефтепродукты. Этот налог жестко привязан к стоимости нефти на мировом рынке. Чем дороже "черное золото", тем больше налогов платят нефтяные компании. Мы полагаем, что, пока цены на нефть относительно стабильны, меры по сдерживанию роста цен на ГСМ оправданны. Однако в случае нового скачка на мировом рынке удержать цены на нефтепродукты административными или другими мерами будет невозможно", — считает генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций ("Ассонефть") Елена Корзун. Впрочем, в министерстве пока не считают целесообразным отвязывать НДПИ от мировых цен на нефть: по подсчетам чиновников, доля этого налога в стоимости бензина составляет всего 7-8%.
 
Больше справедливости
По оценкам экспертов, в прошлом году с повышением экспортных пошлин на нефть и ростом внутренних цен на нефтепродукты поставка сырья на НПЗ и последующая продажа нефтепродуктов впервые за долгое время стала для компаний выгоднее, чем экспорт нефти. В результате объем переработки в России в прошлом году вырос на 6,4% и достиг 206 млн тонн, увеличилась и загрузка НПЗ. Однако к немедленному снижению цен это не привело. В сфере нефтепереработки очень высока степень монополизации. Из 27 крупных НПЗ, существующих сейчас в России, 19 входят в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Рынок фрагментирован по регионам, и на ценовую политику в каждом из них сильное влияние оказывают оптовые поставщики — как правило, крупные ВИНК. Сделать с этим государство пока ничего не может: с формальной точки зрения придраться не к чему, поскольку на одну нефтяную компанию приходится не больше дозволенных законом 35% рынка. В рознице, где влияние ВИНК не столь велико (около трети рынка), слабая эластичность спроса по цене позволяет продавцам повышать цены без боязни потерять потребителей.
 
В правительстве вот уже несколько лет обсуждают идею создания биржи нефтепродуктов. Судя по последним высказываниям представителей Минэкономразвития, она станет реальностью уже во второй половине текущего года. В "Ассонефти" эти планы одобряют. "Это создаст более справедливые условия для формирования рыночной цены на внутреннем рынке, — считает Елена Корзун. — Известно, что цены на нефть на внутреннем рынке в течение 2000-2005 годов изменялись в разы. Часто это ставило независимые нефтяные компании на грань банкротства и приводило к поглощению их крупными холдингами". Впрочем, не все эксперты разделяют этот оптимизм, полагая, что у нефтяников нет особого стимула участвовать в работе биржи. В этом случае выход для государства может быть пока лишь в привлечении контролируемых им "Роснефти" и "Сибнефти". "Нефтяная биржа не нужна никому по большому счету, — заявил один из экспертов на условиях анонимности. — Государство хочет управлять ценами, но оно не в таких больших объемах закупает нефтепродукты, особенно бензин. Если проводить аналогию с ЦБ, который является ключевым игроком на валютном рынке, то здесь подобной ситуации не получится".
 
Возможно, самым действенным методом стимулирования нефтепереработки будет отмена импортных пошлин на технологическое оборудование. Только половина российских НПЗ располагает оборудованием, способным увеличить глубину переработки: в России она едва превышает 70% (в Европе — в среднем около 90%). Современные комплексы глубокой переработки нефти стоят сотни миллионов долларов, их строительство занимает, как правило, 3-4 года, а срок окупаемости достигает 6-8 лет. В нынешних условиях редкая нефтяная компания решится подвергнуть себя такому риску. В основном они предпочитают вкладываться в капитальный ремонт и модернизацию уже существующих НПЗ. В нынешнем году крупные компании инвестируют около $700 млн. Планы есть у "Лукойла", "Русснефти", "Роснефти", ТНК-ВР и даже у "Юкоса". Более масштабный, но и более долгосрочный проект у "Татнефти": компания выступит генеральным инвестором строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске стоимостью около $4 млрд. В том числе около $1,5 млрд уйдет на закупку импортного оборудования. На заводе планируется ежегодно перерабатывать 7 млн тонн карбоновой нефти в широкую гамму продуктов нефтехимии, в том числе выпускать бензин экологического стандарта Евро-5. Ввод в эксплуатацию первого этапа комплекса запланирован на 2008 год.

Дележ американского "пирога"
Практика вызова руководителей нефтяных компаний для беседы на топливную тему существует не только в России. За последние месяцы американским нефтяникам приходилось уже дважды представать перед Сенатом, оправдываясь за происходящие в отрасли слияния и полученные рекордные прибыли. Политики недовольны ростом цен на энергоносители: в сентябре прошлого года после урагана "Катрина" средняя цена бензина на американских заправочных станциях впервые подскочила выше $3 за галлон (3,785 литра). В законодательных инициативах, направленных против "жадных" компаний, в последнее время не было недостатка. В частности, в одном проекте предлагалось ужесточить правила корпоративных слияний в нефтяной отрасли, в другом — ввести для компаний 50-процентный налог на сверхприбыль, возникающую при продаже "черного золота" по цене выше $40 за баррель. Однако пока у власти в США республиканцы, традиционно поддерживаемые гигантами нефтяной отрасли, компаниям скорее всего ничто не угрожает. В Министерстве финансов сократится число заместителей министра. "Мы реорганизуем ряд департаментов. Административную реформу мы начинаем с себя", — заявил Алексей Кудрин. В свою очередь глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что пока "не успел определиться по этому вопросу". В Министерстве финансов работают 12 заместителей министра, а в МЭРТ — 15 замов.



Журнал "Финанс."
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 20 Апреля 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100