Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Сохранить интеллектуальный генофонд нации


Сохранить интеллектуальный генофонд нации


Источник: "Эхо планеты" - N9 (26 февраля - 5 марта 2006)

Все эти темы затрагивает в беседе с нашим корреспондентом писатель и философ Андрей Карклин, к творчеству которого мы обращаемся уже не в первый раз.

-- Вы родились в СССР, пережили развал державы, кризис, дефолт, оказались в обществе, лишенном романтического смысла и цели. Что же заставляет вас как литературного интеллектуала, философа идти вперед? Банальное желание обеспеченной жизни или в процессе книгосоздания вы живете в том мире, где вам комфортно?

-- На наших глазах приключилась история... На три-четыре страницы школьного учебника. Я имею в виду тот самый, как вы изволили выразиться, развал. История. Ее, по утверждению Карамзина, творят не народы, а личности. У нас, у философов, как это испокон веков повелось, наличествует тяга к поиску Человека. Собственно, интерес к личности, к человеку в конце концов и приводит на данное поприще. Я подразумеваю упомянутый вами путь вперед. Писатель отражает свое отношение к личности, к человеку на покрытых бисером букв страницах. Страстно. С ненавистью. Или с любовью. Если, конечно, это не литература "для парикмахерской", не опус сытого, самодовольного автора. Да, мне комфортно в мире, в котором царят личности. И нет, мне неуютно сидеть по горло в сером бульоне безликих масс. В конце концов, неординарный характер для литератора и цель, и средство. Только об этом, только "этим" стоит писать. Только этому стоит служить. А обеспеченной жизни пусть вожделеют другие.

-- Но вернемся к Истории, к роли персоны в ней. Здесь хочется остановиться особо. И вот почему. Вы упоминали об отсутствии в современном обществе как романтического смысла, так и цели. Но ни то, ни другое не возникнет само собой. Как то, так и другое нужно созидать. А для сего требуются люди-гиганты, люди-глыбы. Недавно у Бориса Зайцева я прочитал следующее. Дескать, писательская слава в "публике" есть соответствие ее чувствам и вкусам. И лишь гиганты, как Толстой, Достоевский, могут идти наперекор и в конце победить, подчинить себе. Замечательно! Совершенно согласен. Какой там коммерческий примат, "это не продашь, это не будут читать, это не будут смотреть..."? Да ерунда все! Будут покупать и будут читать, нашлись бы личности, способные создать нечто, способные распылить в эфир споры своих творений. Была бы личность, и тогда будут, как миленькие, будут читать, будут обогащать свою фантазию не школярно-букварными фразочками, а многомерными картинами захватывающего поиска.

-- А что в текущем моменте? Существуют ли сегодня, живут ли среди нас личности, реально творящие историю, помимо политиков, разумеется? Смею утверждать, да. Они, эти люди, как правило, не выпячивают себя, многие из них пока не видны, и о многих мы еще узнаем. Но сейчас, непременно, мне хочется рассказать об одном человеке. Это Сергей Александрович Филатов. Он потрясающий человек. С первых минут общения с ним ощущаешь его подлинную интеллигентность. Видишь и чувствуешь его доброту. Восхищаешься юмором и умом. Хочется рассказать о фонде, который он создал и который в данный момент возглавляет -- это Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (сокращенно ФСЭИП). Само название говорит за себя. Само название говорит о попытке... Знаете, волей-неволей напрашивается такое сравнение: несколько лет назад впервые в истории страны был сформирован стабилизационный фонд. Идеи его, его цели понятны и примерно таковы. Это житейский посыл в будущее, это сбережения отцов детям.

-- Не уверен, уместен ли подобный экономический альтруизм в наше нелегкое время. Не мне судить. Но уверен, что фонд Филатова, ставя перед собой аналогичные (я имею в виду посыл в будущее) цели, решает благороднейшую и, не побоюсь этого слова, величайшую задачу. Это попытка собрать и сохранить интеллектуальный генофонд нации, как-то объединить мыслящих людей страны, дать им  точки соприкосновения. Одно из направлений деятельности фонда -- пестование молодых писателей. С этой целью с началом каждого года, на протяжении вот уже пяти лет, ведется кропотливая работа. От молодежи принимаются заявки на участие в Форуме молодых писателей России. Тщательно рассматриваются образцы их работ. И все мало-мальски одаренные, выбранные из общего числа приславших свои произведения, в конце октября приглашаются на форум. Это молодые литераторы со всей России. В течение недели, по нескольку часов ежедневно, мэтрами отечественной литературы проводятся мастер-классы, на которые может записаться любой желающий из числа участников форума. Каждый день лекция (а то и две-три).

-- Дабы не было замыкания в чисто писательской среде, в качестве лекторов приглашаются известные ученые, путешественники, политики, общественные деятели. В довершение всего самым лучшим молодым литераторам по итогам года вручают премии, помогают заключить договора с издательствами. Таким образом, их поддерживают и ощутимо, и материально.

-- Главное, ребята чувствуют, что нужны, они чувствуют, что не забыты, а ведь это так важно мечущемуся в одиночестве таланту. Они называют форум "лекарством от осенней депрессии", они сравнивают его с "глотком свежего воздуха", и если кто-нибудь из них, когда-нибудь создаст нечто значительное, то этим значительным, процентов на семьдесят он будет обязан тому самому глотку. Короче говоря, так зачинается будущая литература России.

-- По моему глубокому убеждению, идеи человека, это всего лишь идеи одного человека. Пусть у него тысяча последователей, это все равно один и тот же человек. Иными словами, всякий, как восклицал кто-то из великих физиков, стоит на плечах гигантов. С пера всякого писателя скатываются микрокапли пушкинских чернил. И в духовных матрицах грядущих поколений немалый пул ячеек будет ссылаться на сегодняшний день, на этот форум, на этого фонд. На его создателя.

-- Любой начинающий автор мечтает о том, что станет Дэном Брауном, Джоаной Роулинг, но, потыкав пальцами в клавиши компьютера помыкавшись по издательствам, вдруг понимает, что этого не случится, что эту "творческую" жизнь можно терпеть лишь в расчете на перспективу. Готовы ли вы писать и дальше? До каких пор -- в надежде на эту самую перспективу? Или в отсутствии успеха на столе вместо компьютера появится бутылка?

-- Дело в следующем. Я жутко не люблю пустоту. Точно не помню, но, как мне кажется, когда-то я долго стоял по колена в ней. Тупо выискивая в ее глянцевой безбрежности отражение номер два. С тех пор состояние это меня здорово пугает. Знаете, какое на Руси самое страшное проклятие? Чтоб тебе пусто было. Пустота всюду. И от нее трудно уйти. Заключены в ней, то есть абсолютно одиноки не только люди, но и боги. По преданию, Аллах коротает вечность, бросая игральные кости. И лишь в этом спасение. В непредсказуемости открытия. Задача прекрасна, если она не имеет решения. Пока не имеет. Потому что решить можно любую из них. И именно в этом заключается великая расплата с пустотой. Поскольку, находя ранее не существовавшее решение, ты создаешь нечто из ничего. Вдумайтесь только -- из ничего! Это не относится только к математике или физике. Это общий принцип. Нашел, открыл новую метафору -- немножко ужал вконец раскосматившийся вакуум в границах грудной клетки. Сломал детскую игрушку, посмотрел, что у нее внутри, обогатился доселе неведомыми знаниями -- счастье. И так далее. Это общий принцип. Принцип творчества. То есть, борьбы с пустотой. Человеку так нужна эта борьба. Три дня не пооткрывал законов вселенной, не посовершал духовных подвигов и все. Болезнь. А еще хуже -- старость. Значит сдался, значит пустота разъела твою бесшабашную улыбку. Мерзко и тошно. А вы говорите -- зачем. А вы говорите -- Дэн Браун -- неподражаемый спец по открытию психологических Америк и замечательный изобретатель сюжетных велосипедов. Не говоря уже о... Да бог с ними. Есть такой принцип -- два "у". Первое "у" -- это угодить. Второе "у" -- угадать. Творец (в данном случае -- верховный) занимается постановкой вопросов. Формирует условия задач, ответов на которые (в данный момент, в природе) нет и которые нам предстоит найти (хотя бы, как я уже говорил, в порядке развлечения).

Два "у". Угодить толпе. Угадать, где у нее чешется. Пустое для пустых. Лучше удавиться. Зачем, для кого пишу? Не знаю зачем. Для тех, грядущих, которые так же, как и я, ненавидят пустоту. А бутылка... Лишь усугубляет последнюю.

 -- Что сформировало вас, как творческую личность? Находите ли вы время ходить в кино? А если вы туда попадаете, то какие фильмы предпочитаете? Какой жанр вам ближе: боевик, экшен, комедия? Если рука тянется к книжной полке, то чьи писательские "магниты" оказываются сильнее? Если это театр, как я понимаю -- московский, то какой? И если разговаривать о спорте, то поднимаете ли вы утром что-нибудь тяжелее, чем чашка кофе?

-- Что сформировало? Предвкушение открытия. Восторженное припадание к окуляру за секунду до погружения в звездное небо. Увлекался, знаете ли, в школьные годы. Непременный "журнал наблюдений" под рукой. Ясная ночь. Прохлада или, чего доброго, мороз. Одиночество. И россыпь божественных печек, холодных в недостижимости своей. Да, прав, прав был Гете. Когда смотришь на это, то волей-неволей задумаешься... В кино? В кино ходить боюсь. Боюсь, что очередной туда поход отнимет у меня веру в человечество (это из лексикона О.Бендера). Ну, в самом-то деле, когда детскую сказку для дошкольного возраста на каждом углу преподносят как высочайшее достижение отечественного кинематографа, то волком хочется выть. Книжки? Бориса Зайцева люблю. И еще его не исчерпал. Читаю помаленьку. О театре вопрос особый и здесь, в двух словах, об этом не скажешь. По ряду причин, любимый -- это театр имени Гоголя. Спорт? С некоторых пор хожу в клуб любителей бега, в Парке культуры. А чашек кофе давно уже не поднимаю, потому что решительно отказался от кофеина.
...О творческих планах? В этом году при поддержке фонда Филатова будет напечатана моя книжка "?Л-алгебра над полем И:20". Сейчас работаю над следующей. Названия пока нет. Что это будет? Интеллектуальный экшен.



Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 27 Февраля 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100