Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > 55 рублей на одну российскую душу


55 рублей на одну российскую душу


Автор: Ростислав Кокорев
Источник: "D’ (Д-штрих)" - N2-3 (март 2006)

В прошлом году российским паевым фондам (ПИФам) исполнилось десять лет. Это был год бурного роста ПИФов -- их активы выросли на 112% (темпы роста были выше только в 1999-м и 2003 годах). Управляющие компании в восторге от бума. А замечен ли этот бум российскими гражданами? Вошли ли ПИФы в их повседневную жизнь?
 
Конечно, мне хочется ответить утвердительно на оба вопроса. Я очень давно знаю про ПИФы, пишу о них статьи, читаю лекции. Искренне считаю, что это полезный финансовый инструмент, который может принести много пользы как российской экономике, так и отдельно взятым россиянам. Сам являюсь пайщиком трех фондов. Поэтому, глядя на их героический рост, я очень хочу крикнуть что-нибудь вроде "ура". Кстати, в 2003 году кричал, описывая шестикратный рост отрасли: с 12 до 72 млрд рублей.
 
А тут активы уже до 232 млрд добрались (к концу 2005 года), но мне что-то не кричится. То ли исследовательская добросовестность не позволяет, то ли накопившаяся брюзгливость.
 
Вот сравни, читатель, два таких потребительских товара, как мобильный телефон и машинка для стрижки бороды. И то и другое появилось в нашей жизни лет десять назад. И то и другое было сначала экзотикой, если не предметом роскоши. Сейчас и то и другое доступно по цене большинству наших сограждан. Но мобильников в России -- десятки миллионов, а вот количество машинок для стрижки бороды точно неизвестно, однако, похоже, сильно отстает от числа мобильников.
 
-- Это ты к чему? -- спросят возмущенные сотрудники управляющих компаний и иные поклонники ПИФов. -- Причем тут эти машинки? Они просто не нужны большей части населения, поскольку большинство мужиков бреется! А женщинам они вообще ни к чему! А таких бородатых, как ты, -- меньшинство!
 
-- Правильно, -- отвечу я. -- Аналогичный случай. ПИФы просто не нужны большей части населения, а таких, как вы и я, -- подавляющее меньшинство.
 
А теперь немного цифр.
 
Уберем из рассмотрения закрытые фонды -- это игрушка не для широкого населения, а либо для корпораций, либо для очень богатых граждан. Они сегодня весьма успешны и востребованны, но это другая модель бизнеса. А мы возьмем открытые и интервальные ПИФы, которые по своей природе более ориентированы на розницу. Их совокупные активы выросли за год с 37,35 млрд рублей до 69,61 млрд рублей (данные Национальной лиги управляющих). Рост в 32 млрд рублей весьма впечатляет, но возникает вопрос: какая его доля пришлась на "чистые продажи", то есть на свежие средства, занесенные в ПИФы в 2005 году, а какая -- на инвестиционный доход?
 
По данным агентства Investfunds, чистые продажи по всем открытым и интервальным ПИФам в прошлом году составили 7,8 млрд рублей (без учета новых размещений). То есть меньше четверти от общего прироста. В расчете на душу населения -- примерно по 55 рублей (!). (Впрочем, имеющаяся статистика не позволяет определить, какую долю чистых продаж обеспечили рядовые граждане, какую -- институциональные инвесторы, а какую -- "богатенькие буратины", то есть физические лица с очень крупными вкладами.)
 
И это при том, что треть всех открытых и интервальных фондов, проработавших более года (61 из 182) показали доходность выше 50% годовых, еще треть -- от 23 до 50%, а девять ПИФов из десяти перекрыли инфляцию! То есть, несмотря на дивную доходность, российский народ в целом в ПИФы не ломился. Вернее, ломился очень избирательно: более половины чистых продаж обеспечила одна-единственная УК -- "Тройка Диалог".
 
Нет, конечно, все в сравнении познается. По нашим стандартам, очередь в офисе УК в десять-пятнадцать человек -- это уже "лом". С другой стороны, ситуация в Москве, а также в Питере и еще полудюжине крупных городов гораздо более живая, зато по остальной России -- абсолютная стагнация. Причем для управляющих-то приток средств в несколько миллионов долларов -- это явный успех (средний размер открытого ПИФа по итогам года составлял около 180 млн рублей). Но, коллеги, есть ли при этом основания говорить о бурном развитии именно массового рынка ПИФов?
 
К сожалению, нет доступной статистики и по такому простому параметру, как число пайщиков ПИФов -- физических лиц. Количество "рыночных пайщиков" на конец третьего квартала, по данным ФСФР, -- около 115 тыс., однако эта цифра включает нулевые счета; реальных же пайщиков, по всей вероятности, все еще меньше 100 тыс. При этом на один счет будет в среднем приходиться (опять-таки без учета закрытых ПИФов) этак тысяч по семьсот рублей, что есть абсурд, ибо средний гражданин -- клиент ПИФа, конечно, "заносит" намного меньше. А данных, позволяющих разделить "институционалов", "простых физиков" и "буратин", как было отмечено выше, -- нету.
 
Ну бедное у нас население, бедное. Но только в плане ПИФов. На 1 ноября 2005 года в российских банках лежало 1337,1 млрд рублей на депозитах физических лиц сроком от одного до трех лет. А еще 166,5 млрд рублей -- на депозитах сроком более трех лет. И есть аналитики, всерьез толкующие о том, что "ПИФы все больше начинают конкурировать с банками за деньги среднего класса"?!
 
Дело в том, что деньги в ПИФах и в банках разные. Пусть меня поправят социологи, но, по моим субъективным ощущениям, по моей собственной инвестиционной мотивации и по мотивации ряда моих знакомых, скажу: средний класс в ПИФах сегодня не сберегает, не накапливает, а проигрывает. В ПИФы несут не просто не последние деньги, а такие, которые можно спокойно и без большого вреда для семейного бюджета потерять. Копить же на машину или на квартиру в ПИФах пока не принято (хотя возможно, что такие энтузиасты потихоньку появляются).
 

Итак, бум в сфере розничных ПИФов несомненно есть -- если брать голую динамику самой отрасли; но их значимость как для экономики России, так и для повседневной финансовой жизни россиян, преувеличивать не стоит.




Журнал "D’ (Д-штрих)"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 21 Марта 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100