Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Приключения красного карандаша


Приключения красного карандаша


Автор: Валерий Джалагония
Источник: "Эхо планеты" - N48 (25 ноября - 1 декабря 2005)

Тем самым царь даровал стране если не свободу слова, на которую у российских самодержцев была аллергия, то радикальное смягчение цензуры. По форме контроля она подразделяется на два вида: предварительную, когда рукописи цензуруются перед их публикацией, и карательную, что предполагает принятие санкций уже после выхода в свет книг, газет и журналов, если в суде будет доказано конкретное "преступное деяние, учиненное путем печатного слова". Так вот, Николай II своим указом отменил предварительную цензуру, считающуюся наиболее постыдной.

В большинстве европейских стран это произошло много раньше. В Англии предварительная цензура была ликвидирована еще в 1794 году, во Франции - в 1830-м, в ряде других стран - после революций 1848-1849 годов. Но, как иронично писал Пушкин, "что нужно Лондону, то рано для Москвы". Поэт оказался пророком. Прошло всего 2-3 месяца, и "карнавал свободы слова, как выразился один из исследователей истории цензуры в нашей стране, стал затухать". Уж слишком суровым оказался для него российский климат.
 
Поскольку споры о том, можно ли жить без цензуры, не cтихают по сей день, попробуем разобраться, как вообще возникло это явление. Трудно поверить, но первые цензоры (от латинского censeo - произвожу перепись), появившиеся в Древнем Риме в 5 веке до н.э., занимались вполне мирным делом - переписью граждан и распределением их по имущественным разрядам (цензам). Позволю себе высказать догадку: римских цензоров с их "тезками", появившимися много позже, роднят списки, которые составляли как те, так и другие. Только во втором случае речь шла о списках запрещенных книг, которые регулярно обновлялись и пополнялись.

Считается, что первый такой список составил в 494 году Папа Римский Геласий. Начинание было подхвачено. Весьма плотным оказался перечень, подготовленный католической церковью в 1559 году. В него, в частности, были внесены сочинения таких злонамеренных авторов, как Коперник, Галилей и сгоревший на костре Джордано Бруно.

Впрочем, костры пылали и раньше. Так, еще в 1415 году по постановлению Констанцского собора был сожжен непримиримый противник индульгенций и других спекулятивных деяний, совершавшихся под сенью церкви, Ян Гус. Вместе в ним в огонь были брошены его еретические книги. Но это было как бы разовой инициативой, в дальнейшем дело все более канонизировалось, и костры были поставлены на конвейер.
 
В 1471 году, уже после изобретения книгопечатания, Папа Сикст IV издал предписание, чтобы ни одна книга духовного содержания не печаталась без предварительного одобрения церковных властей. Это и считается официальной датой рождения цензуры, хотя мне не известно ни одной попытки отметить данное событие юбилейным торжественным заседанием - уж слишком "жареным", извините за каламбур, является этот факт.

С XVI века цензуру стали широко использовать и светские власти. В Англии мятежными авторами занимался суд Звездной палаты - по названию зала в королевском дворце в Вестминстере, где он заседал. Во многих случаях их подвергали жестоким телесным наказаниям и облагали крупными штрафами. Во Франции те же задачи решала специальная коллегия королевских цензоров. В течение ста лет за нарушение цензуры в Бастилию были заключены 869 авторов, типографов, издателей газет и книготорговцев. Самым знаменитым узником тюрьмы-крепости был Вольтер, проведший в ней год за сатирические куплеты на латыни в адрес Филиппа Орлеанского, регента при малолетнем Людовике XV. Том самом, который, повзрослев, избрал девизом своего царствования формулу: "После нас хоть потоп".
 
А в 1757 году, когда на троне находился Людовик XVI, королевским указом была установлена смертная казнь за сочинения, "содержащие нападки на религию, склоняющие к возбуждению умов, оскорблению величества или колеблющие спокойствие государства". Поскольку среди вождей Великой французской революции было немало сочинителей, можно не удивляться, что автор указа закончил жизнь на гильотине.
 
Декларация прав человека и гражданина провозгласила свободу выражения мыслей. Однако после падения Парижской коммуны оппозиционная печать попала под запрет на основе законов с характерным названием - "каторжные". Не менее выразительно именовались акты, принятые в 1819 году в Англии, - "законы-намордники". За печатание "возмутительных памфлетов" предусматривались каторжные работы.
 
Институт государственной цензуры потерял былую актуальность после образования издательских концернов - установившаяся цензура денежных мешков оказалась достаточно эффективной, в чем с некоторых пор имеют возможность убедиться и россияне.
 
По поводу зарождения института цензуры в России существуют разные взгляды. Владимир Набоков, например, в романе "Дар" устами главного героя - русского писателя-эмигранта - объявил: "В России цензурное ведомство возникло раньше литературы; всегда чувствовалось его роковое старшинство: так и подмывало по нему щелкнуть". Правда, щелчок от цензуры достался самому Набокову, причем произошло это не в России, а за океаном. Его знаменитый роман "Лолита", вышедший в 1955 году, американская цензура признала "порнографическим".

Но в чем-то Набоков, возможно, и прав. "Слово о полку Игореве", с которого по существу началась русская литература, появилось в XII веке. А "Изборник" князя Станислава Ярославича, содержавший список "ложных" книг, кои нельзя читать православному человеку, - в XI.
 
Специальное цензурное законодательство возникло в России только в XVIII веке. Надзор за богословскими книгами был поручен Синоду, а предварительная цензура "вольных типографий" поручалась управам благочиния, проще говоря - органам полицейского надзора. Они обязывались не пропускать "ничего противного законам Божьим или гражданским или же к явным соблазнам клонящегося".
 
С началом революции во Франции цензурный пресс в России стал особенно жестким. В числе первых под его жернова попал Александр Радищев. Его книга "Путешествие из Петербурга в Москву" была издана с разрешения петербургского обер-полицмейстера, но привела в бешенство более проницательную Екатерину II. "Бунтовщик хуже Пугачева", - начертала на полях императрица. После шести лет сибирской ссылки Радищев вернулся домой душевно сломленным. Однажды в припадке страха он залпом выпил стакан царской водки, приготовленной для чистки эполет его сына. А потом для надежности схватился за бритву.
 
Подоспевший сын успел удержать его руку. "Я буду долго мучиться", - сказал несчастный писатель. Так и получилось: он скончался после нескольких часов тяжких страданий.
 
Российскую цензуру обессмертил Пушкин, посвятивший ей два стихотворных послания, распространявшихся в списках. Первое было направлено против А.С.Бирукова, цензорскую деятельность которого поэт называл "самовластной расправой трусливого дурака". Пушкинские стихи - это собирательный образ "угрюмого сторожа муз". Обращаясь к нему, поэт восклицает: "А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?/ Где должно б умствовать ты хлопаешь глазами;/ Не понимая нас, мараешь и дерешь".
 
А вот со вторым "Посланием к цензору" Александр Сергеевич просчитался. Им он откликнулся на назначение адмирала А.С.Шишкова, литератора и рьяного славянофила, главой министерства народного просвещения, ведавшего цензурой.. Поэт помнил, что Шишков выступал против нелепых цензорских придирок и связывал с ним надежды. Однако именно адмирал стал автором скандального цензурного устава, принятого сразу после восстания декабристов и прозванного "чугунным".
 
Приведу образчик "творчества" одного из тех, кто проводил его в жизнь, - цензора А.И.Красовского. В "Стансах к Элизе" поэт В.Н.Олин патетически восклицал: "Что в мнении людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной". Красовский строго одернул восторженного пиита. "Сильно сказано, - написал он рядом с приведенными строками, - к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить нужно".
 
Цензорских ведомств в России становилось все больше. По подсчетам А.В.Никитенко, который сам принадлежал к этому цеху, целая дюжина. "Если сосчитать всех лиц, занимающихся цензурою, их окажется больше, чем книг, печатаемых в течение года", - записал он в своем дневнике, считающемся одним из самых ценных документов эпохи. Но даже этот многоопытный человек никогда бы не поверил, сколько цензоров расплодится в его стране через несколько десятилетий, когда Россия станет советской.
 
В энциклопедиях эпохи развитого социализма с торжеством подчеркивалось, что Великий Октябрь "положил конец как царской, так и буржуазной цензуре". И это справедливо. Но он же положил начало тотальной коммунистической цензуре, беспрецедентно жесткой и исключавшей любое проявление инакомыслия. Эта система сложилась не сразу, но основы ее закладывались уже в первые революционные дни.
 
Декрет о печати был принят на второй день восстания. Начиная с этого момента и по июнь 1918 года прекратили сущестование свыше 470 оппозиционных газет. На заседании ВЦИК, состоявшемся в Смольном на десятый день Октября, раздавались голоса о том, что пришла пора покончить с политическим террором. Но Ленин был непримирим: "Мы не можем дать буржуазии возможности клеветать на нас... мы не можем к бомбам Каледина добавить бомбы лжи". Ленинская позиция в области печати собрала 34 голоса, "против" - 24, воздержался один. В сталинские времена подобные решения принимались единогласно.
 
Строго говоря, какие-то элементы тактической логики можно, наверное, найти в каждом тогдашнем решении, но взятые вместе, они разрослись до глобальной стратегической ошибки. Что и подтвердила история.

Основатель российской социологии Питирим Сорокин увидел в закрытии газет, враждебных к советской власти, "возврат в средние века". В августе 1922 года он вместе со 159 другими выдающимися деятелями науки, подчиняясь приказу большевиков, поднимется на борт теплохода, чтобы навсегда покинуть Россию. В "Правде" их назовут "идеологическими врангелевцами и колчаковцами".
 
Ленин, убежденный революционер, был столь же убежденным сторонником цензуры. Хорошо известны его слова о том, что важнейшим из искусств для нас является кино. Их привел в своих воспоминаниях А.В.Луначарский. Но не многие помнят, что он воспроизвел и другую мысль вождя: "Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места".
 
Считалось, что цензура - дело временное: она необходима лишь для молодого советского государства, окруженного врагами. Но государство росло, крепло, расширялось, возник целый лагерь стран социализма. А цензура только матерела и не думала вымирать. Внутри советской империи была создана еще одна, повторяющая ее очертания, - империя цензуры. Сначала ее олицетворял Госиздат, созданный В 1919 году при Наркомпроссе. А два года спустя он сдал боевую вахту Главлиту, который дожил до горбачевской перестройки, а потом тихо усоп, никем не оплаканный.
 
Красному карандашу цензора можно было бы посвятить оду, предварительно завизировав ее в том же Главлите. У него имелась своя философия и своя эстетика. Карандаш был красным и не мог быть иным. Как цвет государственного флага. И как сигнал "Стоп" на светофоре. Он мог смениться на зеленый, открыв путь рукописи к читателям, пьесе и фильму - к зрителям. А мог сбросить их в кювет забвения. Рукописи, возможно, и не горят, но их авторы сгорают - сколько из них не дожили до заслуженной славы и умерли в безвестности, в нищете, в сталинских лагерях!
 
Советских писателей, инженеров человеческих душ, приучили едва ли не любить цензуру - с ней как-то спокойнее. Но так считали не все. Михаил Булгаков в своем отчаянно смелом письме Правительству СССР, написанном в 1930 году, когда его не печатали, не ставили, вычеркнули из жизни, высказался предельно четко: "Писатель, который утверждает, что ему необходима цензура, похож на рыбу, которая бы стала публично утверждать, что ей не нужна вода".
 
Вот такую рыбу, не нуждавшуюся в воде, или писателей, не нуждающихся в свободе слова, и пытались вырастить в результате сложных селекционных усилий советские идеологи.. А вырастали бабаевские, бубенновы, суровы. Кто их сегодня помнит?
 
Возможно, одной из самых страшных разновидностей цензуры была самоцензура - сознательное, вынужденное кромсание авторами собственных творений, даже рукописей, хранившихся в письменных столах. Наглядным примером этого могут служить дневники, которые в течение почти 70 лет вел Чуковский. Во многих тетрадях, которые Корней Иванович не раз перечитывал, он сам вырывал страницы. В дневниках нет ни одного упоминания о репрессиях, арестах, а в тетради за 1937 год в записи, сделанной 29 августа, - всего два обжигающих слова: "Лидина трагедия". Муж дочери Чуковского, Лидии Корнеевны, - талантливый физик-теоретик и автор научно-художественных книг для юношества М.П.Бронштейн - был арестован. 1938 год в дневниках Чуковского вообще пропущен, а 12 декабря 39-го он сделал глухую запись: "Сегодня я написал Лиде о Матвее Петровиче". Писателю, книги которого читали дети всех коммунистических вождей, удалось пробитьcя на прием к председателю военной коллегии Верховного суда В.В.Ульриху, и тот сообщил, что его зять расстрелян.
 
Прямого конфликта с цензурой у классика детской литературы вроде бы быть не могло - все-таки он не Булгаков, не Солженицын. А ведь были, да еще какие! В декабре 1934 года Чуковский узнал, что его "Крокодил" вырезан из сборника, печатавшегося в Детгизе. Чем напугала цензоров эта веселая сказка, никто объяснить не мог, пока Чуковский не пробился к начальнику Главлита Б.М.Волину. Тот сказал, что страшно занят, но в порядке личного одолжения готов указать "политические дикости и несуразности "Крокодила". Вот, пожалуйста: "Подбегает постовой:/ Что за шум? Что за вой?/ Как ты смеешь тут ходить,/ По-немецки говорить?"
 
"Где же это видано, - возмущался Волин, - чтобы в СССР постовые милиционеры запрещали кому бы то ни было разговаривать по-немецки!? Это противоречит всей нашей национальной политике! (А где же это видано, чтобы милиционеры вообще разговаривали с Крокодилом)", - дописал в скобках Чуковский.

Волин привел примеры еще более "злопыхательские". "Очень рад/ Ленинград/ .../ А яростного гада/ Долой из Ленинграда"... "Ленинград, - объяснил главный цензор, - исторический город, и всякая фантастика о нем будет принята как политический намек. Осбенно такие строки: "Там наши братья, как в аду -/ В зоологическом саду./ О этот сад, ужасный сад!/ Его забыть я был бы рад,/ Там под бичами палачей/ Немало мучится зверей" и пр. Все это еще месяц назад казалось невинной шуткой, а теперь после смерти Кирова звучит иносказательно..."

Кстати, про иносказания. Цензорский террор обучил советских литераторов языку намеков и аллюзий. Иосиф Бродский, любивший сленг, хохотал: "Наши писатели научились ботать на Эзоповой фене!" После выхода в 60-е годы повести Василия Аксенова "Затоваренная бочкотара" по стране шепотком передавался слух, будто автору в соответствующих инстанциях сказали: "Думаете, мы не догадались, на какой поезд опоздывают ваши герои?" А они, напомню, опоздали на поезд, отбывший по расписанию в 19.17. Приглядитесь: год Великого Октября! Я до сих пор не знаю, выдумка это или быль. Но ситуация смоделирована смешно и точно. По счастью, тяжелых последствий для автора это не имело: все-таки на дворе была оттепель, а не 19.37.

А вот эпизод, свидетелем которого я был сам. 28 февраля 1983 года на расширенном заседании коллегии минкульта СССР обсуждались задачи, стоявшие перед работниками культурного фронта в свете выступления нового генсека Ю.В.Андропова на ноябрьском пленуме ЦК (три месяца назад он сменил умершего Брежнева).
 
Докладчик - министр культуры П.Н.Демичев, являвшийся кандидатом в члены политбюро, критически обозрел положение дел в подведомственной сфере. Особенно его тревожила обстановка в театрах, где многое шло не так, как учит партия. На афишах - засилье далеко не лучших пьес авторов из капиталистических стран. Так, в трех театрах Москвы идет сразу семь пьес Теннесси Уильямса. А Юрий Любимов попытался преподнести очередную сенсацию. В спектакле Таганки по "Борису Годунову" история XVI века перенесена в советское время. Опричники у него разгуливают в кожанках и тельняшках, и зрителям внушается мысль, будто наш народ безмолвствует. "Спектакль, естественно, пришлось закрыть, - скорбно сказал Петр Нилович. - Любимов утверждает, что мы запрещаем Пушкина. Но мы запрещаем не Пушкина, а любимовскую трактовку пьесы нашего великого поэта".
 
Сегодня эти картинки не столь уж давней нашей жизни воспринимаются как нечто невероятное, гротескное, относящееся к жанру абсурда. Но это надо знать и помнить, чтобы прошлое, когда красный цензорский карандаш разросся до символа эпохи, не стало нашим будущим.



Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 27 Ноября 2005 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100